Истинно то что полезно и практично утверждают представители

Истинно то что полезно и практично утверждают представители

Истинно то, что полезно. Прагматизм

Направлением в современной философии, во многом близким позитивизму, является прагматизм, основателем которого был американский философ XIX в. Чарлз Пирс. Его основной мыслью было утверждение, что значение идей и понятий состоит в их практических последствиях, которые мы можем от них ожидать. Иначе, по мнению Пирса, истинно то, что полезно для нас. По греч. pragma – «дело, действие», поэтому прагматизм – это философия, которая вовсе не ставит перед собой задачи познания объективного мира и не считает истиной действительное положение вещей, но призывает исходить из нашей собственной практической жизни и полагать истиной то, что служит ее успеху, благополучию и процветанию.

Чарлз Пирс (1839–1914)

Прагматизм продолжает субъективистские идеи в философии. Когда мы рассматриваем утверждение, что истинность – это практическая полезность, то невольно вспоминаем знаменитый протагоровский тезис о человеке как мере всех вещей. Что нам до объективной картины мира, говорит известный греческий софист, важно ведь, как мы относимся к происходящему, что оно для нас представляет, каким каждый из людей видит его. Далее вспомним Юма с его утверждением, что действительность для человека – это поток его ощущений; Кантову критику разума, по которой мы видим не то, что есть, а только то, что можем видеть в силу своего устройства; странное положение Фихте «Весь мир – это Я», преломляющее реальность исключительно через субъективное ее восприятие, и убедимся в том, что прагматизм не является принципиально новым направлением в философии, но представляет собой в иных формах выраженные идеи, возраст которых насчитывает две с половиной тысячи лет.

Объективная действительность непознаваема, говорят представители прагматизма (помимо Ч. Пирса, ими являются американские философы Уильям Джемс и Джон Дьюи): то, что представляется нам, и то, что существует на самом деле, – два разных мира, между которыми лежит пропасть. Не смешно ли пытаться сделать то, что в принципе невыполнимо, – преодолеть ее? Не лучше ли принять такое положение вещей как должное и позаботиться о себе и своих ближайших делах? Познание, по Пирсу, является движением не от незнания к знанию, а от сомнения к вере (к вере в то, что все именно так, как мне кажется). Вопрос о том, соответствует ли это мое верование реальному миру, бессмыслен. Если оно помогает мне жить, приводит к поставленной цели, является полезным для меня, значит, оно истинно.

Читайте также:  Витамины омега 3 для чего полезно для детей

Поскольку мир непознаваем, мы имеем полное право представлять его себе каким угодно, думать что захочется и считать истиной любое симпатичное нам утверждение. Получается, что реальности фактически для нас нет, так как она – совокупность наших мнений, то есть мы сами ее создаем, конструируем в силу своих субъективных желаний. Действительность, говорят представители позитивизма, абсолютно «пластична»: усилием воображения мы можем придать ей любую форму (вспомним утверждение Канта, что человек упорядочивает внешний мир с помощью врожденных форм своего сознания). То, каким мы себе представляем мироздание, является, конечно же, не знанием о нем, но верованием, что это наше представление и есть истина. У человека в силу его устройства имеется одна принципиальная особенность, которая заключается в том, что, будучи не в состоянии знать о существующем, он может только верить в него (невозможно не вспомнить «естественную религию» Юма). «Мы имеем право, – говорят сторонники прагматизма, – верить на свой риск в любую гипотезу». Так, одного желания, чтобы Бог был, достаточно для веры в Него (почти то же самое, что и Кантов «нравственный аргумент»).

Понятно, что мы будем верить в то, что для нас наиболее выгодно, удобно и полезно. Поэтому наши понятия, идеи, теории – это не отражения объективного мира, а орудия, которыми мы пользуемся для достижения своих практических целей, или инструменты, помогающие нам ориентироваться в той или иной ситуации. Значит, наука представляет не знание о реальности, а своего рода ящик с инструментами, из которого человек берет наиболее подходящие в каких-то определенных условиях. В силу этих положений прагматизм иногда называют инструментализмом .

