Какое полезное ископаемое имеет такие свойства бесцветное с едким запахом?
тест по теме «Полезные ископаемые» 4 класс
тест по окружающему миру (4 класс) по теме
Универсальный тест по окружающему миру по теме «Полезные ископаемые», соответствует ФГОС: формирует личностные, метапредметные и предметные УУД. Может использоваться по любому УМК.
Предварительный просмотр:
Проверь себя! В-1 _______________________
1.Допиши определение вставив пропущенное слово:
- Место, где залегают полезные ископаемые, называют __________________________________.
- Полезные ископаемые которые хорошо горят и при этом выделяют много тепла называют ___________________.
2. О каком полезном ископаемом идет речь ?
а) Белого, серого или желтоватого цвета; если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ) ; используется в строительстве, изготавливают мел _____________________________________________
б)Черного цвета, твердый, но хрупкий, горюч; используют для отопления жилых помещений, делают лекарства, пластмассы, духи ___________________
в) Неказист с виду клад, а народ ему рад.
Из земли поднимется, за все работы примется. ______________________
1. Из мелких зерен трех минералов, крепко сцепленных между собой, состоит
А) известняк Б) гранит В) нефть Г) мрамор
2. Какие свойства характерны для глины
А) не имеет запаха Б) имеет своеобразный запах
В) при подсыхании рассыпается Г) при подсыхании твердеет
Д) в воде не набухает Е) в воде намокает и набухает
Ж) хорошо пропускает воду З) плохо пропускает воду
3. Для утепления стен в домах можно использовать
А) торф Б) известняк В) мел Г) железную руду
Проверь себя! В-2 _______________________
1.Допиши определение вставив пропущенное слово:
- Место, где залегают полезные ископаемые, называют _________________ _________________.
- Полезные ископаемые, из которых получают металлы, называют _______________________.
2. О каком полезном ископаемом идет речь ?
а) Жидкость темного цвета, с резким запахом, горюча; используется для изготовления мыла, смазочных масел, бензина, керосина __________________
б) Черного цвета, твердое, плотное вещество, притягивает металлические предметы, производят машины, железнодорожные рельсы _________________
в) По трубе течет, пироги печет. Что это ? ______________________________
1.Самое твердое и прочное полезное ископаемое, используемое в строительстве
А) известняк Б) гранит В) нефть Г) мел
2. К горючим полезным ископаемым относится:
А) известняк Б) торф В) гранит Г) мрамор
3. Какие свойства характерны для песка
А) не имеет запаха Б) имеет своеобразный запах
В) при подсыхании рассыпается Г) при подсыхании твердеет
Д) в воде не набухает Е) в воде намокает и набухает
Ж) хорошо пропускает воду З) плохо пропускает воду
4.От месторождений к местам потребления по трубопроводам передают
А) гранит и мрамор Б) калийную соль и фосфориты В) торф и каменный уголь Г) нефть и газ
5. Какое полезное ископаемое при смешивании с воздухом взрывается
А) уголь Б) нефть В) торф Г) газ
6.Обведи в кружок номера предложений, в которых даны сведения, относящиеся ко всем металлам.
1.Твердые тела. 2.Имеют блеск. 3.Ржавеют.
4.При нагревании расширяются. 5.Проводят электрический ток.
6.Притягиваются магнитом. 7.Хорошо проводят тепло.
8.Хрупкие (Рассыпаются при сильном ударе).
7. Какое полезное ископаемое горит без выделения дыма
А) уголь Б) нефть В) торф Г) газ
8. Нарисуй, каким знаком обозначаются:
нефть _______ природный газ _________ магнитная руда ______
9. Назови месторождения железной руды в России : _________________
10. Задай свой вопрос по изученной теме .______________________________
11. Ответь на него. ____________________________________________________
- Как ты оцениваешь свою работу ? _______________
- Какое задание показалось самым трудным?_____________________
4. К горючим полезным ископаемым относится:
А) уголь Б) глина В) гранит Г) мрамор
5.Почему из меди не делают ножи и магниты? _________________________
6.Какое полезное ископаемое отклоняет стрелку магнита
А) апатит Б) медная руда
Б) фосфорит В) магнитный железняк
7. Какое полезное ископаемое по морю перевозят в танкерах
А) гранит Б) калийную соль В) каменный уголь Г) нефть
8.Какое полезное ископаемое является «прадедушкой» каменного угля?
