Купание в святых источниках польза и вред
Сила святого источника
Сила святого источника
Купание в источниках, освященных церковью, всегда было любимым обычаем русского народа. Погружаясь в целебные воды, люди получали ощущение ни с кем не сравнимой радости, а в особых случаях и исцеление от болезней души и тела.
Погружаться в источник можно в лю бое время года. Главное правило: помнить, что он святой, поэтому, чтобы получить пользу, нужно совершать омовение с верой и молитвой.
Если сразу погрузиться не хватает духа, можно омыть отдельные части тела: лицо, руки, ноги, а также попить целебной воды. Всё святые источники — целебные.
— Святой источник примет всех, кто пришел с открытым сердцем и вопроше нием помощи себе и своим близким. Но люди, одержимые бесами, либо бесовски ми мыслями, могут испытать всевозмож ные неприятные моменты.
— Хорошо, если перед омовением вы посетите службу, исповедуетесь, при частитесь и попросите благословения на омовение. Очень полезно попоститься с предыдущего дня.
— В критические дни для женщин и девушек — возможно только омовение из ведра или окропление водой.
— Прибыв на святой источник, поста райтесь не мешать присутствующим там. Спокойно дождитесь своей очереди.
— Если вы собираетесь совершить омо вение, приготовьте тапочки, одно или два полотенца. Вы можете совершать омовение как в рубахе для омовения и в платке (для женщин и девушек), так и без них, если вы никого не побеспокоите своим видом и купель закрытая.
— Обувь следует снимать до того, как вы вошли в купель.
— Окунаться следует с верою и благого вением, и трижды, все три раза с головой. Считается, что бесы сидят на макушке. Имейте в виду, что полное омовение с погружением с головой три раза следует совершать, только если вы полностью уверены в силе своей молитвы и состоя нии своего здоровья. Иначе можно лишь окунуться без погружения с головой в ку пель или окатить себя водой из купели.
Первый раз: крестимся Во Имя Отца и ныряем с головой.
Второй раз: крестимся Во Имя Сына и ныряем с головой.
Третий раз: крестимся Во Имя Святого Духа и ныряем с головой. Аминь!
Второй вариант — купание «архиерейским» чином: три отдельных захода в купель с отдельной молитвой на каждый раз.
— Выходя из купели, следует поблагодарить соответствующего святого и Господа.
— Окунаться в святой источник можно хоть каждый день. Если вы совершаете омо вение зимой — обязательно насухо вытрите голову, а затем и все тело. Если купаетесь в теплое время, можете не вытираться.
— Не следует набирать в купели воду для питья. Не следует привязывать цветные лоскутки на деревья вокруг и оставлять любые другие следы своего присутствия.
— Следует воздерживаться от купания в ледяной воде лицам с хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями. Лучше начать с окропления святой водой или омовения из сосуда.
— Не следует совершать омовение при острой фазе воспалительных заболеваний, особенно дыхательной системы.
— Не следует совершать омовение после еды, после приема горячих или горячитель ных напитков. Эффект купания в этом слу чае может быть совсем нежелательный.
Что вы почувствуете после омовения?
Обычно наблюдаются следующие эф фекты: сразу после омовения (в пределах 1 минуты), независимо от температуры окружающей среды, вы начинаете ощу щать, как кожа всей поверхности тела начинает «гореть». Тело как бы обволаки вает кокон из внутреннего жара. Этот эф фект может продолжаться от нескольких до десятков минут. Кожа словно очищается от какого-то налета. Возможно, вы ощутите, как тело приобрело легкость.
Кто-то почувствует, что голова стала легче, исчезло напряжение в шее, у кого- то легче станут руки, кому-то станет легче ступать по земле.
Вероятно, через некоторое время вы об ратитесь к своим мыслям и заметите, что их словно кто-то пригладил. Если душа ваша подготовлена, то, возможно, вы ощу тите состояние, которое можно описать словом «благодать». А кто-то сможет и получить ответы на важные вопросы.
В тяжелой болезни
При тяжелых недугах в старину советова ли омыться в «семи водах». То есть найти и совершить омовения в семи различных святых источниках. Заметное улучшение и кардинальное изменение состояния на ступает уже после омовения в 4-м — 5-м источнике. Шестое и седьмое омовение закрепляют достигнутый результат.
При омовении в семи святых источниках следует совершать купание в новом источнике не ранее, чем через неделю после предыдущего купания. Необходи мо дать организму время для адаптации (перенастройки).
В России бесчисленное множество свя тых источников, расположение близких к вашему региону можно узнать в спра вочниках, в храмах, в Интернете.
Купание в источнике – как реагировать на принуждение к купанию?
Купание в источнике – как реагировать на принуждение к купанию?
Хочу привести вашему вниманию письмо одной из читательниц портала «АЗБУКА» и актуальные ответы священства которые отреагировали на ее письмо.