Конечно же, в данном воззрении нет совершенно никаких глобальных философских проблем, оно в принципе чуждо дерзновенных попыток проникнуть в тайные глубины существующего, открыть вечные связи и законы мироздания и единой грандиозной философской системой исчерпать и объяснить все нас окружающее. Но разве не можем мы жить, не имея окончательных знаний о мире? Разве хуже мы ориентируемся в действительности без полного и всестороннего представления о ней? Неужели отсутствие объективной истины так уж сильно отравляет наше существование? А что, если вполне возможно прожить и без ответов на вечные вопросы и даже обрести счастье, не проникая в сокрытые причины и основания Бытия? Найдите хотя бы одного человека, который, просыпаясь у себя дома в преддверии грядущего дня, думал бы о происхождении мира, вечных его тайнах и судьбах человечества и считал бы день потерянным, если бы ему не удалось ответить на эти глобальные вопросы и обрести истину…

Читайте также:  Ласка на даче польза или вред

Дата добавления: 2015-09-18 ; просмотров: 215 . Нарушение авторских прав

Философская позиция, отождествляющая мысль с «материальным субстратом мозга»

Философское учение, которое утверждает всеобщую одушевленность материи:

Всеобщее свойство материи, проявляющееся в способности всякой материальной системы воспроизводить характеристики воздействующих на нее других материальных систем:

Формами отражения, характерными для неживой природы, являются …

Как «материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» характеризовал идеальное

Формы общественного сознания:

Ведущая роль сознания в жизнедеятельности человека отрицается …

Процесс перехода наших животных предков в человека называется …

Особенность сознания заключается в том, что оно …

+ не только порождается материей, но и способно ее преобразовывать

– отражает действительность, не меняя ничего в неживой материи

– не является формой отражения

– существует вне и до материи

– формируется у человека в зрелом возрасте

Основными формами отражения в живой природе являются:

Философское учение, отрицающее принципиальную возможность получения объективного знания о мире:

Формами познания на его чувственной ступени являются:

Формами познания на его рациональной ступени являются:

Человеческая деятельность, порождающая качественно новое в предметах или знаниях о них:

Функция научного познания, раскрывающая сущность изучаемого объекта на основе постиженияего законов …

Представители сенсуализма истинным источником знания считали

Инстинкт и интуиция в познавательной деятельности есть …

Истина есть соответствие знания вещам, утверждал…

Истинно то, что полезно и практично, утверждают представители …

Полное, всестороннее знание о том, что есть, было и будет с объектом, получило название:

Практика, с диалектической точки зрения, является … критерием истины

Основатель логики как учения о формах и структурах мышления:

Знания, основанные на вере:

Основатель концепции революций в науке как смены научных парадигм

Познание от отвлеченного и одностороннего знания об объектах к знанию более содержательному и всестороннему определяет метод науки:

+ восхождения от абстрактного к конкретному

– совпадения логического и исторического

– доказательства «от противного»

Раздел 4. Философия человека

Человек по своей природе – это …

– носитель социальной формы движения материи

Признание определяющими факторами в природе человека развитости мозга, темперамента, генетического кода характерно для … концепции:

Определять ход исторического процесса, содействовать прогрессивному развитию обществахарактерно для … личности:

Создатель и носитель культурных ценностей, главный субъект всей истории общества, с точки зрения марксистской концепции общественного развития:

Человеческая ситуация, образуемая посредством знания познанной необходимости и практического овладения ею называется у Гегеля и Маркса…

В обществе свобода неизбежно предполагает

Результат определения главных жизненных целей человека:

Л. Толстой главной формой борьбы с государственным насилием считал …

– отказ от уплаты налогов

– явный или скрытый саботаж

+ отказ от участия в делах государства и общества

– участие в демонстрациях протеста

Главным внеправовым регулятором поведения человека в обществе выступает:

Регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни с помощью общественного мнения и личных убеждений характерно для…

Важнейшим механизмом социальной стабильности является …

Моральная регуляция поведения человека в обществе осуществляется с помощью санкций:

ДЕ. 07. Философия сознания и познания

№1 Сознание: свойство высокоорганизованной материи, высшая форма отражения действительности, способность воспроизводить окружающий мир в идеальных образах

№2 Современная философия рассматривает «бессознательное» как: психические процессы, происходящие на досознательном уровне

№3 Осознание личностью своих интересов, мотивов поведения, ценностей: самосознание

№4 Философское течение, представители которого рассматривали сознание как вещественную функцию мозга («мозг вырабатывает мысль, как печень – желчь»): вульгарный материализм

№5 Философское учение, которое утверждает всеобщую одушевленность материи: гилозоизм

