Судьям то и полезно что в карман полезло

Пословицы русского народа

^ Суд — Лихоимство

He бойся суда, бойся судьи (прибавка: не бойся барина, бойся слуги).

Рука длинна — достала до суда.

Судья — что плотник: что захочет, то и вырубит.

Перо в суде — что топор в лесу (прибавка: что захотел, то и вырубил).

Судья в суде — что рыба в пруде.

Знает и сила правду, да не любит сказывать.

Пути ясны, да очи слепы.

Неправдою суд стоит.

Суд прямой, да судья кривой.

На кривой суд, что на милость — образца нет (т. е. все возможно).

То-то и закон, как судья знаком.

Закон — дышло: куда хочешь, туда и воротишь.

Это Шемякин суд (т. е. кривой). Рассудили Шемякиным судом.

Где суд, там и неправда. Где суд, там и суть (т. е. сутяжество).

В суд пойдешь — правды не найдешь.

Тяжбу завел — стал как бубен гол.

Тяжбу завел — стал гол, как сокол.

Тягался, как лещ с ершом (из присказки).

Лошадь с волком тягалась — хвост да грива осталась.

С богатым не тягайся, с сильным не дерись (не борись).

В мутной воде хорошо рыбу ловить.

Помути Бог народ — накорми воевод!

Бог любит праведника, а судья (или: а черт) ябедника.

На мир беда, а воеводе нажиток.

На воеводу доказывай, а сам иди в тюрьму!

Суд по форме — судей покормит.

Из суда — что из пруда: сух не выйдешь.

Перед судом все равны: все без окупа виноваты.

Судьям то и полезно, что в карман полезло.

Судье полезно, что в карман полезло.

Не судись: лапоть дороже сапога станет.

Тяжба — петля; суд — виселица.

Не тягайся — удавишься.

Вор виноват, а подьячий мошне его рад.

С судьею не спорь, с тюрьмой не вздорь!

С сумой да с тюрьмой никогда не бранись!

Суд да дело, а в боку болит.

Дело правое, да в кармане свербит. Правое дело, а в кармане засвербело.

Наши правы, а сто рублей дали.

За правду плати и за неправду плати. Поплатись за правду, поплатись и за неправду!

Для того дело тянется, что виноватый правится.

Тяжелы поклоны — с легким даром.

В суд ногой — в карман рукой.

Ах, судья, судья: четыре полы, восемь карманов!

Судейский карман — что поповское брюхо (или: что утиный зоб).

Утиного зоба не накормишь, судейского кармана не наполнишь.

Мзда глаза дерет. Дары и мудрых ослепляют.

Соблазн велик — и совесть молчит.

Судейскому обету, рубль на примету.

Суд (или: Судья) докуку любит.

Золотой молоток и железные двери (или: запоры) отворяет.

Золото железо режет (или: переедает).

Что черно, что бело, вызолоти — все одно.

Глаза золотом запорошат — ничего не увидишь.

Вставить кому серебряные глаза (или: серебряный глазок).

Надеть на кого золотые очки.

Дать кому умыться с серебра. Посеребрить кому руки.

Подсунуть барашка в бумажке. Сунуть под хвост (т. е. взятку дать).

Эта вина стоит полведра вина (присуждают на сходке).

Опить того на столько-то (т. е. за наказание заставить купить вина).

Это урывай-алтынник поборышкин (т. е. взяточник).

Он набивает себе карман. Набил карман.

Вот волку несут — а как волка-то понесут?

Заступить заступил, а пять рублей слупил.

Дьяк у места — что кошка у теста, а как дьяк на площади — то господи прости (стар.).

Судью подаришь, все победишь (или: правду победишь).

Всяк подьячий любит калач горячий.

Подьячий любит принос горячий.

Земля любит навоз, лошадь овес, а воевода (или: судья) принос.

Судье рыбка, просителю клеек ( т. е. чешуя).

Просьбы не докуки, как не пусты руки.

То не мудрено, что к воеводе принесено (прибавка: а то бы мудрено, что не ношено).

Не ходи к воеводе (или: в суд) с одним носом, ходи с приносом!

Брось псу кусок, так не лает.

Дари судью, так не посадит в тюрьму.

Скорее дело вершишь, коли судью подаришь.

Порожнем не накланяешься. Порожнем кланяться — голову вскружит.