А) нефть Б) природный газ В) торф Г)глина
9. Нарисуй, каким знаком обозначаются:
каменный уголь _______ железная руда _______ золото _______
10.Назови месторождения нефти в России: _________________________________________________________________
11. Задай свой вопрос по изученной теме .______________________________
12. Ответь на него. ____________________________________________________
- Как ты оцениваешь свою работу ? _______________
- Какое задание показалось самым трудным?____________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока «Добыча полезных ископаемых» с использованием краеведческого материала «Полезные ископаемые Архангельской области» 4 класс. Программа Занкова.
Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК «Гармония» (Поглазова) по теме «Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые».
Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме «Полезные ископаемые». К конспекту прилагается презентация.
Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме «Полезные ископаемые». К конспекту прилагается презентация.
На предложенном занятии младшие школьники получат возможность продолжить формирование географических представлений в процессе ознакомления с природой родного края; расширить представление о полезных и.
Итоговы тест для обучающихся 4 класса. Можно использовать на уроках русского языкаи внеурочеой деятельности» Ключ и заря». В тесте 20 вопросов с вариантами ответов.
Предмет: окружающий мирКласс: 3-7Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемыеЦель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü П.
Физические свойства веществ
Водород — газ без цвета и запаха и вкуса, мало растворим в воде.
Хлор — ядовитый газ желто-зеленого цвета с резким запахом. Небольшая растворимость в воде.
Хлороводород — бесцветный газ с резким запахом, хорошо растворим в воде, на воздухе дымит.
Фтор — ядовитый светло-зеленый газ.
Бром — тяжелая красно-бурая жидкость.
Йод — черно-фиолетовое твердое вещество.
Кислород — газ без цвета, вкуса и запаха, мало растворим в воде.
Сера — твердое хрупкое вещество желтого цвета, в воде не растворима, плохо проводит тепло и электричество.
Сероводород — очень ядовитый газ с запахом тухлых яиц, хорошо растворим в воде.
Серная кислота — тяжелая бесцветная маслянистая жидкость, не летуча, не имеет запаха, безводная не проводит электрический ток.
Азот — газ без вкуса и запаха, растворимость в воде меньше, чем у кислорода.
Аммиак — бесцветный газ с характерным резким запахом, хорошо растворим в воде.
Оксид азота (2) — бесцветный газ, плохо растворимый в воде.
Оксид азота (4) — бурый газ со специфическим запахом, ядовит, димеризуется с образованием бесцветной жидкости.
Азотная кислота — бесцветная жидкость с едким запахом, дымит, смешивается с водой в любых соотношениях.
Белый фосфор — бесцветное очень ядовитое вещество, в воде не растворяется.
Красный фосфор — порошок красно-бурого цвета, не ядовит, нерастворим в воде.
Черный фосфор — похож на графит, жирный на ощупь.
Оксид фосфора (5) — белый гигроскопичный порошок.
Фосфорная кислота — белое твердое вещество, смешивается с водой в любых соотношениях.
Алмаз — бесцветное кристаллическое вещество с атомной решеткой.
Графит — темно-серое вещество со слабым металлическим блеском, жирное на ощупь.
Карбин — мелкокристаллический порошок черного цвета.
Оксид углерода (2) — газ без цвета и запаха, чрезвычайно ядовит.
Кремний — вещество темно-серого цвета со стальным блеском, хрупок.
Кремнезем — твердое тугоплавкое вещество.
Кремниевая кислота — слабая, мало растворима в воде.
Натрий и калий — серебристо-белые металлы, режутся ножом.
Гидроксиды натрия и калия — белые, непрозрачные, твердые кристаллические вещества.
Кальций — серебристо-белый, твердый, легкий металл.
Оксид кальция — порошок белого цвета.
Гидроксид кальция — твердое вещество белого цвета, слабо растворимое в воде.
Оксид алюминия (глинозем) — тугоплавкое, твердое вещество белого цвета.
Хром — серовато-белый блестящий металл.
Гидроксид хрома (3) — серо-зеленый.
Оксид хрома (3) — порошок зеленого цвета.
Хроматы окрашены в желтый цвет, а дихроматы — в оранжевый.
