Истинно то что полезно и практично утверждают представители
Истинно то, что полезно. Прагматизм
Направлением в современной философии, во многом близким позитивизму, является прагматизм, основателем которого был американский философ XIX в. Чарлз Пирс. Его основной мыслью было утверждение, что значение идей и понятий состоит в их практических последствиях, которые мы можем от них ожидать. Иначе, по мнению Пирса, истинно то, что полезно для нас. По греч. pragma – «дело, действие», поэтому прагматизм – это философия, которая вовсе не ставит перед собой задачи познания объективного мира и не считает истиной действительное положение вещей, но призывает исходить из нашей собственной практической жизни и полагать истиной то, что служит ее успеху, благополучию и процветанию.
Чарлз Пирс (1839–1914)
Прагматизм продолжает субъективистские идеи в философии. Когда мы рассматриваем утверждение, что истинность – это практическая полезность, то невольно вспоминаем знаменитый протагоровский тезис о человеке как мере всех вещей. Что нам до объективной картины мира, говорит известный греческий софист, важно ведь, как мы относимся к происходящему, что оно для нас представляет, каким каждый из людей видит его. Далее вспомним Юма с его утверждением, что действительность для человека – это поток его ощущений; Кантову критику разума, по которой мы видим не то, что есть, а только то, что можем видеть в силу своего устройства; странное положение Фихте «Весь мир – это Я», преломляющее реальность исключительно через субъективное ее восприятие, и убедимся в том, что прагматизм не является принципиально новым направлением в философии, но представляет собой в иных формах выраженные идеи, возраст которых насчитывает две с половиной тысячи лет.
Объективная действительность непознаваема, говорят представители прагматизма (помимо Ч. Пирса, ими являются американские философы Уильям Джемс и Джон Дьюи): то, что представляется нам, и то, что существует на самом деле, – два разных мира, между которыми лежит пропасть. Не смешно ли пытаться сделать то, что в принципе невыполнимо, – преодолеть ее? Не лучше ли принять такое положение вещей как должное и позаботиться о себе и своих ближайших делах? Познание, по Пирсу, является движением не от незнания к знанию, а от сомнения к вере (к вере в то, что все именно так, как мне кажется). Вопрос о том, соответствует ли это мое верование реальному миру, бессмыслен. Если оно помогает мне жить, приводит к поставленной цели, является полезным для меня, значит, оно истинно.
Поскольку мир непознаваем, мы имеем полное право представлять его себе каким угодно, думать что захочется и считать истиной любое симпатичное нам утверждение. Получается, что реальности фактически для нас нет, так как она – совокупность наших мнений, то есть мы сами ее создаем, конструируем в силу своих субъективных желаний. Действительность, говорят представители позитивизма, абсолютно «пластична»: усилием воображения мы можем придать ей любую форму (вспомним утверждение Канта, что человек упорядочивает внешний мир с помощью врожденных форм своего сознания). То, каким мы себе представляем мироздание, является, конечно же, не знанием о нем, но верованием, что это наше представление и есть истина. У человека в силу его устройства имеется одна принципиальная особенность, которая заключается в том, что, будучи не в состоянии знать о существующем, он может только верить в него (невозможно не вспомнить «естественную религию» Юма). «Мы имеем право, – говорят сторонники прагматизма, – верить на свой риск в любую гипотезу». Так, одного желания, чтобы Бог был, достаточно для веры в Него (почти то же самое, что и Кантов «нравственный аргумент»).
Понятно, что мы будем верить в то, что для нас наиболее выгодно, удобно и полезно. Поэтому наши понятия, идеи, теории – это не отражения объективного мира, а орудия, которыми мы пользуемся для достижения своих практических целей, или инструменты, помогающие нам ориентироваться в той или иной ситуации. Значит, наука представляет не знание о реальности, а своего рода ящик с инструментами, из которого человек берет наиболее подходящие в каких-то определенных условиях. В силу этих положений прагматизм иногда называют инструментализмом .