Порожними руками с судьей не сговоришь.

От доброго приноса и правда с кольцом живет (на цепи).

Добр дворянин, что ездит не один (а с приносом).

За тем дело стало, что за ним приданого мало.

Дарить было не мало, да денег не стало.

Когда бы взял за дело, так бы и брюхо не болело.

Тот прав, за кого праведные денежки молятся.

Перед Богом ставь свечку, перед судьею мешок!

Украли на двести, да и разделили вместе.

Коли кошку обдерут — тебе шкурку дадут.

Смалчивай, невестка: сарафан куплю.

Станешь дарить — станем хвалить; не станешь дарить — станем корить (свадеб. песня).

С переднего крыльца отказ, а с заднего — милости просим!

По хлебу ходить, да голодному быть (или: да хлеба не есть).

Повар с голоду не умирает. Повар и духом сыт бывает.

Голодную стряпуху под шестком хоронят (шуточн.).

У кого в руках, у того и в устах.

Около печи нельзя не нагреться.

Делателю подобает вкусить от плода.

На то даны руки, чтоб брать. На то руки привешены, чтоб брать.

Сухая ложка рот дерет.

Без поджоги и дрова не горят.

Без масла каша не вкусна.

Неподмазанное колесо скрыпит.

Глуп дает деньги, глупей того не берет.

Быть было беде, да случились деньги при бедре.

Возьми на калачи, да только делом не волочи!

Судьям то и полезно что в карман полезло

Русский народ и государство

Ни в одной стране Западной Европы мы не встречаемся с явлением, которое до последнего времени можно было наблюдать в России: именно, с резким разрывом между духовной жизнью высших классов и духовной жизнью широких народных масс. Со времени Петра Великого высшие классы жили духовными интересами западноевропейского культурного мира, не только слепо подражая Западу, но и своеобразно претворяя западные начала в русской стихии, свидетельством чему является русская литература, музыка, живопись, театр и т. д. Русские же народные массы в это время жили своей собственной, во многих отношениях еще и теперь не опознанной жизнью, чуждой западным влияниям и питающейся единственно силами русской национальной души. Глубоко неверно думать, что русский народ просто жил в сплошном духовном мраке или в погруженности в чисто материальные интересы, Нет, русский народ во многих отношениях жил собственной духовной жизнью, по-своему верил в Бога, имел собственную устную поэзию, даже свою собственную писанную литературу, свои собственные нравственные представления, даже свое обычное право. Мы имеем в виду характеристику одной из самых малоизученных сторон русской народной жизни — именно, воззрений русского народа на государство, его политические идеалы.

Если взять Россию высших классов, то она имеет свою философию государства и права. Нельзя сказать, что философия эта отличается слишком большой оригинальностью.

Во многих отношениях она представляет собою отражение западно-европейских течений, также в некотором своеобразном преломлении, пожалуй, только менее оригинальном, чем, например, русское искусство.

Однако, эта философия права совершенно неизвестна русским народным массам и не оказала на их представления ровно никакого влияния. Русский народ имеет какую-то свою собственную интуицию политического мира, отличную от воззрений западных народов и в то же время не вполне сходную с воззрениями народов чисто восточных.

Политические идеи, особенно народные, нельзя изучать вне связи с той исторической обстановкой, в которой они родились и выросли, и, чтобы понять эту особую интуицию русским народом политического мира, следует начать с характеристики особенностей русской истории. Тема эта, как известно, старая, но доселе не утратившая своей остроты. Вокруг нее витает множество мифов, навеянных стремлением представить исторические судьбы русского народа в особом, нигде не повторяющемся свете, изобразить русские исторические пути, как вполне самобытные и оригинальные. Много в этих мифах было подмечено истинного, ибо едва ли можно отрицать, что русский народ шел действительно своими путями, но много в то же время в них и надуманных теорий и романтических вымыслов. Истина и сказка переплелись здесь в одно целое, и они до сих пор еще не отделены друг от друга, хотя отделения их как будто требует величайшая и истинно трагическая серьезность настоящего исторического момента.