Оксид железа (2) — черный легко окисляющийся порошок.
Гидроксид железа (2) — белый осадок, (3) — красно-бурый.
Метан — газ без цвета и запаха, мало растворим в воде.
Этилен — бесцветный газ со слабым сладковатым запахом, мало растворим в воде.
Ацетилен — бесцветный газ, мало растворим в воде, слабое наркотическое действие.
Стирол — бесцветная жидкость с приятным запахом.
Бензол — бесцветная, летучая, огнеопасная жидкость со своеобразным запахом, в воде нерастворим. Ядовит.
Гексахлоран — бесцветное кристаллическое вещество.
Нитробензол — маслянистая бледно-желтая жидкость с запахом горького миндаля, нерастворима в воде.
Циклогексан — бесцветная летучая жидкость с запахом бензина, в воде нерастворим.
Метанол — бесцветная жидкость, сильный яд.
Этиленгликоль — сиропообразная жидкость сладкого вкуса, без запаха, ядовит, хорошо смешивается с водой, гигроскопичен.
Глицерин — бесцветная, вязкая, гигроскопичная жидкость, сладкая на вкус, смешивается с водой в любых соотношениях.
Нитроглицерин — тяжелая маслянистая жидкость, взрывчатая.
Фенол — бесцветное кристаллическое вещество с резким характерным запахом, розовеет на воздухе, плохо растворим в воде, ядовит.
Пикриновая кислота — кристаллическое вещество желтого цвета с горьким вкусом, ядовита.
Формальдегид — бесцветный газ с резким удушливым запахом, ядовит.
Ацетон — бесцветная горючая жидкость с характерным запахом, хорошо растворим в воде.
Анилин — бесцветная маслянистая жидкость со слабым характерным запахом, мало растворим в воде, ядовит, при стоянии на воздухе приобретает красно-бурую окраску.
Метиламин по запаху напоминает аммиак.
Аминокислоты — бесцветные кристаллические вещества, хорошо растворимы в воде.
Амид муравьиной кислоты — жидкость.
Амиды других кислот — белые кристаллические вещества.
Пиррол — бесцветная жидкость с запахом хлороформа, слабо растворим в воде, на воздухе быстро темнеет, ацидофобен.
Фуран — бесцветная легкокипящая жидкость, ацидофобен.
Тиофен — напоминает бензол, бесцветная легкокипящая жидкость с запахом бензола, в воде нерастворим.
Имидазол — кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде, этаноле.
Пиридин — бесцветная жидкость с неприятным запахом, смешивается с водой в любых соотношениях.
Конспект урока «Полезные ископаемые»
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
Предмет: «Окружающий мир».
Тема: “ Наши подземные богатства»
Цели урока : Познакомить со свойствами полезных ископаемых.
Приучать учащихся к самостоятельности при получении новых знаний
Развивать познавательную активность, умение работать с картой, коллекционным материалом.
Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.
карта края, образцы полезных ископаемых, стаканы с водой, воронки, палочки для размешивания, салфетки.
Объявление темы урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы повторим то, что изучили о полезных ископаемых, познакомимся со свойствами полезных ископаемых, узнаем, какие полезные ископаемые есть в Московской области.
Россия – страна не только красивая, но и очень богатая. В её природных кладовых – несметные богатства. В какую сторону ни пойди – везде свой клад! Столько всего что ни в сказке сказать, ни пером описать. Богатства эти спрятаны в лесах, в морях, в горах, глубоко-глубоко в земле, в болотах. Как называются эти богатства?
Проверка домашнего задания.
У. Давайте вспомним, что мы называем полезными ископаемыми?
Д. Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности, это полезные ископаемые.
У. Какие полезные ископаемые вы знаете?
У. Как образовались полезные ископаемые?
Д. Останки растений и животных за миллионы лет превратились в известняк, нефть, уголь, газ.
У. В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?
Д. В твёрдом, жидком и газообразном.
У. ( Работа с доской ) Распределите полезные ископаемые по группам:
У. Как добывают полезные ископаемые?
Д. Из карьера, в шахте, с помощью буровых установок.
У. Люди каких профессий заняты добычей полезных ископаемых?
Д. Геологи, шахтёры,
У. Что изучает «геология»?
Д. Она изучает полезные ископаемые, где они спрятаны, почему они там оказались?