Конечно же, в данном воззрении нет совершенно никаких глобальных философских проблем, оно в принципе чуждо дерзновенных попыток проникнуть в тайные глубины существующего, открыть вечные связи и законы мироздания и единой грандиозной философской системой исчерпать и объяснить все нас окружающее. Но разве не можем мы жить, не имея окончательных знаний о мире? Разве хуже мы ориентируемся в действительности без полного и всестороннего представления о ней? Неужели отсутствие объективной истины так уж сильно отравляет наше существование? А что, если вполне возможно прожить и без ответов на вечные вопросы и даже обрести счастье, не проникая в сокрытые причины и основания Бытия? Найдите хотя бы одного человека, который, просыпаясь у себя дома в преддверии грядущего дня, думал бы о происхождении мира, вечных его тайнах и судьбах человечества и считал бы день потерянным, если бы ему не удалось ответить на эти глобальные вопросы и обрести истину…
Дата добавления: 2015-09-18 ; просмотров: 215 . Нарушение авторских прав
Философская позиция, отождествляющая мысль с «материальным субстратом мозга»
Философское учение, которое утверждает всеобщую одушевленность материи:
Всеобщее свойство материи, проявляющееся в способности всякой материальной системы воспроизводить характеристики воздействующих на нее других материальных систем:
Формами отражения, характерными для неживой природы, являются …
Как «материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» характеризовал идеальное
Формы общественного сознания:
Ведущая роль сознания в жизнедеятельности человека отрицается …
Процесс перехода наших животных предков в человека называется …
Особенность сознания заключается в том, что оно …
+ не только порождается материей, но и способно ее преобразовывать
– отражает действительность, не меняя ничего в неживой материи
– не является формой отражения
– существует вне и до материи
– формируется у человека в зрелом возрасте
Основными формами отражения в живой природе являются:
Философское учение, отрицающее принципиальную возможность получения объективного знания о мире:
Формами познания на его чувственной ступени являются:
Формами познания на его рациональной ступени являются:
Человеческая деятельность, порождающая качественно новое в предметах или знаниях о них:
Функция научного познания, раскрывающая сущность изучаемого объекта на основе постиженияего законов …
Представители сенсуализма истинным источником знания считали
Инстинкт и интуиция в познавательной деятельности есть …
Истина есть соответствие знания вещам, утверждал…
Истинно то, что полезно и практично, утверждают представители …
Полное, всестороннее знание о том, что есть, было и будет с объектом, получило название:
Практика, с диалектической точки зрения, является … критерием истины
Основатель логики как учения о формах и структурах мышления:
Знания, основанные на вере:
Основатель концепции революций в науке как смены научных парадигм
Познание от отвлеченного и одностороннего знания об объектах к знанию более содержательному и всестороннему определяет метод науки:
+ восхождения от абстрактного к конкретному
– совпадения логического и исторического
– доказательства «от противного»
Раздел 4. Философия человека
Человек по своей природе – это …
– носитель социальной формы движения материи
Признание определяющими факторами в природе человека развитости мозга, темперамента, генетического кода характерно для … концепции:
Определять ход исторического процесса, содействовать прогрессивному развитию обществахарактерно для … личности:
Создатель и носитель культурных ценностей, главный субъект всей истории общества, с точки зрения марксистской концепции общественного развития:
Человеческая ситуация, образуемая посредством знания познанной необходимости и практического овладения ею называется у Гегеля и Маркса…
В обществе свобода неизбежно предполагает
Результат определения главных жизненных целей человека:
Л. Толстой главной формой борьбы с государственным насилием считал …
– отказ от уплаты налогов
– явный или скрытый саботаж
+ отказ от участия в делах государства и общества
– участие в демонстрациях протеста
Главным внеправовым регулятором поведения человека в обществе выступает:
Регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни с помощью общественного мнения и личных убеждений характерно для…
Важнейшим механизмом социальной стабильности является …
Моральная регуляция поведения человека в обществе осуществляется с помощью санкций:
ДЕ. 07. Философия сознания и познания
№1 Сознание: свойство высокоорганизованной материи, высшая форма отражения действительности, способность воспроизводить окружающий мир в идеальных образах
№2 Современная философия рассматривает «бессознательное» как: психические процессы, происходящие на досознательном уровне
№3 Осознание личностью своих интересов, мотивов поведения, ценностей: самосознание
№4 Философское течение, представители которого рассматривали сознание как вещественную функцию мозга («мозг вырабатывает мысль, как печень – желчь»): вульгарный материализм
№5 Философское учение, которое утверждает всеобщую одушевленность материи: гилозоизм
№6 Формами отражения, характерными для неживой природы, являются: механическое, физическое, химическое
№7 Основными формами отражения в живой природе являются: психика, чувствительность, раздражимость