Читать еще:  Сдача крови на плазму вред и польза

Начало этим мифам об особенностях русской истории было положено славянофилами, воззрения которых оказали громадное, еще до сих пор не вполне оцененное влияние как на общее понимание русской истории, так и на практические выводы, вытекающие из исторических концепций и ими обусловленные. По учению славянофилов, едва ли не самым характерным свойством русской истории является совсем особое положение в ней государства. На Западе человеческие общества основаны были завоеванием, возникали насильственно, «из борьбы насмерть двух враждебных племен».[1] Поэтому западные общества изначала представлялись как некоторые насильственные союзы, как огосударственные общественные единства. Напротив, славяне «не образуют из себя государство», государство не их исконное существование, государство призывается ими только впоследствии как средство необходимого сохранения жизни». Государство, политическое устройство не сделалось целью их стремлений, ибо они отделяли себя или земскую жизнь от государства и для охранения первой призвали последнее.[2]

Вот это особое происхождение государства не могло не оставить неизгладимого следа и в его строении и во всей его последующей истории. Российское государство было искони государством добровольным, основанным на «взаимной доверенности» народа и власти. «Не брань, не вражда, — как говорит К. Аксаков, характеризуя русское государство, — как это было у других народов, вследствие завоевания, а мир вследствие добровольного призванья».[3]

Мир и нравственное единство — таковы были самобытные начала русского государства.

Свободное согласие пронизало отношения между властвующими и подвластными, которые соединялись единым нравственным убеждением, а не формальной юридической нормой, не правовыми гарантиями. «Гарантия не нужна! — восклицали славянофилы.

— Гарантия есть зло. Где нужна она, там нет добра; пусть лучше разрушится жизнь, в которой нет доброго, чем стоять с помощью зла. Вся сила в идеале.

Да и что значат условия и договоры, как скоро нет силы внутренней!».[4]

Основой государства была не «внешняя правда», а «правда внутренняя», то есть внутреннее убеждение и связанное с ним «бытовое предание». На твердости быта, проникнутого началами православной религии, а не на нормах римского права, как это было на Западе, покоилось все русское государство. Цельность бытового бытия — вот что составляло фундамент России, и она представляла собою истинно нравственное целое, приближающееся к идеалу «Нам скажут, — говорил К. Аксаков, — но уж то же было полное блаженство! Конечно, нет.

На земле нельзя найти совершенного положения, но можно найти совершенные начала… Россия нашла истинные начала, никогда не изменяла им, и святая взаимная доверенность власти и народа, легшая в основу ее, долго неизменно в ней сохранилась».[5]

Таким понятием о русском государстве определяется и славянофильская концепция русского исторического процесса. Это был, в противоположность западному, путь согласия и мира. Западные государства, начавшись насилием, должны были развиваться переворотами. Не «спокойное произрастание», а постоянная революция была условием их прогресса. В русской же истории мы почти не наблюдаем «следов разномыслия».[6] Во время русской истории народ русский не изменял правительству, не изменял монархии»,[7] «Русское общество выросло самобытно и естественно, под влиянием одного внутреннего убеждения. Церковью и бытовым преданием воспитанного».[8]

А как же, можно спросить, те многочисленные внутренние потрясения, которыми была полна русская история и которые каким-то чудом ускользают от взора многих ее повествователей? Россия, как национальное государство, сложилась при царях Иване III и Василии III, то есть приблизительно к началу XVI столетия. Однако в тот момент, когда она сложилась, на горизонте ее уже начали появляться грозные тучи. Царствование Ивана IV, официально изменившего титул великого князя московского на царя всей России, ознаменовалось грозной «революцией сверху», не уступающей по своим ужасам революциям, произведенным «снизу». В конце этого продолжительного царствования явно началась завязка тех событий, которые иностранцы называют «tragedia moskovita». События эти принято объяснять кончиной династии и вопросом о престолонаследии, между тем корни их конечно заложены гораздо глубже. Со смертью Грозного началось смятение русской земли, которое продолжалось четырнадцать лет, до избрания первого Романова (1598–1613 гг.). Первые годы царствования Михаила ознаменовались казацкими восстаниями на юге, проникновением казаков с атаманом Баловнем вплоть до Москвы, господством разбойничьих шаек во всей России. Конец царствования как будто прошел спокойнее, но в начале воцарения Алексея Михайловича, следовательно, через тридцать лет по окончании великой смуты, поднялся московский бунт 1648 года. Не прошло и десяти лет, как в Москве началась церковная смута, кончившаяся расколом, поддержанным довольно широкими массами московского населения. Прошло десять лет после осуждения Никона (1658 г.) — началось казацкое движение на юго-востоке, завершившееся огромным мятежом Стеньки Разина, этого любимейшего народного героя русской истории (1670–1671 гг.). В 1675 году умер царь Алексей, и опять над Москвой повисли тучи. Кратковременное царствование царя Федора Алексеевича завершилось московской смутой 1682 года. Смутой ознаменовалось вступление на престол Петра. В 1698 году, после отъезда юного Петра за границу, вспыхнул стрелецкий бунт, потом бунт астраханских казаков, потом Булавинский бунт (1707 г.). Во время всего царствования Петра росла и углублялась церковная смута. После смерти императора Петра I в Петербурге происходила перманентная революция, которая, однако, ограничивалась дворцовыми сферами и не затрагивала широкие народные массы. Однако в 1773 году поднялся бунт яицких казаков, началась пугачевщина, потрясшая здание империи до основания и едва его не разрушившая. Итак, за 300 лет какое количество потрясений!