У. Прочитайте определение, которое даётся в толковом словаре.
( Дети читают определение с экрана )
У. Где применяются полезные ископаемые?
Д. В строительстве,
У. Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут?
Д. Песок, глину, гранит, мрамор, известняк.
У. Какие виды топлива вы знаете?
Д. Нефть, каменный уголь, газ, торф.
У. Как получают металлы? Где их используют?
Д. Переплавляют железную руду. Используют в автомобилестроении, строительстве, станкостроении.
У. Какое полезное ископаемое мы употребляем в пищу?
У. Какое полезное ископаемое вы ежедневно носите в портфеле?
Д. Графит в простом карандаше. Слово карандаш происходит от двух тюркских слов: «кара» — чёрный и «паш» — камень. Тут имеется в виду графит.
У. Какое полезное ископаемое мы ежедневно используем в классе?
Д. Мел, разновидность известняка.
У. Какое полезное ископаемое используют для ухода за кожей?
Д. Пемза – лёгкий пористый камень, похожий на губку. Это окаменевшая лавовая пена.
3. Работа над новым материалом.
1) Создание проблемной ситуации.
У. Как люди узнали, какое полезное ископаемое как использовать?
Д. Они изучали свойства полезных ископаемых.
2) Постановка задач.
У. Вот и мы сегодня будем изучать свойства полезных ископаемых. Каждая группа должна охарактеризовать по плану полезные ископаемые и записать их характеристики в таблицу:
План – характеристика полезного ископаемого.
3. Условное обозначение
5. Способы добычи
— Какие полезные ископаемые будут изучать группы?
1 группа: песок и известняк,
2 группа: гранит и глину,
3 группа: торф и уголь,
4 группа: газ и каменная соль,
5 группа: железная руда и нефть.
3) Проведение инструктажа.
— На доске под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых. Каждая группа в ходе выполнения практической работы выберет из предложенного списка свойства тех полезных ископаемых, с которыми она работают.
1. горючее 10. сыпучее
2. твёрдое 11. легче воды
3. жидкое 12. газообразное
4. тяжелее воды 13. белого цвета
5. чёрного цвета 14. способно плавиться
6. жёлтого цвета 15. пластичное
7. хрупкое 16. плохо пропускает воду
8. имеет запах 17. коричневого цвета
9. хорошо пропускает воду 18. имеет блеск
В своей работе вы можете использовать атлас – определитель.
4) Распределение поручений в группе.
Работая в группе, распределите поручения:
кто проводит практическую работу,
кто записывает данные,
кто работает с атласом – определителем,
кто будет отчитываться о проделанной работе.
5) Инструктаж по проведению практической работы:
— У каждой группы на столе лежит инструкция по проведению практической работы. Прочитайте её ( один ученик читает инструкцию вслух ).
Определите состояние (твёрдое, жидкое или газообразное).
Установите хрупкость ( попробуйте разломить ).
Отношение к воде (легче или тяжелее, растворимо или нет, пропускает воду или нет )
— У каких полезных ископаемых не будете устанавливать хрупкость?
— Можно дописать свойства, которых нет в списке.
5) Инструктаж по технике безопасности.
Соблюдайте чистоту и порядок на рабочем месте;
Соблюдайте осторожность, работая со стеклянной посудой;
Не открывайте пузырёк с природным газом;
Опыт с нефтью проводите в присутствии учителя;
Не подносите близко к лицу пузырёк с нефтью
( Учитель подходит к группам по очереди, делает необходимые пояснения, показывает приёмы работы, Убеждается, что всем учащимся понятно, как её выполнять ).
7) Проверка самостоятельной работы.
( Представители от каждой группы зачитывают свои ответы, учитель дополняет ответы детей)
Как отличить известняк от другого камня? Я проведу опыт: капну кислоту на известняк
Песок – состояние твёрдое, в виде крупинок, жёлтого цвета, сыпучий, имеет блеск, не имеет запаха, тяжелее воды, хорошо пропускает воду, не растворяется в воде, образуется при разрушении гранита, добывается в карьере, применяется в строительстве, для изготовления стекла.
Известняк – состояние твёрдое, белого серого или жёлтого цвета, не имеет блеска, не имеет запаха, тяжелее воды, вскипает под воздействием уксусной кислоты, добывается в карьере или в шахте, используется в строительстве, делают мел, извёстку.