№6 Формами отражения, характерными для неживой природы, являются: механическое, физическое, химическое

№7 Основными формами отражения в живой природе являются: психика, чувствительность, раздражимость

№8 Особенность сознания заключается в том, что оно: не только порождается материей, но и способно ее преобразовывать

№9 Формы общественного сознания: мораль, право, политика, философия

№10 Философское учение, отрицающее принципиальную возможность получения объективного знания о мире: агностицизм

№11 Формами познания на его чувственной ступени являются:ощущение, восприятие, представление

№12 Формами познания на его рациональной ступени являются: понятие, суждение, умозаключение

№13 Познание, основанное на логических рассуждениях: рациональное познание

№14 Истина: соответствие знания действительности

№15 Истина есть соответствие знания вещам, утверждал: Аристотель

№16 Истинно то, что полезно и практично, утверждают представители: прагматизма

№17Для более точного обозначения истинности знания диалектическая гносеология считает необходимым понятие: конкретность истины

№18 Содержание знания, которое не может быть опровергнуто в будущем: абсолютная истина

№19 Знание, полностью тождественное по своему содержанию объекту познания, есть … истина: абсолютная

№20 Знание, которое с течением времени может изменяться (уточняться): относительная истина

№21 Практика, с диалектической точки зрения, является … критерием истины: относительным

№22 Основные формы мышления: суждение, понятие, умозаключение

№23 Основатель логики как учения о формах и структурах мышления: Аристотель

№24 Знаковая система, служащая средством мышления и общения: язык

№25 Функции практики в процессе познания: основа познания, цель, критерии истинности знания

№26 субъект

№27 В переводе с древнегреческого, это слово означает путь, способ познания: метод

№28 Операция мысленного расчленения объекта на составные части: анализ

№29 Научный метод, основанный на рассуждениях, идущих в направлении от знания общего к знанию частного (или единичного): дедукция

№30 Метод познания, исходным принципом которого является соотнесение истории объекта с общей закономерностью его развития: метод совпадения исторического и логического

ДЕ. 08. Философия человека, общества и его истории.

№1 Под обществом в социальной философии понимается: система отношений между людьми, возникающая в процессе их совместной жизнедеятельности

№2 Застой в обществе или в какой-либо из его сфер: стагнация

№3 Сведение общественных закономерностей к биологическим характерно для: социального дарвинизма

№4 Общество, с диалектико-материалистической позиции, представляет собой: саморазвивающуюся систему целенаправленных взаимодействий людей с природным окружением

№5 Теория «открытых» и закрытых обществ наиболее фундаментально представлена: К. Поппером

№6 В постиндустриальном обществе главным фактором развития становится: информация

№7 Понятие общества как саморазвивающейся материально-духовной системы характерно для: марксизма

№8 Цикличность как принцип понимания развития общества впервые предложили мыслители: Античности

№9 К сферам общественной жизни относятся: экономическая, социальная, политическая, культурная

№10 Основные элементы политической сферы общества: государство, профессиональные союзы, политические партии

№11 Создание и распределение материальных благ являются основными функциями … сферы: экономической

№12 Закрытыми называются общества: тоталитарные, социальные системы, максимально ограничивающие обмен информацией с иными цивилизациями, культурами и природой

№13 «Человек, благодаря науке, становится господином природы», утверждали философы в эпоху: Ренессанса

№14 Законы природы и законы общества схожи в том, что они: объективны

№15 Согласно философии материализма объективной, первичной реальности является бытие: неорганической природы

№16 Понятие «географическая среда» включает в свое содержание: часть природы, вовлеченную в сферу общественной деятельности

№17 Французский философ-просветитель XVIII в., один из разработчиков географического детерминизма: Боден

№18 Впервые термин «экология» ввел в научный оборот: Геккель

№19 Высшими ценностями гражданского общества являются: права и свободы личности

№20 Основной причиной возникновения государства, с позиции материалистического понимания истории, является: классовое расслоение общества

№21 Учение диалектического и исторического материализма зарождается в: марксизме

№22 Государственными формами правления являются: монархия, демократия

№23 Главной детерминантой исторического развития при формационном подходе к периодизации исторического процесса является: способ производства материальных благ

№24 Формационную концепцию общественно-исторического развития предложил: Маркс

№25 Основателями материалистического понимания истории являются: Энгельс, Маркс

№26 Основными структурными элементами общественно-экономической формации, по Марксу, являются: надстройка, базис

№27 Цивилизационную концепцию общественного развития разрабатывали: Данилевский, Тойнби

№28 Рассмотрение человека как микрокосмоса характерно для исторических эпох: Античности

№29 Человек по своей природе – это: общественно-природное существо

№30 Под личностью с философской точки зрения понимается: уникальная духовно-телесная целостность человека

1. Философия первоначально понималась как…

наука о человеке

Любовь к мудрости

учение об абсолютной истине

2. Философская антропология – это философское учение о.

Человеке

3. Философская дисциплина, исследующая происхождение, природу, функции, структуру, роль в обществе нравственности, морали, есть.

Этика

3. Аксиология – это учение о…

Ценностях

4. Проблемы, решаемые философией, носят ____________характер.

Всеобщий, предельный

5. Гносеологическая функция философии состоит в том, что философия.

Накапливает, обобщает и транслирует новое знание

помогает человеку понять смысл своей жизни

прогнозирует общее направление развития общества

способствует приобщению человека к культурным ценностям

6. Формируя целостную картину мира и бытия человека в нём, философия выполняет________ функцию.

Мировоззренческую

7. Когда философия учит ничего сразу не принимать на веру и не отвергать что-либо без глубокого и самостоятельного размышления и анализа, то её деятельность связана с _____________ функцией.

Критической

8. Теоретический характер анализа всеобщих связей в системе «человек – мир» является отличительной особенностью.

Философии

9. Функция философии, заключающаяся в том, чтобы на основании имеющихся знаний об окружающем мире и человеке, достижениях науки спрогнозировать тенденции развития человека, природы, общества, называется…

Прогностической

10. Установите соответствие между именем мыслителя и тем, что он считал первоначалом мира:

1) Фалес – 4
2) Анаксимандр – 2
3) Анаксимен – 1
4) Гераклит – 3

11. Сопоставьте имя мыслителя и эпоху.
1. Августин – 4
2. Декарт – 3
3. Платон – 1
4. Джордано Бруно – 2

12. Сопоставьте имя мыслителя и эпоху.
1. Аристотель – 4
2. Ж.-Ж. Руссо – 3
3. Николай Кузанский – 1
4. Фома Аквинский – 1

13. Сопоставьте имя мыслителя и понятие (я), характерное (ые) для его концепции.
1. Ф. Бэкон – 2
2. М. Хайдеггер – 3
3. З. Фрейд – 1

Экзистенция и трансценденция

14. Соотнесите имя философа и название страны, культуру которой он представляет.
1. Р. Декарт – 3
2. И. Кант – 2
3. С.Л. Франк ­– 4
4. Ф. Бэкон – 1

15. Характерной чертой русской идеалистической философии является.

детальная разработка гносеологии

строгость логических построений

Антропологичность

16. Философия Н.А. Бердяева может быть названа…

«зкзистенциальным персонализмом»

17. В основе философии истории евразийства лежит утверждение о том, что…

Россия в своем развитии должна ориентироваться исключительно на прогрессивный опыт Европы

опыт российской истории в силу своей исключительности не может быть понят и воспринят представителями других народов

Истинно то что полезно и практично утверждают представители

ДЕ. 07. Философия сознания и познания
№1 УС3 АБ 3.1.10.1.

Сознание:

  1. свойство высокоорганизованной материи
  2. высшая форма отражения действительности
  3. способность воспроизводить окружающий мир в идеальных образах
  4. эмоциональное состояние человека
  5. совокупность инстинктов, чувств и мыслей

№2 УС1 АБ 3.1.10.1.

Современная философия рассматривает «бессознательное» как…

  1. то, что не осознается человеком
  2. то, что присуще отдельному человеку
  3. рефлекторные процессы в организме человека
  4. психические процессы, происходящие на досознательном уровне
  5. физиологические процессы, происходящие в мозге

№3 УС1 С 3.1.10.2.

Философское течение, представители которого рассматривали сознание как вещественную функцию мозга («мозг вырабатывает мысль, как печень – желчь»)

  1. гилозоизм
  2. субъективный идеализм
  3. пантеизм
  4. вульгарный материализм
  5. диалектический материализм

№5 УС1 С 3.1.10.6.

Философское учение, которое утверждает всеобщую одушевленность материи – …

  1. монизм
  2. плюрализм
  3. гилозоизм
  4. агностицизм
  5. сциентизм

№6 УС3 А 3.1.10.8.

Формами отражения, характерными для неживой природы, являются:

  1. механическое
  2. физическое
  3. химическое
  4. биологическое
  5. социальное

№7 УС1 А 3.1.10.8.

Основными формами отражения в живой природе являются:

Особенность сознания заключается в том, что оно ………

  1. не только порождается материей, но и способно ее преобразовывать
  2. отражает действительность, не меняя ничего в неживой материи
  3. не является формой отражения
  4. существует вне и до материи
  5. формируется у человека в зрелом возрасте

№9 УС3 АБ 3.1.10.10.

Философское учение, отрицающее принципиальную возможность получения объективного знания о мире – …

  1. агностицизм
  2. скептицизм
  3. материализм
  4. дуализм
  5. идеализм

№11 УС3 АБ 3.1.10.13.

Формами познания на его чувственной ступени являются:

  1. ощущение
  2. понятие
  3. восприятие
  4. представление
  5. суждение

№12 УС3 АБ 3.1.10.14.

Формами познания на его рациональной ступени являются …….

  1. представление
  2. понятие
  3. суждение
  4. интуиция
  5. умозаключение

№13 УС1 АБ 3.1.10.14.

Познание, основанное на логических рассуждениях:

  1. чувственное познание
  2. рациональное познание
  3. иррациональное познание
  4. научное познание
  5. религиозное познание

№14 УС1 АБ 3.1.11.1.

Истина – …

  1. соответствие знания действительности
  2. то, что полезно для человека
  3. результат договоренностей в ученом сообществе
  4. логичность построения теории
  5. знание, прошедшее проверку непосредственно в опыте

№15 УС1 АБ 3.1.11.1.

Истинно то, что полезно и практично, утверждают представители …

  1. теории когеренции
  2. гносеологического рационализма
  3. прагматизма
  4. конвенциалисткой концепции
  5. теории очевидности

№17 УС1 А 3.1.11.3.

Для более точного обозначения истинности знания диалектическая гносеология считает необходимым понятие …

  1. конкретность истины
  2. абсолютная ценность истины
  3. достоверность знания
  4. субъективность мнения
  5. объективность истины

№18 УС1 А 3.1.11.4.

Содержание знания, которое не может быть опровергнуто в будущем – …

  1. абсолютная истина
  2. относительная истина
  3. субъективная истина
  4. объективный факт
  5. субъективный факт

№19 УС1 А 3.1.11.4.

Знание, полностью тождественное по своему содержанию объекту познания, есть … истина

  1. объективная
  2. конкретная
  3. абстрактная
  4. всеобщая
  5. абсолютная

№20 УС1 А 3.1.11.5.

Знание, которое с течением времени может изменяться (уточняться) – …

  1. абсолютная истина
  2. объективная истина
  3. относительная истина
  4. субъективная истина
  5. заблуждение

№21 УС1 АБ 3.1.11.6.

Практика, с диалектической точки зрения, является … критерием истины

  1. абсолютным
  2. субъективным
  3. неизменным
  4. относительным
  5. единственным

№22 УС3 А 3.1.12.2.

Основатель логики как учения о формах и структурах мышления – …

  1. Сократ
  2. Аристотель
  3. Декарт
  4. Спиноза
  5. Конт

№24 УС2 А 3.1.12.4.

Знаковая система, служащая средством мышления и общения – …

№25 УС1 АБ 3.1.11.6.

Функции практики в процессе познания:

  1. основа познания
  2. цель
  3. критерии истинности знания
  4. процесс
  5. результат

№26 УС2 А 3.1.10.12.

Носитель познавательной деятельности, направленной на определенный объект, есть … познания

Операция мысленного расчленения объекта на составные части – …

  1. синтез
  2. расчет
  3. анализ
  4. результат
  5. процесс

№29 УС1 А 3.1.13.5.

Научный метод, основанный на рассуждениях, идущих в направлении от знания общего к знанию частного (или единичного) – …

  1. индукция
  2. дедукция
  3. конкретизация
  4. ограничение
  5. моделирование

№30 УС1 А 3.1.13.6.

Метод познания, исходным принципом которого является соотнесение истории объекта с общей закономерностью его развития – …

  1. метод восхождения от абстрактного к конкретному
  2. индуктивный метод
  3. социальной адаптации
  4. метод совпадения исторического и логического
  5. аксиоматико-дедуктивный метод

IZITIP.RU