К. Аксаков, Сочинения исторические, 1861, стр. 3. — Я. Киреевский, Полное собрание сочинений, 1861, стр. 240.

Российское правосудие: мифы и реальность

Слово «Правосудие», а тем более сочетание «Российское правосудие» в последние десятки лет вызывают у граждан нашей страны либо болезненные гримасы, либо язвительные ухмылки. Складывается мнение, что правосудия в России не существует вообще. Неужели это печальное предположение станет неоспоримым фактом? И всегда ли было так?

Этот вопрос, несомненно, требует более детального и глубокого изучения, он очень интересен и познавателен. Необходимо изучить огромное количество книг, летописей, повествующих о порядке ведения суда, и в целом об обычаях и порядках русского народа. Но, за неимением времени, остановимся лишь на некоторых источниках, которые дошли до нас из прошлого. А именно, на пословицах, поговорках, сказаниях, в общем, на произведениях русского народного творчества.

Как бы ни казались пословицы, поговорки присказки смутными и несколько двойственными в качестве доказательств, но именно из них можно узнать, какое мнение бытовало в обществе в то время. Например, в сборнике поговорок В. И. Даля есть многое о суде и законе.

Вот как относились к закону раньше:

Если бы не закон, не было бы и преступника.

Не будь закона, не стало б и греха.

Отчетливо прослеживается такая позиция: если ничего никому не запрещать, не устанавливать рамки, то не будет и нарушений. Такое мнение, к слову, сохраняется и сейчас. Причиной этому является стремление человека к свободе. Однако большинство людей не осознают, что свобода несет за собой хаос и разрушение, так как она полностью неконтролируемая. И пока этот факт не дойдет до сознания граждан нашей страны, они снова и снова будут пытаться сбросить с себя бремя законов.

Однако не только, и даже не столько сами законы вызывают недовольство у общества. Следующие пословицы. повествуют о недоверии к судьям, а не к самому суду непосредственно.

Судья — что плотник: что захочет, то и вырубит.

То-то и закон, как судья знаком.

Судьям то и полезно, что в карман полезло.

Видно, что складывается устойчивое мнение о «неподкупных» судьях. С чем это связано?

Прежде всего, стоит задуматься над вопросом, как же государство, содержало своих чиновников? А том-то и дело, что длительное время никак не содержало. В основе административной системы лежали кормления — нечто среднее между жалованьем и взяткой. В старину по приезде нового воеводы мир давал ему подарки (въезжий корм),причем не абы как, а с обрядом, который назывался » хлеб-соль». Потом он получал денежные и натуральные кормы и пошлины. Кормы платила вся община за то, что чиновник был, пошлины — частные лица, за то, что он делал. Пошлины делились на два разряда: почести и поминки. Почести вручали до начала дела ,а поминки — по окончанию дела. Плюс такой системы в то, что воевода, если желал хорошо жить, вынужден бы рассматривать дела, а не лениться. И лишь один вид подношений – посулы – рассматривался как криминал. Это были взятки: за нужное решение челобитчик сулил и давал должностному лицу бакшиш.