Как отличить известняк от другого камня? Я проведу опыт: капну кислоту на известняк, слышим шипение, это выходит углекислый газ. Как образовался известняк?
Гранит — состояние твёрдое, серого, розового или красного цвета, состоит из зёрен полевого шпата, кварца и слюды, имеет блеск, не имеет запаха, прочный, тяжелее воды, не растворяется в воде, добывается в горах, применяется в строительстве, в отделке станций метро.
Глина – состояние твёрдое, жёлтого или коричневого цвета, не блестит, не имеет запаха, тяжелее воды, пропускает воду, растворяется в воде, пластична, добывают в карьере, из глины делают кирпичи, черепицу для крыш, облицовочную плитку, посуду.
Глина пропускает воду только в сыром виде, сухая глина воду не пропускает.
Торф – состояние твёрдое, тёмно–коричневого цвета, рыхлый непрочный, легче воды, впитывает влагу, хорошо горит, добывается в болотах, используется для удобрения полей, для отапливания помещений, для подстилки скоту.
Уголь – состояние твёрдое, чёрного цвета, хрупкий, имеет блеск, Легче? воды, горюч, добывают в карьере или в шахтах, используют для отопления жилых помещений, из него получают краску, лекарства, пластмассы, духи.
Вы работали с углем самого высокого качества – антрацитом. При горении он почти не выделяет дыма, зато даёт много тепла. ( Учитель поджигает уголь). Бурый уголь более хрупкий, а каменный уголь прочный.
Нефть – состояние жидкое, тёмного цвета, густая маслянистая, не блестит, имеет резкий запах, горюча, легче воды, не растворяется в воде, добывают с помощью буровых установок, из неё получают жидкое топливо, вазелин, краски, пластмассы и т.д.
Каменная соль – состояние твёрдое, серо-белого цвета, хрупкая, имеет блеск, тяжелее воды, растворяется в воде, добывается в карьере и в шахте, употребляется в пищу.
Железная руда – состояние твёрдое, плотный камень, чёрного , бурого или красного цвета, тяжелее воды, имеет блеск, плавкая, добывают в шахтах или карьерах, из неё делают чугун и сталь.
Само название магнитного железняка показывает, что он обладает свойством магнита. В этом можно убедиться, если поднести кусок руды к компасу: стрелка компаса одним концом повернётся к руде. Красный и бурый железняки не действуют на стрелку компаса.
Природный газ – состояние газообразное, бесцветный, лёгкий, не имеет запаха, горит, добывается с помощью буровых установок, используют как топливо.
Какие меры предосторожности надо принимать при пользовании газом?
— Какие полезные ископаемые добываются в Московской области?
Здесь есть залежи фосфоритов, доломитов, глины, песка, торфа. В селе Мячково издавна ведётся добыча строительного камня – белого известняка. Из него во времена Дмитрия Донского были построены белокаменные стены Кремля.
4.Закрепление пройденного материала.
— Мы сегодня узнали много о подземных богатствах, об их применении. Сейчас мы заполним таблицу – схему «Полезные ископаемые». Все полезные ископаемые делятся на две большие группы: рудные и нерудные. Какие рудные полезные ископаемые вы знаете?
— А нерудные полезные ископаемые ещё делятся на две подгруппы. Как вы думаете, на какие?
На строительные и горючие.
Гранит, известняк, песок, глина
Уголь, торф, нефть, природный газ.
— Есть ещё группа, в которую входят драгоценные камни, их ещё называют ювелирными. Какие вы можете назвать? Послушайте домашнее задание: вам надо будет дать характеристику драгоценного камня по той же схеме. Посоветуйтесь с мамой, свойства какого камня вы будете изучать.
— Человек получил в дар подземные богатства, использует их. Как вы думаете, может ли человек опустошить все подземные кладовые?
Для образования полезных ископаемых понадобились миллионы лет и расходовать их надо экономно.
( Чтение статьи «Охрана подземных богатств» стр. 168-169.)
5. Подведение итогов урока.
— Без чего невозможна хозяйственная деятельность человека?
— Найдите ошибки в следующих высказываниях:
Большинство полезных ископаемых- жидкие.
Места, где хранят добытые полезные ископаемые, называются месторождениями.