«Недавно я отказалась в паломнической поездке окунуться в святом источнике, а моя знакомая сказала, что значит, я и не христианка вовсе. Дело было так: с группой паломников мы поехали из Тамбова в Троице-Сергиеву лавру. У деревни Малинники свернули к источнику преподобного Сергия Радонежского. Было многолюдно и холодно. Все сразу устремились к обустроенной у источника купальне, обсуждали, в каком источнике вода холоднее, где от каких болезней лучше окунаться, как это делать — 3 раза по три погружения, 3 захода по 3 раза по 3 погружения. Я быстро запуталась и решила вообще не окунаться, да и к тому же с нетерпением ожидала прибытия в Лавру. Но потом поняла, что большинство паломников меня осудили. Посещение купальни в паломничестве — это на самом деле обязанность каждого православного христианина? И правда ли, что по температуре воды можно определить ее благодать? И как разобраться со всеми этими 3 по 3 по 3? С уважением, Алевтина Жукова, 23 года»
ИГУМЕН ПЁТР (МЕЩЕРИНОВ), НАСЕЛЬНИК СВЯТО-ДАНИЛОВА МОНАСТЫРЯ
Дорогая Алевтина! Вы столкнулись с очень распространенным в Русской Церкви явлением. По научному оно называется «двоеверием» – когда под христианскую внешность «приспосабливаются» языческие обычаи. Само почитание источников по происхождению – обычай именно языческий, к христианству он не имеет прямого отношения. Православие воцерковляет все стороны жизни, поэтому и почитание источников вошло в церковный обиход. Но окунание в источники должно стоять в христианстве на 125-м месте; а ваши коллеги по паломничеству поставили его, судя по всему, на первое…
Господь дал нам Новый Завет; Церковь хранит его и живет им. Суть Нового Завета – поклонение Богу в духе и истине; при этом ни место, ни время, ни какое другое внешнее обстоятельство не имеет определяющего значения. Христианская новозаветная жизнь – вещь непростая, она требует и свободы, и ответственности, и ума, и преодоления всего ветхого, что есть в человеке. Людям все это тяжело; ветхий человек требует реальных, зримых, вещественных, магически-действенных форм богопочитания. В самом деле, гораздо легче «освятиться» тем, что трижды, или трижды по трижды окунуться в источник, и считать себя при этом настоящим (не то, что другие!) православным, чем понуждать себя освящаться добротой, вниманием к другим, честностью, трезвомыслием, смирением и неосуждением. Не только посещение купальни в паломничестве, но и само паломничество не является непременной обязанностью каждого православного христианина. Чем перемещаться шумными и неровными компаниями по городам и весям нашего необъятного Отечества, лучше познавать богатство Предания Церкви посредством чтения Священного Писания, святых отцов и современных церковных авторов, чаще участвовать в таинствах, молитве и добрых делах.
Благодать ни по температуре воды, ни по каким иным вещественным факторам не определяется, а определяется она мирным устроением сердца и любовью к Богу и ближнему, каковую любовь, если угодно, можно стараться стяжевать в столь экстремальной обстановке, как паломническая поездка. Наконец, в полукликушеской народной нумерологии разбираться и вовсе не надо. Арифметику люди проходят в первом классе школы, а во взрослом состоянии хорошо бы уже обращать внимание на более важные и серьезные вещи.
Бог вам в помощь!
ИЕРОМОНАХ ГЕРМОГЕН (АНАНЬЕВ), НАСЕЛЬНИК СВЯТО-ДАНИЛОВА МОНАСТЫРЯ
Купание в источнике является благочестивой традицией, но ни в коем случае не обязанностью христианина. Естественно, температура воды о благодати не свидетельствует (какое-то языческое понимание благодати).
Три захода по три погружения совершают в честь Святой Троицы и таинства крещения, во время которого мы тоже погружаемся в купель троекратно. Но это опять же только традиция, в отличие от крещения никак канонически не обусловленная.
Купание в холодной воде больше укрепляет тело. Конечно, если источник освящен, мы по вере нашей получаем и благодатную помощь. Хорошая традиция, но к спасению она имеет опосредованное отношение. Если человек по каким-то причинам не хочет окунаться в источник, это не говорит ни о его испорченности, ни о греховности.
СВЯЩЕННИК ГРИГОРИЙ КОВАЛЕВ, КЛИРИК ХРАМА МУЧЕНИКОВ ФЛОРА И ЛАВРА НА ЗАЦЕПЕ
Надо искать золотую середину. В паломнические поездки ездят разные люди, в том числе только начинающие воцерковляться. Как правило, более воцерковленные спутники (и руководители паломнических групп) начинают их учить. И порой говорят такое, что душа леденеет: например, «классифицируют» источники по болезням и т.д. Часто они намекают на собственную просвещенность, отличающую их от остальных членов группы. А на самом деле их советы взяты с потолка: где-то что-то услышали. Неудивительно, что обилие таких сомнительных советов вызвало у вас сомнение. Корить вам себя в данном случае не за что.