Взятка как юридический термин («посул») появилась на Руси в XIV веке. Первый законодательный акт, запрещающий получать вознаграждение при ведении судебных дел, вышел в 1497 году. Сколько средневековых «оборотней в погонах» было тогда уволено из «органов», неизвестно. Но явно не все: именно началом XVI века датируются пословицы, приведенные выше.

Читать еще:  Сухарики польза и вред сколько можно их скушать за день

Чаще всего государство предпочитало закрывать глаза на страсть чиновников к хорошей жизни. Но не все правители одабривали это. Были и те, кто яро боролся со взяточничеством: Иван Грозный, Петр Великий, Екатерина Великая. При Советском Союзе эта борьба несколько ослабла, но на то были свои причины. Например, в 60–70-х гг. XX в. директора крупных заводов были вынуждены «подмазывать» чиновников соответствующих министерств только для того, чтобы вовремя получить сырье или оборудование для своих предприятий. Именно по этой причине не раз предпринимавшиеся попытки привести хозяйственную жизнь страны в соответствие с советской Конституцией заканчивались ничем.

Ярким примером служит существовало шесть способов умерщвления.

1. В XI веке первый русский юридический документ Русская Правда не предусматривал смертной казни, зато законодательно закреплял право кровной мести. В правовом поле смертная казнь появилась лишь в 1397 году в Двинской уставной грамоте — она предусматривалась за кражу, совершенную в третий раз , но не за убийство.

2. К XVII веку за политические преступления (оскорбление государя, покушение на его жизнь, измену, самозванство) применялись четвертование или посажение на кол .

По Соборному уложению 1649 года смертной казнью каралось до 60 преступлений. К списку «мер пресечения» добавилось еще четыре вида казней:

3. сожжением («А будет кого бусурман какими-нибудь мерами насильством или обманом русскаго человека к своей бусурманской вере принудит, и по своей бусурманской вере обрежет: и того бусурмана по сыску казнить, зжечь огнем безо всякого милосердия»);

4. залитием горла металлом («Которые денежные мастеры учнут делати медные или оловянные, или . в серебро учнут прибавляти медь или олово или свинец. и тех денежных мастеров за такое дело казнити смертию, залити горло»);

5. вешанием («А будет кто, будет на государеве службе в полкех, учнет изменою ис полков переезжати в неприятельския полки: и такова переезщика казнити смертию, повесити против неприятельских полъков»);

6. закапыванием в землю («А будет жена ученит мужу своему смертное убийство: держати ея в земле до тех мест, покамест она умрет»).

Таково было правовое поле того времени. Современный мир этого зверства не приветствует. Россия входит в число стран, отменивших смертную казнь.

Напоследок хотелось бы несколько слов сказать о символе правосудия – богине Фемиде.

Фемиду всегда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с рогом изобилия и весами в руках. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Рог изобилия в руке Фемиды — символ воздаяния или не воздаяния представшему перед её судом.

Иносказательно: Фемида — правосудие, закон; весы Фемиды — символ правосудия; слуги (жрецы) Фемиды — слуги закона, судьи. Римляне заимствовали у греков богиню правосудия в своём мире, но вместо рога изобилия вложили в правую руку Юстиции меч.

Хотя Фемида – греческая богиня, но и на Руси у нее давно была сводная «сестра». Стоит вспомнить сказку «Правда и кривда».

«Однажды спорила Кривда с Правдою: чем лучше жить — кривдой или правдой?

— Пойдем к писарю, он нас рассудит!

— Пойдем, — отвечает Правда.

Вот пришли к писарю.

— Реши наш спор, — говорит Кривда, — чем лучше жить — кривдою али правдою?

— О чем вы бьетеся?

— Ну ты, Правда, проспорила: в наше время лучше жить кривдою.

Правда вынула из кармана сто рублей и отдала Кривде, а сама все стоит на своем, что лучше жить правдою.

— Пойдем к судье, как он решит? — говорит Кривда. — Коли по-твоему — я тебе плачу тысячу рублей, а коли по-моему — ты мне должна оба глаза отдать.

Пришли они к судье, стали спрашивать: чем лучше жить? Судья сказал то же самое:

— В наше время лучше жить кривдою.

— Подавай-ка свои глаза! — говорит Кривда Правде; выколола у ней глаза и ушла куда знала».

Тем не менее, Россия не привыкла походить на другие государства. Поэтому и Фемида у нас будет не как у всех, а зрячая.