№8 Особенность сознания заключается в том, что оно: не только порождается материей, но и способно ее преобразовывать
№9 Формы общественного сознания: мораль, право, политика, философия
№10 Философское учение, отрицающее принципиальную возможность получения объективного знания о мире: агностицизм
№11 Формами познания на его чувственной ступени являются:ощущение, восприятие, представление
№12 Формами познания на его рациональной ступени являются: понятие, суждение, умозаключение
№13 Познание, основанное на логических рассуждениях: рациональное познание
№14 Истина: соответствие знания действительности
№15 Истина есть соответствие знания вещам, утверждал: Аристотель
№16 Истинно то, что полезно и практично, утверждают представители: прагматизма
№17Для более точного обозначения истинности знания диалектическая гносеология считает необходимым понятие: конкретность истины
№18 Содержание знания, которое не может быть опровергнуто в будущем: абсолютная истина
№19 Знание, полностью тождественное по своему содержанию объекту познания, есть … истина: абсолютная
№20 Знание, которое с течением времени может изменяться (уточняться): относительная истина
№21 Практика, с диалектической точки зрения, является … критерием истины: относительным
№22 Основные формы мышления: суждение, понятие, умозаключение
№23 Основатель логики как учения о формах и структурах мышления: Аристотель
№24 Знаковая система, служащая средством мышления и общения: язык
№25 Функции практики в процессе познания: основа познания, цель, критерии истинности знания
№26 субъект
№27 В переводе с древнегреческого, это слово означает путь, способ познания: метод
№28 Операция мысленного расчленения объекта на составные части: анализ
№29 Научный метод, основанный на рассуждениях, идущих в направлении от знания общего к знанию частного (или единичного): дедукция
№30 Метод познания, исходным принципом которого является соотнесение истории объекта с общей закономерностью его развития: метод совпадения исторического и логического
ДЕ. 08. Философия человека, общества и его истории.
№1 Под обществом в социальной философии понимается: система отношений между людьми, возникающая в процессе их совместной жизнедеятельности
№2 Застой в обществе или в какой-либо из его сфер: стагнация
№3 Сведение общественных закономерностей к биологическим характерно для: социального дарвинизма
№4 Общество, с диалектико-материалистической позиции, представляет собой: саморазвивающуюся систему целенаправленных взаимодействий людей с природным окружением
№5 Теория «открытых» и закрытых обществ наиболее фундаментально представлена: К. Поппером
№6 В постиндустриальном обществе главным фактором развития становится: информация
№7 Понятие общества как саморазвивающейся материально-духовной системы характерно для: марксизма
№8 Цикличность как принцип понимания развития общества впервые предложили мыслители: Античности
№9 К сферам общественной жизни относятся: экономическая, социальная, политическая, культурная
№10 Основные элементы политической сферы общества: государство, профессиональные союзы, политические партии
№11 Создание и распределение материальных благ являются основными функциями … сферы: экономической
№12 Закрытыми называются общества: тоталитарные, социальные системы, максимально ограничивающие обмен информацией с иными цивилизациями, культурами и природой
№13 «Человек, благодаря науке, становится господином природы», утверждали философы в эпоху: Ренессанса
№14 Законы природы и законы общества схожи в том, что они: объективны
№15 Согласно философии материализма объективной, первичной реальности является бытие: неорганической природы
№16 Понятие «географическая среда» включает в свое содержание: часть природы, вовлеченную в сферу общественной деятельности
№17 Французский философ-просветитель XVIII в., один из разработчиков географического детерминизма: Боден
№18 Впервые термин «экология» ввел в научный оборот: Геккель
№19 Высшими ценностями гражданского общества являются: права и свободы личности
№20 Основной причиной возникновения государства, с позиции материалистического понимания истории, является: классовое расслоение общества
№21 Учение диалектического и исторического материализма зарождается в: марксизме
№22 Государственными формами правления являются: монархия, демократия
№23 Главной детерминантой исторического развития при формационном подходе к периодизации исторического процесса является: способ производства материальных благ
№24 Формационную концепцию общественно-исторического развития предложил: Маркс
№25 Основателями материалистического понимания истории являются: Энгельс, Маркс
№26 Основными структурными элементами общественно-экономической формации, по Марксу, являются: надстройка, базис
№27 Цивилизационную концепцию общественного развития разрабатывали: Данилевский, Тойнби
№28 Рассмотрение человека как микрокосмоса характерно для исторических эпох: Античности
№29 Человек по своей природе – это: общественно-природное существо
№30 Под личностью с философской точки зрения понимается: уникальная духовно-телесная целостность человека
1. Философия первоначально понималась как…
наука о человеке
Любовь к мудрости
учение об абсолютной истине
2. Философская антропология – это философское учение о.
