Игра что полезно что вредно для органов дыхания

Игра что полезно что вредно для органов дыхания

Конспект познавательного занятия в ДОУ «Как мы дышим?»

Программное содержание:

— обогащать и уточнять представления старших дошкольников о функционировании человеческого организма; знакомить детей с органами дыхания;

— вызывать желание беречь свое здоровье и заботиться о здоровье окружающих;

— формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни и вызывать негативное отношение к вредным привычкам.

Материал: картинки – схемы строения органов дыхания, зеркала, набор ароматических бутылочек, воздушные шарики, слуховые трубки (фонендоскоп), соломинки и мыльная вода.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, вы уже немало знаете о строении человеческого тела, о жизненно важных органах, о том, как важно быть здоровым. Сегодня к нам на занятие вновь придет медсестра и продолжит нашу подготовку к путешествию.

В. Отгадайте загадку: «Меж двух светил я в середине один». (Это нос.) Рассмотрите в зеркалах свой нос: какой он? Носы могут быть разными по форме — прямыми, курносыми (вздернутыми), пуговкой или картошкой. А может быть у кого-нибудь нос напоминает пятачок?

Что умеет наш нос? (Втягивает и выдыхает воздух, различает разные запахи.) Умеете ли вы правильно определять запахи? Как надо распознавать запахи из незнакомых сосудов? Надо держать сосуд недалеко от носа и помогать пальчиком воздуху попасть к носу небольшой порцией. Можно крышечку от сосуда водить вправо-влево в пяти-семи см от носа и медленно втягивать воздух. Попробуйте определить по запаху содержимое ароматических бутылочек! (Дыня, малина, лимон, яблоко, лук, хозяйственное мыло, нашатырный спирт и др.) Какие из запахов приятные? Какие вызывают раздражение?

Медсестра. Здравствуйте, ребята! Чем вы занимаетесь?

В. Мы изучаем, что умеет наш нос!

Читайте также:  Кизил без косточек полезные свойства и противопоказания

Медсестра. А теперь попробуйте зажать пальчиками свой нос: хорошо ли вам дышать? Значит, какое самое главное назначение носа? (Дыхание.) Когда у человека насморк, он дышит ртом. Удобно ли ротовое дыхание? Нет, неудобно есть, пить. Но ротовое дыхание еще и вредно для здоровья: с воздухом через рот могут попасть микробы, холодный воздух опасен для горла. Когда же мы дышим через нос, воздух путешествует по его длинным каналам и успевает согреваться. Поэтому зимой очень важно дышать только носом.

Рассмотрите картинку — схему строения носа! Чем покрыты внутренние стенки носовых каналов? (Волосками.) Они задерживают пылинки, попавшие с воздухом при вдохе. А при выдохе они вылетают наружу.

А что происходит, если в нос попадет что-то более тяжелое, чем пылинка – ворсинки от одежды, пух? (Мы чихаем.)

Медсестра. Стенки носовых каналов еще покрыты слизью. Для чего она нужна? Слизь делает воздух влажным, что тоже помогает правильному дыханию. Но при заболевании слизь набухает, перекрывает носовой канал. Поэтому избытки слизи надо обязательно вычищать сильным выдохом в носовой платок. Носовой платок должен быть всегда при вас. Есть ли у вас с собой чистый носовой платок? (Дети показывают.)

Ребята, а что вредно для носа? В нос нельзя засовывать посторонние мелкие предметы (бусинки, пуговицы, горошинки), нельзя ковырять нос пальцем. Что может произойти случайно при резком и сильном вдохе?

Проследите по схеме, куда дальше идет воздух из носовой полости? Воздух попадает по трубочкам в большие мешочки – легкие. Посмотрите на «рентгеновский» снимок легких человека! Они защищены грудной клеткой. Работают легкие, как мешки-гармошки – растягиваются с помощью мышц грудной клетки, диафрагмы (показывает на схеме) и всасывают воздух в себя, надуваются, как воздушный шарик.

Обхватите ладонями обеих рук свои бока повыше пояса, нащупайте ребра и глубоко вдохните воздух. Почувствуйте, как расширяются ребра под ладонями, как надуваются легкие. А сейчас выдохните резко и ощутите, как сужается грудная клетка, выталкивая воздух из легких.

Такой эксперимент можно провести и с помощью воздушного шарика. (Дети надувают по одному шарику.) Это упражнение очень полезно для мышц грудной клетки, способствует очищению легких. Еще очень полезно надувать мыльные пузыри. Сейчас мы немного отвлечемся и поиграем: «Кто больше надует мыльных пузырей?!»

А какие вы знаете физкультурные упражнения для грудной клетки? Выполним некоторые из них!

Физкультминутка.

1. И.п.: основная стойка, ноги на ширине плеч.

Руки согнуть в локтях перед собой на уровне груди. Ритмичными движениями разводим руки в стороны, соединяя при этом лопатки на спине — вдох. Возвращаемся в И.п. – выдох. Повторяем 5—7 раз.

Согнутые в локтях руки развести в стороны на уровне груди. Локти прижаты к бокам. Ритмичными движениями поднимаем руки вверх – вдох, опускаем – выдох. Таким образом мы помогаем максимально расширяться грудной клетке. Повторяем 5—7 раз.

3. И.п.: ноги на ширине плеч, туловище наклонить вперед на 90 0 , руки прямые развести в стороны.

Вращаем туловище в стороны, максимально размахивая руками. Так мы укрепляем мышцы спины и развиваем подвижность позвоночника.

4. И.п.: основная стойка, ноги на ширине плеч.

Одна рука опущена вдоль туловища и прижата локтем к поясу, другая поднята вверх и прижата локтем к уху. Выполняем ритмичные наклоны в сторону опущенной руки. Через 5—6 наклонов меняем руку.

5. После любых быстрых движений — прыжков или бега – необходимо восстановить ровное и спокойное дыхание. Это делается с помощью ритмичных медленных взмахов руками.

И.п.: основная стойка, ноги на ширине плеч. Руки прямые разведены в стороны. Обхватываем грудь обеими руками – выдох.

Возвращаемся в и.п. – вдох. Повторить 5—8 раз.

В. Продолжим наше занятие! Как вы думаете, что вредно для наших легких? (Холодный воздух, микробы и вирусы, пыль.)

В каких случаях человек простывает, переохлаждается? (Пьет холодную воду, быстро ест мороженое большими кусками, не по погоде одет.)

Правильно. А еще очень вредно для легких курение, загазованный воздух. Сравните изображение легких здорового человека и человека, который курит. Чем отличаются эти снимки?

Вредно не только само курение, очень опасно находиться в помещении с курящими людьми и дышать этим отравленным воздухом. Поэтому во многих учреждениях для курящих людей отводятся специальные места для курения, где они не вредят здоровым людям.

Очень вредно вдыхать воздух около работающего транспорта, гулять вдоль автотрасс. Растения вдоль дорог впитывают в себя вредные вещества, очищая немного воздух, но при этом отравляются сами. Поэтому никогда не собирайте ягоды на обочинах дорог.

Что происходит с загрязненными легкими? Какие признаки заболевания проявляются у человека? (Он начинает кашлять.) Кашель – это очень резкий и сильный выдох через открытый рот. Кашель может очистить верхние дыхательные пути, если мы поперхнемся крошкой еды. Ведь вы уже знаете, что опасно разговаривать во время еды, кушать на ходу!

— Как врачи проверяют наши легкие? (Слушают специальной трубочкой — фонендоскопом, делают снимки – рентген и флюорографию.) Сейчас вы самостоятельно сможете послушать свои легкие с помощью фонендоскопа и проверить чистоту дыхания у товарища с помощью трубочки, уха. У здорового человека дыхание ровное, почти не слышно движение легких. А при заболевании легких доктора слышат хрипы, хлюпанье (если в легких скапливается слизь, мокрота), шуршание (при жестком дыхании).

Как спасать наши легкие? Тяжелые заболевания лечат доктора лекарствами.

Что полезно для наших легких? (Свежий воздух.) Что загрязняет воздух? (Курение, выхлопные газы транспорта, трубы фабрик и заводов.) Что спасает человека и все живое от загрязненного воздуха? (Растения.) Где самый чистый воздух? (В лесу, около моря, в горах.)

Поддерживать здоровье всех дыхательных путей можно, если знать следующие правила:

— соблюдать температурный режим;

— соблюдать чистоту в помещении (влажная уборка, проветривание);

— регулярно гулять на свежем воздухе;

— развивать мышцы грудной клетки;

— избегать мест для курящих и загазованных улиц.

Все эти правила вы сможете запомнить, если придумаете к ним картинки-символы. Такое задание я предлагаю вам выполнить дома вместе с родителями!

ПолонСил.ру — социальная сеть здоровья

Популярные публикации

Последние комментарии

Что любят и что не любят лёгкие

Не есть человек может довольно долго. Без воды может жить несколько дней. А вот не дышать – не получится. Только несколько минут. При полном здоровье и предварительной тренировке. И если воду и пищу мы всё-таки можем выбирать (хотя и не всегда есть из чего), то с воздухом это просто невозможно.

Такие условия создают большую нагрузку на очистительную и защитную системы лёгких.

Второй вредный фактор, негативно действующий на органы дыхания, наши слишком большая скученность и непомерное число контактов между собой.

Куда в первую очередь попадают микробы извне? – Правильно, в органы дыхания! Это создаёт такие микробные нагрузки на иммунную систему, на которые она не запланирована, в процессе эволюции ещё не приспособилась. Просто не выдерживает.

Экологическое неблагополучие само по себе, и без инфекции ослабляет иммунную систему, она ещё хуже справляется с попавшей инфекцией, и свои собственные микробы, живущие в дыхательных путях тоже понимают голову.

И, наконец, мы контактируем с огромным количеством аллергенов, попадающих в наш организм с воздухом.

Причём при общей негативной тенденции всё-таки больше страдают лёгкие жителей мегаполисов.

Патологоанатомы, я помню, ещё в 70тых годах могли при вскрытии сразу могли отличить лёгкие городского и сельского жителей. В первую, очередь по лимфатическим узлам. У городских жителей они были черными, с накопленной в них пылью, а у сельских жителей нормального цвета, розового. Но ведь тогда загрязнение воздуха было ещё меньше! В основном, промышленным и в промышленных городах. Оно осталось. Но теперь основной источник загрязнения городского воздуха – автотранспорт. Качество воздуха городов в последние годы ухудшилось катастрофически.

Поэтому число заболеваний органов дыхания с каждым годом растёт. И течение подобных заболеваний очень изменилось. Если раньше молодой относительно здоровый человек выздоравливал от постгриппозной пневмонии через 2,5 – 3 недели, то теперь пневмонии часто продолжаются и месяц, и более. И при этом, осложнения ОРВИ на органы дыхания, аллергические заболевания бронхолёгочной системы встречаются гораздо чаще даже, чем 10 лет назад. Стало больше перехода лёгочных заболеваний в хронические формы, летальных исходов пневмоний, особенно в пожилом возрасте. Частые обострения хронических лёгочных заболеваний с интоксикацией (слабостью, повышением температуры, проливными потами, одышкой) конечно и портят, и укорачивают жизнь. А потом могут начаться осложнения типа лёгочного сердца или дыхательной недостаточности.

О лёгких надо заботиться пока они в порядке.

Что лёгкие не любят?

1. Духоту, скученность со сниженной концентрацией кислорода и повышенной – микробов: пребывание в переполненных магазинах, поликлиниках, транспорте, особенно в часы пик и во время гриппозных эпидемий. Или летом в жару, когда над городом висит гарь. Лучше выбирать спокойное время и ходить за покупками на рынок.

2. Лёгкие не любят загазованность. Летом лучше поменьше ходить по городу днём.

3. Лёгкие не любят редко убираемое и проветриваемое жильё, заполненное большим количеством мягкой мебели и ковров.

Клещи ковровые, из книжной и домашней пыли – мощные аллергены, вызывающие бронхиальную астму. Пылесосить квартиру надо систематически, лучше аквапылесосом. Или часто делать влажную уборку. Все книги должны быть под стеклом.

4. Лёгкие не любят бытовую химию. Занимаясь уборкой с использованием бытовой химии, надо открывать форточки. Стиральные порошки надо сыпать осторожно, чтобы они меньше попадали в воздух. Лучше при этом надевать марлевую маску. Вся бытовая химия вне употребления должна быть хорошо закрыта.

5. Лёгкие не любят продукты горения бытового газа. По возможности лучше поменьше стоять у газовой плиты, форточки открывать обязательно.

6. Лёгкие не любят употребления большого количества легко усвояемых углеводов.

Это «топливо» для аллергических реакций и провоцирует аллергические процессы, в том числе в дыхательных путях.

7. Лёгким опасны некоторые инфекции. ОРВИ – их надо обязательно лечить, хотя бы домашними средствами и ни в коем случае не переносить на ногах. Снижают иммунитет, в том числе к бронхо-лёгочным заболеваниям, некоторые хронические инфекции мочеполовых путей: уреоплазмоз, хламидиоз и другие. При подозрении на то, что они могут быть, надо обследоваться и при необходимости лечиться.

Что любят лёгкие?

1. Свежий воздух.

а) Надо чаще проветривать помещения, открывать форточки не менее 4 раз в день по полчаса. Если боитесь простудиться – выходите.

б) Старайтесь ходить по улицам с менее оживлённым транспортом. А, если уж с большим потоком машин, то лучше по широким и хорошо продуваемым проспектам .На узких улицах, стиснутых домами, с оживлённым движением транспорта экология, как оказалось, значительно хуже, чем на продуваемых широких проспектах. Важны зелёные насаждения. Даже негустая полоса деревьев между тротуаром и проезжей частью уже снижает содержание вредных веществ в воздухе.

в) Больше гуляйте. Это необходимо делать ежедневно. Лучше в утреннее время. Желательно, в парках, скверах.

г) При любой возможности нужно выезжать на природу подышать свежим воздухом. Летом лучше больше быть на даче, в деревне.

2. На лёгкие хорошо действует близость воды — там чище воздух.

Полезны хвойные деревья — вещества, выделяемые хвойными деревьями (в частности, соснами), особенно в тёплое время, обладают противомикробными и иммуностимулирующими свойствами.

Лёгкие обожают морской воздух. Он чистый, содержит большое количество отрицательно заряженных ионов и йод, что очень полезно для органов дыхания. Йод обладает антимикробным и отхаркивающим действием – способствует очистке легких от микробов и пыли.

2. Лёгкие любят витамины, а, значит, фрукты и овощи. Очень полезны продукты, содержащие большое количество витамина А – шиповник, облепиха. Опять же — содержащие много йода – морепродукты (обладают отхаркивающим и противомикробным действием. Продукты пчеловодства – они восстанавливают иммунитет, в том числе, действуя и антитоксически.

3. Лёгкие любят посильную физическую нагрузку, лучше длительную, на свежем воздухе. При этом дыхание углубляется и учащается, вентиляция лёгких усиливается, они очищаются. Бег трусцой, лыжи – это бальзам для лёгких.

4. Лёгкие любят специальную гимнастику – дыхательные упражнения, особенно увеличивающие вентиляцию и дренаж бронхо-лёгочных путей.

Конечно, выполнить все перечисленные условия невозможно, но учёт всего полезного и вредного всё-таки позволит лучше сохранить Ваши лёгкие.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Дыхательная гимнастика: виды, как делать, в чем польза

Существует несколько видов дыхания, дыхательных техник и упражнений, причем многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Какие именно и как им следовать — давайте разберемся.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика — это определенная последовательность дыхательных упражнений. При ее помощи лечатся заболевания бронхов, легких, а также упрочняется костно-связочная система. Улучшается общее состояние: повышается активность и концентрация, сон становится легким, а физические показатели лучше. При том, что упражнения дыхательной гимнастики можно выполнять по 30 минут в день без особых усилий, эффект чувствуется почти сразу, а видимый результат не заставит себя долго ждать.

Такие практики весьма специфичны, имеют множество видов и при неправильном исполнении могут нанести вред. Следует быть внимательным и осторожным при выборе своего метода лечения дыхательной гимнастикой. Проконсультируйтесь с врачом и подберите подходящий именно вашему организму блок дыхательных упражнений.

Чтобы более полно раскрыть возможности гимнастики, давайте разберем, какие виды дыхания существуют:

  1. Верхнее — дыхание через верхний отдел грудной клетки. Диафрагма почти не двигается вниз, а мышцы живота едва напрягаются.
  2. Среднее — воздух поступает в организм за счет расширения среднего отдела грудной клетки. Мышцы живота сокращаются сильнее, диафрагма едва смещается вниз.
  3. Нижнее — задействует нижний отдел грудной клетки. Диафрагма максимально опущена вниз, а мышцы живота расслаблены.
  4. Полное — совмещение всех предыдущих типов дыхания. Происходит максимальное наполнение легких воздухом.
  5. Обратное — при вдохе все действия обратны: мышцы живота напряжены, диафрагма уходит вниз. Внутренние органы сдавливаются и происходит их массаж.
  6. С задержкой — дыхание, при котором в цикле “вдох-выдох” появляется задержка. Есть несколько вариантов такого дыхания:
    • вдох, задержка, выдох;
    • вдох, выдох, задержка;
    • вдох, задержка, выдох, задержка.

Последний метод активно используется в йоге, поскольку древние мастера этого учения считали, что в момент задержки дыхания организм наполняется энергией и силой.

Итак, мы знаем основные типы дыхания — теперь поговорим о видах и отличиях дыхательной гимнастики.

Виды дыхательной гимнастики

Существует множество видов дыхательной гимнастики, но все они работают по следующим принципам:

  • искусственное затруднение;
  • задержка дыхания;
  • замедление дыхания.

Иначе говоря, всё строится на ослаблении дыхания, благодаря которому и возникает польза дыхательной гимнастики.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Будучи молодой оперной певицей, Александра Николаевна Стрельникова вместе с матерью разработала метод восстановления певческого голоса, так как с ним начались проблемы. Методика оказалась полезной не только для вокала, но и для организма в целом.

Как правильно делать дыхательную гимнастику Стрельниковой? Перед началом следует подготовить место проведения: это должно быть светлое помещение с чистым воздухом и открытой форточкой. Занятия лучше проводить натощак или спустя полчаса после приема пищи.

Суть методики Стрельниковой — в ежесекундном резком вдохе через нос, который сопровождается рядом упражнений. Такой вдох должен быть активным, сильным и шумным — “нюханье воздуха”. Выдох — незаметный, происходит сам по себе.

Необходимый ряд правил:

  1. Плечи с каждым вдохом двигаются не вверх, а вниз.
  2. Ноздри должны смыкаться так, как будто на них нажимают. Они должны Вас слушаться и быть под контролем.
  3. Гимнастику следует проводить до тех пор, пока она не станет Вас утомлять, пока есть удовольствие.

При первом занятии упражнения следует выполнять на 4, 8 или 16 резких вдохов. Отдых между упражнениями — 2—4 секунды. Для одного подхода среднее количество составляет 32 вдоха, с перерывом на отдых в 2—4 секунды.

При тренировке в две недели можно довести уровень занятий до 4000 вдохов в день, поделив серии упражнений на три части, выполняемых утром, в обед и вечером. После того, как Вы почувствуете значительное улучшение здоровья, можно сократить количество вдохов в упражнениях, но заканчивать занятия совсем нельзя.

Если Вам становится хуже, болезнь обостряется — лучше выполнять этот комплекс дыхательных упражнений сидя или лежа на 2, 4, 8 вдохов с перерывом между ними в 2 и более секунд.

Гимнастика Стрельниковой влияет на легкие, бронхи, кожу и голосовой аппарат и лечит соответствующие заболевания: астма, бронхит, пневмония, заикание, сколиозы, травмы позвоночника, заболевания мочеполовой системы и даже неврозы.

Дыхательная гимнастика Бутейко

Метод дыхательных упражнений Константина Павловича Бутейко основана на принципе “меньше дышать”. Клинически доказано, что такой подход может лечить свыше 90 заболеваний, основная причина которых в недостатке углекислоты в организме. Сам автор назвал свой подход “методом волевого устранения глубокого дыхания”.

Все упражнения в системе Бутейко основаны на задержке или поверхностном дыхании. Задача состоит в уменьшении потребности в кислороде и хорошем насыщении организма углекислым газом.

Стандартная дыхательная гимнастика по методу Бутейко:

  1. Вдох — 2 секунды.
  2. Выдох — 4 секунды.
  3. Задержка дыхания — 4 секунды.

При этом Вы будете испытывать ощущение недостатка кислорода — это нормально. Такое состояние — неотъемлемая часть дыхательной гимнастики Бутейко.
Само дыхание должно быть легким, незаметным, в отличие от методики Стрельниковой, абсолютно бесшумным.

Данный вид гимнастики отлично справляется с бронхитом, пневмонией, аденоидитом, кожными патологиями, болезнью Рейно, ожирением, ревматизмом и многими другими заболеваниями.

Чтобы выяснить свое состояние по системе Бутейко, проведите следующий опыт:

  1. Сделайте самый обычный вдох.
  2. Задержите дыхание насколько сможете.

Если задержка длилась менее чем 20 секунд — это плохо, от 20 до 40 секунд — удовлетворительно, от 40 до минуты — хорошо и свыше 60 секунд — отлично.

Естественно, перед применением такой дыхательной гимнастики стоит проконсультироваться с врачом и выяснить, подходят ли Вам такие нагрузки.

Дыхательная гимнастика для похудения

Помимо решения проблем с внутренними органами, гимнастика для дыхания решает проблемы эстетические, например, борется с лишним весом. Специальная серия упражнений, особая техника и ежедневное их выполнение придадут Вам сил, энергии и смогут убрать лишние килограммы.

Такой вид дыхательной гимнастики гораздо легче, чем бег или силовые тренировки, поэтому применить его в обыденной жизни гораздо проще и приятнее. Занятия можно проводить в любое время и любом месте. Однако стоит проконсультироваться с лечащим врачом, поскольку не все упражнения будут полезны. Например, при травмах позвоночника, сердечно-сосудистой системы, во время беременности или кормления не следует самостоятельно прибегать к помощи такой гимнастики. Но Вы можете заниматься под присмотром врача или инструктора.

Первые результаты от упражнений для похудения станут заметны уже через две недели. При интенсивном занятии год и более они отразятся и на общем самочувствии и здоровье в целом.

К основным видам гимнастики для похудения относятся:

  • цигун — духовная и дыхательная практика из трех упражнений для избавления от лишнего веса;
  • пранаяма — система упражнений йоги для избавления от всего лишнего в организме;
  • бодифлекс — основан Чайлдерс Григ на аэробном дыхании;
  • оксисайз — модификация бодифлекса без резких выдохов и вдохов, более щадящая техника.

Основными упражнениями в этой гимнастике считаются “доллар”, “кошка”, “брюшной пресс” и “ножницы”. Все они особенно полезны женщинам после родов.

Как мы видим, внутри одного вида гимнастики существует несколько разновидностей. Чтобы не ошибиться в выборе и подобрать действенный метод, проконсультируйтесь со своим врачом.

Несмотря на такой богатый ассортимент дыхательных техник, существуют и общие указания для всех типов упражнений:

  1. Постоянные и регулярные тренировки.
  2. Занятия должны проходить только в хорошем настроении, абстрагируйтесь от всего, что может вызывать негативные эмоции.
  3. Нельзя бросать тренировки на долгое время, а лучше и вовсе держать один удобный для Вас темп тренировок.
  4. Свежий воздух. Самый идеальный вариант — занятия на улице или на природе в чистом районе.

Последний пункт особенно важен, поскольку без чистого воздуха нет смысла в таких дыхательных упражнениях. Как быть, если Вы живете в загрязненном районе, а частые выезды на природу невозможны?

Один из вариантов — занятия дома, если у Вас установлен очиститель воздуха. Еще лучше — бризер, поскольку он имеет три степени фильтрации против пыли и грязи, аллергенов и вредных газов. Он поставляет поток столь необходимого для дыхательной гимнастики кислорода, уже очищенного от уличной грязи. Такое оборудование постоянно поддерживает в доме свежий и чистый воздух, что поможет Вам заниматься дыхательными практиками.

Дыхательная система

Конспект НОД для детей подготовительной группы на тему «Дыхательная система».

Подготовила: Коршина Анастасия Владимировна, воспитатель МДОУ «ЦРР-Д/с № 30» г. Магнитогорска

Познавательное развитие

  • Сформировать знания детей о дыхании, как о жизненно необходимом процессе.
  • Развивать познавательную активность ребенка в процессе экспериментирования, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
  • Дать понятие о том, как воздух путешествует по организму.
  • Закрепить знания о том, что полезно и вредно для органов дыхания.

Речевое развитие

• Активизировать в речи детей слова: «гортань», «трахея», «легкие», «дыхательная система».

• Продолжать учить грамотно выражать свои мысли, отвечать полным ответом.

Физическое развитие

  • Приучать к профилактическим мероприятиям здорового образа жизни и заботе о своем здоровье.
  • Воспитывать культуру отношения к своему здоровью.

Социально – коммуникативное развитие

  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение группы, а также отстаивать своё мнение.

Презентация «Органы дыхания», макет, коктейльные трубочки, воздушные шарики, карточки для д/и «Что хорошо и что плохо для дыхательной системы».

Техническое оснащение: МП3-проигрыватель, музыкальное сопровождение на диске.

Беседа и экспериментальная деятельность по теме: «Нос наш помощник»; беседа «Космонавт в космосе». Рассматривание изображений космонавта, скафандра.

Ход образовательной деятельности:

Дети заходят в зал. Звучит космическая музыка.

— Посмотрите на экран и скажите, что там изображено? (космонавт в космосе).

— Скажите, а для чего космонавту нужен скафандр? (чтоб защищать от вредного воздействия космоса, чтобы дышать в открытом космосе).

— Всем живым существам на нашей планете нужен воздух. Чтобы дышать воздухом, в организме человека есть специальные органы, называются они органы дыхания.

Давайте с этими органами познакомимся. (общая схема дыхательной системы).

— Куда первым делом попадает воздух при вдохе? (нос или рот).

— А, чем лучше дышать носом или ртом? (носом).

— Давайте вспомним почему? (ответы детей).

— Правильно, когда воздух проходит через нос он согревается; волосинки, которые находятся в носу, задерживают различные вирусы и бактерии; а еще, нос первым сообщает о загрязнённом для дыхания воздухе (газ, химические запахи).

— Ребята, а что может навредить нашему носу? Чего делать нельзя? (засовывать мелкие предметы, нюхать опасные вещества).

Давайте разместим нос на нашем макете.

— Итак, воздух попал в нос, а дальше он проходит через гортань. (макет). Гортань – это такой орган, который при выдохе может преобразовывать воздух в звук. Приложите руку к горлу и произнесите какой-нибудь звук. Чувствуете, как движется гортань?Давайте прикрепим гортань на нашу схему.

— Дальше воздух движется по дыхательной трубке – трахее. (Макет). По трахее воздух из гортани поступает в легкие. Давайте посмотрим, как воздух движется по трахее. (воспитатель раздает детям трубочки, дети через трубочку дуют на ладонь).

— Итак, куда же движется воздух по трахее? (в легкие).

— Защищает наши легкие грудная клетка. Давайте ее обследуем.

— Какая на ощупь грудная клетка? (Дети обследуют на себе, и убеждаются, что грудная клетка ребристая).

— А теперь обхватите свои ребра и глубоко вдохните воздух.

— Что вы почувствовали? (Почувствовали, как расширяются ребра под ладонями, как надуваются легкие).

— А, сейчас резко выдохните. Что вы ощущаете? (как сужается грудная клетка, выталкивая воздух из легких).

— Итак, мы сказали, что воздух из трахеи идет в легкие.

— Легкие находятся внутри. Давайте рассмотрим их. Их два. Вот какие большие. (Макет).

— Какие они? На что похожи?

— Наши легкие похожи на губку, в них есть множество отверстий, через которые проходит и очищается воздух.

Именно легкие забирают из воздуха, который мы вдыхаем, кислород и отправляют его в кровь. Кровь разносит кислород к каждой клетке нашего организма, тем самым помогая клеткам работать.

— Кто поможет разместить легкие на макет?

— А, сейчас я предлагаю вам провести эксперимент и определить количество выдыхаемого воздуха каждого из вас. Я раздам вам шарики, а вы должны их надуть при помощи одного только выдоха.

— Посмотрите на наши шарики, какие они по размеру? (разные).

— Какой вывод мы можем сделать? (мы вдыхаем и выдыхаем разное количество воздуха, чем сильнее ваши лёгкие, тем больше получились шарики)

— А вы знаете, что легкие ребенкаи легкие взрослого человека тоже разные? А чтобы это доказать, я тоже надую шарик.

— Чем отличается мой шарик от ваших? Какой вывод можно сделать? (шарик воспитателя больше, т.е. взрослый человек вдыхает и выдыхает большее количества воздуха).

— Ребята, как вы думаете, а что вредно для наших лёгких? (Ответы детей).

— Правильно, очень вредно для легких курение, грязный воздух. Сравните изображение легких здорового человека и человека, который дышит грязным воздухом. Чем они отличаются?

— ребята, а как вы думаете, что полезно для легких?

А еще очень полезно заниматься дыхательной гимнастикой.

Подыши одной ноздрей

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

Исходное положение — сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).

2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки — через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка». 3-4. То же другими ноздрями. Повторить 3-6 раз.
Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

Дыхательная гимнастика: «Очищающее «ха» — дыхание»

И.п. – ноги на ширине плеч.

1 – сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх;

2 – задержать дыхание. Открыть рот, расслабить гортань, сделать энергичный выдох через рот, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («ха»);

3 – медленно выпрямится и отдохнуть. Выдыхать воздух следует с облегчением, как будто освобождаясь от забот.
— А, теперь мы определим, что вредно для дыхательной системы, а что полезно.

Д/и: «Что хорошо для дыхательной системы, а что вредно?»

Перед вами лежат картинки, на них изображены ситуации, когда человек бережёт свое горло, нос, рот и легкие, а когда наоборот, наносит большой вред своему здоровью. Разложите карточки на два поля (вред-польза) и объясните свой выбор.

(Дети раскладывают карточки и объясняют.)

Заниматься спортом.

  • Закаляться.
  • Дышать носом.
  • Дышать свежим воздухом.
  • Вредно:

    • Дышать грязным, задымленным воздухом.
    • Дышать ртом.
    • Кричать на улице.
    • Закрывать зимой рот и нос шарфом.

    — Посмотрите на наш макет, все органы дыхания мы разместили на своем месте. Давайте их вспомним и назовем с помощью небольшой сценки.

    Чтобы знанья закрепить

    Надо все нам повторить.

    Про гортань, про рот и нос

    Чтоб много знаний ты унес.

    Вот наш воздух дорогой

    он спешит к себе домой.

    На пути огромный вдох

    Встретил он и был таков.

    Оглянуться не успел, как

    Нос его очистил и согрел.

    Воздух побежал вперед,

    Там его гортань уж ждет

    Чтобы вместе, в унисон

    Спеть для нас с тобой шансон.

    Попрощавшись на бегу

    Воздух побежал в трубу

    Был доставлен он для нас.

    Легкие его согрели, грели, грели…

    И не заметили, как съели!

    Все что осталось им — отдохнуть

    Отправив остатки в обратный путь.

    А сейчас Таня расскажет, какой путь делает воздух в нашем организме.
    Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята вам понравилось занятие?

    Как вы думаете, кто лучше всех справился с заданием? А как ты справился? (самооценка).

    IZITIP.RU