1

В ходе реконструкции здания Верховного суда России над входом в комплекс со стороны Большого Ржевского переулка была установлена скульптура Фемиды, на лице которой отсутствует повязка — символ беспристрастия, что вызвало многочисленные критические публикации в прессе.

Видимо, архитектор тоже читал сказку о Правде и Кривде, так как в окончании сказки Правда нашла волшебную траву, протерла глаза и снова стала видеть.

«Осталась Правда безглазая, пала лицом наземь и поползла ощупью. Доползла до болота и легла в траве. В самую полночь собралась туда неверная сила. Набольшой стал всех спрашивать: кто и что сделал?

Кривда в свой черед похваляется:

— А я у Правды сто рублей выспорила да глаза выколола!

— Что глаза! — говорит набольшой. — Стоит потереть тутошней травкою — глаза опять будут!

Правда лежит да слушает.

Вдруг крикнули петухи, и неверная сила разом пропала. Правда нарвала травки и давай тереть глаза: потерла один, потерла другой — и стала видеть по-прежнему; захватила с собой этой травки и пошла в путь-дорогу.
В это время у одного царя ослепла дочь, и сделал он клич: кто вылечит царевну, за того отдаст её замуж. Правда приложила ей к очам травку, потерла и вылечила; царь обрадовался, женил Правду на своей дочери и взял к себе в дом. »

Если же говорить серьезно, то оказалось, подобный имидж богини правосудия — вовсе не какое-нибудь супермодное веяние в ваянии скульптур. В Верховном суде России придумали свою богиню правосудия!

«Наша Фемида не может быть с закрытыми глазами, поскольку она все видит и все знает» , — огорошил главный архитектор проекта реконструкции Верховного суда Юрий Милаев. — То есть древнегреческих канонов было решено не придерживаться». И на изумленный вопрос: а как же, собственно, беспристрастие? — архитектор невозмутимо пояснил: «Если вы заметили, наша Фемида без меча, то есть никого не режет и не бьет»

Судьям то и полезно что в карман полезло

Суд и судебные органы
(Афоризмы)

Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?
(Богослов Иоанн — один из двенадцати апостолов, автор Евангелия)
***

Формула тюрьмы — недостаток пространства, возмещенный избытком времени.
(Бродский И.А. — русский поэт и эссеист)
***

Судьи должны помнить, что их дело — истолковать закон, а не даровать его.
(Бэкон Френсис – английский философ-материалист)
***

Жизнь наша в старости — изношенный халат:
И совестно носить его, и жаль оставить…
(Вяземский П. А. — русский поэт и литературный критик)
***

Прекрасно сказано, что в споре двух сторон
Суд обе стороны обязан выслушать.
(Еврипид — древнегреческий поэт-трагик и философ)
***

Адвокат — государственный муж, который защищает нас от грабителей, лишая их повода нас грабить.
(Менкен Генри — американский журналист и публицист)
***

Положительное решение суда хорошо всегда — даже если несправедливо.
(Черчилль Уинстон — английский политик, дипломат и публицист)
***

СУД — СУДОПРОИЗВОДСТВО
(Русские народные пословицы и поговорки)