Человеке
3. Философская дисциплина, исследующая происхождение, природу, функции, структуру, роль в обществе нравственности, морали, есть.
Этика
3. Аксиология – это учение о…
Ценностях
4. Проблемы, решаемые философией, носят ____________характер.
Всеобщий, предельный
5. Гносеологическая функция философии состоит в том, что философия.
Накапливает, обобщает и транслирует новое знание
помогает человеку понять смысл своей жизни
прогнозирует общее направление развития общества
способствует приобщению человека к культурным ценностям
6. Формируя целостную картину мира и бытия человека в нём, философия выполняет________ функцию.
Мировоззренческую
7. Когда философия учит ничего сразу не принимать на веру и не отвергать что-либо без глубокого и самостоятельного размышления и анализа, то её деятельность связана с _____________ функцией.
Критической
8. Теоретический характер анализа всеобщих связей в системе «человек – мир» является отличительной особенностью.
Философии
9. Функция философии, заключающаяся в том, чтобы на основании имеющихся знаний об окружающем мире и человеке, достижениях науки спрогнозировать тенденции развития человека, природы, общества, называется…
Прогностической
10. Установите соответствие между именем мыслителя и тем, что он считал первоначалом мира:
1) Фалес – 4
2) Анаксимандр – 2
3) Анаксимен – 1
4) Гераклит – 3
11. Сопоставьте имя мыслителя и эпоху.
1. Августин – 4
2. Декарт – 3
3. Платон – 1
4. Джордано Бруно – 2
12. Сопоставьте имя мыслителя и эпоху.
1. Аристотель – 4
2. Ж.-Ж. Руссо – 3
3. Николай Кузанский – 1
4. Фома Аквинский – 1
13. Сопоставьте имя мыслителя и понятие (я), характерное (ые) для его концепции.
1. Ф. Бэкон – 2
2. М. Хайдеггер – 3
3. З. Фрейд – 1
Экзистенция и трансценденция
14. Соотнесите имя философа и название страны, культуру которой он представляет.
1. Р. Декарт – 3
2. И. Кант – 2
3. С.Л. Франк – 4
4. Ф. Бэкон – 1
15. Характерной чертой русской идеалистической философии является.
детальная разработка гносеологии
строгость логических построений
Антропологичность
16. Философия Н.А. Бердяева может быть названа…
«зкзистенциальным персонализмом»
17. В основе философии истории евразийства лежит утверждение о том, что…
Россия в своем развитии должна ориентироваться исключительно на прогрессивный опыт Европы
опыт российской истории в силу своей исключительности не может быть понят и воспринят представителями других народов
Истинно то что полезно и практично утверждают представители
ДЕ. 07. Философия сознания и познания
№1 УС3 АБ 3.1.10.1.
Сознание:
- свойство высокоорганизованной материи
- высшая форма отражения действительности
- способность воспроизводить окружающий мир в идеальных образах
- эмоциональное состояние человека
- совокупность инстинктов, чувств и мыслей
№2 УС1 АБ 3.1.10.1.
Современная философия рассматривает «бессознательное» как…
- то, что не осознается человеком
- то, что присуще отдельному человеку
- рефлекторные процессы в организме человека
- психические процессы, происходящие на досознательном уровне
- физиологические процессы, происходящие в мозге
№3 УС1 С 3.1.10.2.
Философское течение, представители которого рассматривали сознание как вещественную функцию мозга («мозг вырабатывает мысль, как печень – желчь»)
- гилозоизм
- субъективный идеализм
- пантеизм
- вульгарный материализм
- диалектический материализм
№5 УС1 С 3.1.10.6.
Философское учение, которое утверждает всеобщую одушевленность материи – …
- монизм
- плюрализм
- гилозоизм
- агностицизм
- сциентизм
№6 УС3 А 3.1.10.8.
Формами отражения, характерными для неживой природы, являются:
- механическое
- физическое
- химическое
- биологическое
- социальное
№7 УС1 А 3.1.10.8.
Основными формами отражения в живой природе являются:
Особенность сознания заключается в том, что оно ………
- не только порождается материей, но и способно ее преобразовывать
- отражает действительность, не меняя ничего в неживой материи
- не является формой отражения
- существует вне и до материи
- формируется у человека в зрелом возрасте
№9 УС3 АБ 3.1.10.10.
Философское учение, отрицающее принципиальную возможность получения объективного знания о мире – …
- агностицизм
- скептицизм
- материализм
- дуализм
- идеализм
№11 УС3 АБ 3.1.10.13.
Формами познания на его чувственной ступени являются:
- ощущение
- понятие
- восприятие
- представление
- суждение
№12 УС3 АБ 3.1.10.14.
Формами познания на его рациональной ступени являются …….
- представление
- понятие
- суждение
- интуиция
- умозаключение
№13 УС1 АБ 3.1.10.14.
Познание, основанное на логических рассуждениях:
- чувственное познание
- рациональное познание
- иррациональное познание
- научное познание
- религиозное познание
№14 УС1 АБ 3.1.11.1.
Истина – …
- соответствие знания действительности
- то, что полезно для человека
- результат договоренностей в ученом сообществе
- логичность построения теории
- знание, прошедшее проверку непосредственно в опыте
№15 УС1 АБ 3.1.11.1.
Истинно то, что полезно и практично, утверждают представители …
- теории когеренции
- гносеологического рационализма
- прагматизма
- конвенциалисткой концепции
- теории очевидности
№17 УС1 А 3.1.11.3.
Для более точного обозначения истинности знания диалектическая гносеология считает необходимым понятие …
- конкретность истины
- абсолютная ценность истины
- достоверность знания
- субъективность мнения
- объективность истины
№18 УС1 А 3.1.11.4.
Содержание знания, которое не может быть опровергнуто в будущем – …
- абсолютная истина
- относительная истина
- субъективная истина
- объективный факт
- субъективный факт
№19 УС1 А 3.1.11.4.
Знание, полностью тождественное по своему содержанию объекту познания, есть … истина
- объективная
- конкретная
- абстрактная
- всеобщая
- абсолютная
№20 УС1 А 3.1.11.5.
Знание, которое с течением времени может изменяться (уточняться) – …
- абсолютная истина
- объективная истина
- относительная истина
- субъективная истина
- заблуждение
№21 УС1 АБ 3.1.11.6.
Практика, с диалектической точки зрения, является … критерием истины
- абсолютным
- субъективным
- неизменным
- относительным
- единственным
№22 УС3 А 3.1.12.2.
Основатель логики как учения о формах и структурах мышления – …
- Сократ
- Аристотель
- Декарт
- Спиноза
- Конт
№24 УС2 А 3.1.12.4.
Знаковая система, служащая средством мышления и общения – …
№25 УС1 АБ 3.1.11.6.
Функции практики в процессе познания:
- основа познания
- цель
- критерии истинности знания
- процесс
- результат
№26 УС2 А 3.1.10.12.
Носитель познавательной деятельности, направленной на определенный объект, есть … познания
Операция мысленного расчленения объекта на составные части – …
- синтез
- расчет
- анализ
- результат
- процесс
№29 УС1 А 3.1.13.5.
Научный метод, основанный на рассуждениях, идущих в направлении от знания общего к знанию частного (или единичного) – …
- индукция
- дедукция
- конкретизация
- ограничение
- моделирование
№30 УС1 А 3.1.13.6.
Метод познания, исходным принципом которого является соотнесение истории объекта с общей закономерностью его развития – …
- метод восхождения от абстрактного к конкретному
- индуктивный метод
- социальной адаптации
- метод совпадения исторического и логического
- аксиоматико-дедуктивный метод