Купание в святом источнике должно совершаться с верой. Есть хоть капля веры в благодатную силу источника – наверное, надо себя пересилить и окунуться. Хорошо, если для начала получится один раз. Но вбегать в источник с дикими воплями, потому что тебе сказали «надо». Это странно. Нет пока веры, а холодная вода пугает – лучше воздержаться. Не смотрите на других (это относится и к тем, кто любит поучать новоначальных), а молитесь об укреплении своей веры.
Как правильно купаться в Святом Источнике
Что и как делать на разных источниках Святой Праведной Анны
Святой источник Анны примет всех, кто пришел с открытым сердцем и вопрошанием помощи себе и своим близким. Хорошо, если перед омовением в святом источнике вы посетите службу, исповедуетесь, причаститесь и попросите благословения на омовение. Очень полезно перед окунанием в купель святого источника поститься с предыдущего дня.
В критические дни для женщин и девушек — возможно только омовение из ведра или окропление водой святого источника. В купель окунаться недопустимо! Следует воздерживаться от купания в ледяной воде лицам с хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями — лучше начать с окропления святой водой или омовения из сосуда.
Не следует совершать омовение в святом источнике после еды, после приема горячих или горячительных напитков. Эффект купания в купели святого источника в этом случае может быть совсем нежелательный. Не следует совершать омовение ради развлечения, чтобы «искупаться» или чтобы «помыться «.
Прибыв на святой источник — постарайтесь не мешать тем, кто молится там, набирает воду или совершает омовение в купели. Спокойно дождитесь своей очереди к святому источнику на парковке или на скамье. Так же как и вы не мешаете людям, так и вам дадут спокойно совершить все, что вам необходимо. Святой источник — не музей и не магазин, где отвешивают благодать. От того, что вы придете на 10 минут позже, ничего не изменится.
Не подъезжайте «впритык» к святому месту на машине, если вы не инвалид. Не нарушайте покой места и людей, посещающих его. Если вам хочется показать всем на источнике мощь и проходимость своего автомобиля, и вы неспособны смирить себя, то надо задуматься прежде всего о своей гордыне и тщеславии (которые являются грехами). Возможно, в них кроются источники ваших бед, врачевать которые вы и приехали на святой источник.
В часовне следует помолиться, сформулировать просьбу или желание, исполнение которого вы бы хотели получить. Возжгите свечу и поставьте ее в песочный подсвечник. Можно сделать небольшое пожертвование (в кружку). Бросать монеты в святой источник или в купель не рекомендуется.
Если вы собираетесь совершить омовение в купели святого источника, приготовьте тапочки, одно или два полотенца. Должно совершать омовение в источнике в рубахе для омовения, и в платке (для женщин и девушек). Следует дать возможность тем, кто пришел в купель раньше вас, завершить ритуал без беспокойства с вашей стороны. Главное — уважительное и благоговейное отношение к святому источнику.
Обувь следует снимать до того, как вы вошли в купель. Воду, оставшуюся на полу после вас, следует собрать тряпкой в ведро (если имеется. Насколько вы уважительно отнесетесь к святому источнику и другим его посетителям, настолько и вы сможете претендовать на исполнение ваших просьб и молитв. На святом источнике нельзя мыться и стирать белье.
Имейте в виду, что полное омовение в купели святого источника с погружением с головой три раза следует совершать только если вы полностью уверены в силе своей молитвы и состоянии своего здоровья. Иначе, можно лишь окунуться без погружения с головой в купель или окатить себя водой из купели. Окунаться в святой источник следует с верою и благоговением и все три раза с головой. Считается, что бесы сидят на макушке у человека.
на нашем видео Вы сможете увидеть, как совершают омовение паломники в купели одного из Источников Святой Анны
Порядок окунания в купель:
первый раз:крестимся Во Имя Отца и ныряем с головой
второй раз: крестимся Во Имя Сына и ныряем с головой
третий раз: крестимся Во Имя Святого Духа и ныряем с головой. Аминь!
Или же трижды читаем молитву Святой Анны — «Святая Праведная Анна — моли Бога о нас»
Второй вариант: купание на святом источнике «архиерейским» чином:
Три отдельных захода в купель святого источника с отдельной молитвой на каждый раз.
Выходя из купели святого источника следует поблагодарить соответствующего святого и Господа Бога.
Окунаться в святой источник можно хоть каждый день — ограничений здесь нет. Если вы совершаете омовение зимой — обязательно насухо вытрите голову, а затем и все тело. «Геройство» в этом случае неуместно. Если вы купаетесь в теплое время — можете не вытираться — строгих правил для этого нет.
Омовение с окунанием — не непременная обязанность христианина. Это благочестивая традиция, но равную силу имеет и окропление святой водой, ее испитее. И помните, что дело вовсе не в количестве выпитой или вылитой на себя воды.
Не следует набирать в купели воду святого источника для питья. Не следует привязывать цветные лоскутки на деревья вокруг источника. Святой источник не любит шума и суеты. Не следует также оставлять в святом месте любые другие следы своего присутствия.
После купания в святом источнике, нужно не забыть вознести благодарственную молитву Господу и святому покровителю Купели (Источника). Купание с окунанием на источнике, благочестивая традиция, но точно такое действие, имеет окропление водой, употребление внутрь святой воды. И главное тут, это наши сердца, наши помыслы, вера, покаяние и молитва.
+38 (067) 301-20-13 (с 10-и до 19-и в рабочие дни)
Заказ поездки на Источник Святой Анны. Даты и цены — по ссылке
Что брать с собой на Источник Святой Анны — по ссылке
Что говорят врачи о купании в Святых Источниках — по ссылке
Почему я против крещенских купаний
Первое. Это неизбежный риск для здоровья, совершаемый сознательно и добровольно. Риск, который вступает в против оречие с Евангелием. Христос отвечает искушающему диаволу: «Написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Хочешь быть последователем Христа – не рискуй ни жизнью, ни здоровьем тогда, когда для риска нет высшей цели служения другим. (Известны случаи, когда люди сильно простужались и даже умирали после такого купанья.) Против оречит Евангелию и ссылка на то, что благодатная сила освящённой воды «не даст случиться ничему плохому». Следовать подобному утверждению равнозначно тому, чтобы требовать от Бога чуда. Что в этом плохого?! А вот что повествует Евангелие: «…И требовали от Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения. » (Мк. 8:11-12); «Но Он сказал им в ответ: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения…» (Мф. 12:39; 16:4).
Второе. Купание в освящённой воде против оречит благоговейному отношению к великой святыне. Откройте «Настольную книгу для священноцерковнослужителей» С.В.Булгакова: «К освящённой воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Освященная вода называется в Православной Церкви великою агиасмою (святынею). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить её тем, кои не могут быть допущены до святого причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освящённую воду для своего домашнего употребления и хранить её при святых иконах» (издание 1913 г., стр. 21).
Эта вода употребляется и для освящения храмов, алтарей, святой чаши для причастия, святых икон и пр. Для таинства крещения вода в купели освящается другим образом и с соответствующими молитвами. Над крещенской водой Богу молятся о «причащающихся (благоговейно пьющих), кропящихся и мажущихся» святою водою, но не о купающихся в святыне. Для меня купание в «иордани» ассоциируется с неприятными слухами о том, что якобы где-то на молокозаводе баба купалась в цистерне с молоком и с былями об особой категории людей, принимающих ванны с шампанским; кстати, эта когорта повсеместно участвует в крещенских купаниях, и их-то можно понять: им и жизнь скучна, своей религией они избирают дремучее суеверие и на святыню им плевать. Третье. Крещенское купание – это рассадник суеверия. Снова обратимся к С.В.Булгакову: «Купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от этих грехов» (стр. 24). Ему вторит и видный фольклорист XIX века А.А.Коринфский, упоминая крещенские купания в перечне прочих суеверий в книге «Народная Русь»: «Купаются и те, кто святошничал-рядился о Святках, – чтобы очиститься от греховной скверны в освящённой воде; купаются и просто – «для здоровья». Последнее, однако, далеко-таки не всегда оправдывается на деле» (глава «Крещенские сказанья»).
Чем же отвечает наш Символ Веры? «Верую во едино крещение во оставление грехов».
Послушайте, почитайте, посмотрите в Интернете: кто в основном купается, как к купанию относятся, что хотят от купания получить и сравните это с действительным содержанием Евангельского события, с проповедническим материалом, посвящённым Богоявлению. Общего не найдёте. А сколько таких людей, которые самоудовлетворятся крещенским купанием, считая его за самое действенное доказательство своей веры, но более и пальцем не шевельнут, чтобы душу спасти, чтобы вырваться из власти греха.
Четвёртое. Крещенские купания для Русской Православной Церкви не традиционны, не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении. Отец архимандрит Иоанн (Маслов) на уроке литургики в Московской духовной семинарии рассказывал нам об одном батюшке, который нарочно «выранивал» крест в прорубь, чтобы окунуться самому; нам он преподавал это в качестве отрицательного примера. Зная многих глубоко верующих людей с самого детства, я ни от одного из них не слыхивал о крещенских купаниях!
Описав суеверный обычай крещенского купания, С.В.Булгаков заключает: «Само собой разумеется, что подобные описанным обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и против оречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены» (стр. 25). Поэтому я категорически против крещенских купаний.