Ах, судья, судья: четыре полы, восемь карманов!
Богатому идти в суд – трын-трава, а бедному – долой голова.
Бог любит праведника, а судья (или: а черт) ябедника.
Бог тебя суди! Бог тебе судья!
Бумажки клочок в суд волочет.
Быть было беде, да случились деньги при бедре.
Воля божья, а суд царев.
В суд ногой — в карман рукой.
Всуд поди и кошелек неси.
В суд пойдешь — правды не найдешь.
Возьми на калачи, да только делом не волочи!
Где суд, там и неправда.
Где суд, там и суть (т. е. сутяжество).
Дари судью, так не посадит в тюрьму.
Дело по делу, а суд по форме.
Дело правое, да в кармане свербит.
Держи суд по делу.
Для того дело тянется, что виноватый нравится.
До суда три шага, а из суда и за год не дойдешь.
За тем дело стало, что за ним приданого мало.
Закон — дышло: куда хочешь, туда и воротишь.
Золотой молоток и железные двери (запоры) отворяет.
Из суда — что из пруда: сух не выйдешь.
Кто в суде с кем, тот и спорь с тем.
На воеводу доказывай, а сам иди в тюрьму!
На кривой суд, что на милость — образца нет.
На мир беда, а воеводе нажиток.
Наши правы, а сто рублей дали.
Не бойся суда, бойся судьи.
Не велик клочок, да в суд волочит.
Не судись: лапоть дороже сапога станет.
Не тягайся — удавишься.
Не ходи к воеводе (или: в суд) с одним носом, ходи с приносом!
Неправдою суд стоит.
От доброго приноса и правда с кольцом живет (на цепи).
Перед богом ставь свечку, перед судьею мешок!
Перед судом все равны: все без окупа виноваты.
Перо в суде — что топор в лесу (прибавка: что захотел, то и вырубил).
Подьячий любит принос горячий.
Порожнем не накланяешься.
Порожними руками с судьей не сговоришь.
Пошел в суд в кафтане, а вышел нагишом.
Рассудили Шемякиным судом.
Рука длинна — достала и до суда.
Самосуд – не суд.
С переднего крыльца отказ, а с заднего — милости просим!
С судьею не спорь, с тюрьмою не вздорь!
Скорее дело вершишь, коли судью подаришь (подкупишь).
Суда божьего околицей не объедишь.
Суд да дело, а в боку болит.
Судейский карман – что утиный зоб: и корму не разбирает, и сытости не знает.
Суди Бог того, кто обит кого.
Суд и судью судит.
Судить, рядить не умеет, а на воеводство садят.
Суд крив, коли судья лжив.
Суд по форме — судей покормит.
Суд правду найдет.
Суд правый кривого дела не выправит, а кривой суд правое дело скривит.
Суд прямой, да судья кривой.
Судейский карман — что поповское брюхо.
Судейскому обету, рубль на примету.
Судье полезно, что в карман полезло.
Судье рыбка, просителю клёск (т. е. чешуя).
Судью можно сменить, приговор не отменишь.
Судью подаришь, все победишь (или: правду победишь).
Судья в суде — что рыба в пруде.
Судья праведный – ограда каменная.
Судья – суди, да и за судьей следи.
Судья — что плотник: что захочет, то и вырубит.
Судьям то и полезно, что в карман полезло.
Только неудачник идет жаловаться в суд.
То-то и закон, как судья знаком.
Тот прав, за кого праведные денежки молятся.
Тягался, как лещ с ершом.
Тяжба — петля; суд — виселица.
Тяжбу завел — стал гол, как сокол.
Тяжбу завел — стал как бубен гол.
У кого в руках, у того и в устах.
Украли на двести, да и разделили вместе.
У неправедных судей много затей.
У слепого каждый день – судный.
У суда ноги кривы.
Утиного зоба не накормишь, судейского кармана не наполнишь.
Хотя судье брат, а в неправде будешь виноват.
Худое дело, коли сам истец – судья.
***
Редактор журнала «Азов литературный»

Читать еще:  Творожная масса польза и вред при диете

Поговорки народов мира

В мутной воде хорошо рыбу ловить.

Суд — Лихоимство

Судейский карман — что поповское брюхо (или: что утиный зоб).

Утиного зоба не накормишь, судейского кармана не наполнишь.

Мзда глаза дерет. Дары и мудрых ослепляют.

Соблазн велик — и совесть молчит.

Судейскому обету, рубль на примету.

Суд (или: Судья) докуку любит.

Золотой молоток и железные двери (или: запоры) отворяет.

Золото железо режет (или: переедает).

Что черно, что бело, вызолоти — все одно.

Глаза золотом запорошат — ничего не увидишь.

Вставить кому серебряные глаза (или: серебряный глазок).

Надеть на кого золотые очки.

Дать кому умыться с серебра. Посеребрить кому руки.

Подсунуть барашка в бумажке. Сунуть под хвост (т. е. взятку дать).

Эта вина стоит полведра вина (присуждают на сходке).

Опить того на столько-то (т. е. за наказание заставить купить вина).

Это урывай-алтынник поборышкин (т. е. взяточник).

Он набивает себе карман. Набил карман.

Вот волку несут — а как волка-то понесут?

Заступить заступил, а пять рублей слупил.

Дьяк у места — что кошка у теста, а как дьяк на площади — то господи прости (стар.).

Судью подаришь, все победишь (или: правду победишь).

Всяк подьячий любит калач горячий.

Подьячий любит принос горячий.

Земля любит навоз, лошадь овес, а воевода (или: судья) принос.

Судье рыбка, просителю клеек (т. е. чешуя).

Просьбы не докуки, как не пусты руки.

То не мудрено, что к воеводе принесено (прибавка: а то бы мудрено, что не ношено).

Не ходи к воеводе (или: в суд) с одним носом, ходи с приносом!

Брось псу кусок, так не лает.

Дари судью, так не посадит в тюрьму.

Скорее дело вершишь, коли судью подаришь.

Порожнем не накланяешься. Порожнем кланяться — голову вскружит.

Порожними руками с судьей не сговоришь.

От доброго приноса и правда с кольцом живет (на цепи).

Добр дворянин, что ездит не один (а с приносом).

За тем дело стало, что за ним приданого мало.

Дарить было не мало, да денег не стало.

Когда бы взял за дело, так бы и брюхо не болело.

Перед богом ставь свечку, перед судьею мешок!

Украли на двести, да и разделили вместе.

Коли кошку обдерут — тебе шкурку дадут.

Смалчивай, невестка: сарафан куплю.

Станешь дарить — станем хвалить; не станешь дарить — станем корить (свадебная песня).

С переднего крыльца отказ, а с заднего — милости просим!

По хлебу ходить, да голодному быть (или: да хлеба не есть).

Повар с голоду не умирает. Повар и духом сыт бывает.

Голодную стряпуху под шестком хоронят (шуточн.).

У кого в руках, у того и в устах.

Около печи нельзя не нагреться.

Делателю подобает вкусить от плода.

На то даны руки, чтоб брать. На то руки привешены, чтоб брать.

He бойся суда, бойся судьи (прибавка: не бойся барина, бойся слуги).

Рука длинна — достала н до суда.

Судья — что плотник: что захочет, то и вырубит.

Перо в суде — что топор в лесу (прибавка: что захотел, то и вырубил).

Судья в суде — что рыба в пруде.

Знает и сила правду, да не любит сказывать.

Пути ясны, да очи слепы.

Неправдою суд стоит.

Суд прямой, да судья кривой.

На кривой суд, что на милость — образца нет (т. е. все возможно).

То-то и закон, как судья знаком.

Закон — дышло: куда хочешь, туда и воротишь.

Это Шемякин суд (т. е. кривой). Рассудили Шемякиным судом.

Где суд, там и неправда. Где суд, там и суть (т. е. сутяжество).

В суд пойдешь — правды не найдешь.

Тяжбу завел — стал как бубен гол.

Тяжбу завел — стал гол, как сокол.

Тягался, как лещ с ершом (из присказки).

Лошадь с волком тягалась — хвост да грива осталась.

С богатым не тягайся, с сильным не дерись (не борись).

В мутной воде хорошо рыбу ловить.

Помути бог народ — накорми воевод!

Бог любит праведника, а судья (или: а черт) ябедника.

На мир беда, а воеводе нажиток.

На воеводу доказывай, а сам иди в тюрьму!

Суд по форме — судей покормит.

Из суда — что из пруда: сух не выйдешь.

Перед судом все равны: все без окупа виноваты.

Судьям то и полезно, что в карман полезло.

Судье полезно, что в карман полезло.

Не судись: лапоть дороже сапога станет.

Тяжба — петля; суд — виселица.

Не тягайся — удавишься.

Вор виноват, а подьячий мошне его рад.

С судьею не спорь, с тюрьмой не вздорь!

С сумой да с тюрьмой никогда не бранись!

Суд да дело, а в боку болит.

Дело правое, да в кармане свербит. Правое дело, а в кармане засвербело.

Наши правы, а сто рублей дали.

За правду плати и за неправду плати. Поплатись за правду, поплатись и за неправду!

Для того дело тянется, что виноватый правится.

Тяжелы поклоны — с легким даром.

В суд ногой — в карман рукой.

Ах, судья, судья: четыре полы, восемь карманов!

Сухая ложка рот дерет.

Без поджоги и дрова не горят.

Без масла каша не вкусна.

Неподмазанное колесо скрыпит.

Глуп дает деньги, глупей того не берет.

Быть было беде, да случились деньги при бедре.

Возьми на калачи, да только делом не волочи!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector