Чем новый реестр налоговиков полезен для компаний

Новые возможности для проверки контрагентов: рекомендации ФНС

За последние полгода налоговая выпустила несколько важных писем, которые налогоплательщики могут использовать как памятки и подсказки с целью снижения налоговых рисков.

Российский бизнес, контрагенты и необоснованная выгода

Недавно консалтинговая компания IPT Group выпустила исследование «Осторожность и осмотрительность российского бизнеса: тенденции и факты», в котором постаралась оценить, как предприниматели проверяют своих контрагентов. Анализ экспертов показал, что 35% владельцев бизнеса сталкиваются с определенными проблемами в этом вопросе, а именно имеют дело с претензиями налоговиков в части получения необоснованной выгоды из-за недобросовестности контрагентов. И это главный риск для бизнеса.

Однако, несмотря на возможные проблемы, далеко не все предприниматели собирают расширенный пакет сведений о партнерах и формируют так называемое «дело контрагента». В стандартном наборе бумаг обычно содержатся документы, которые не обеспечивают предпринимателям защиту от налоговых рисков в полной мере. В него, как правило, входит то, что можно быстро собрать без необходимости мониторинга различных онлайн-ресурсов: документы, подтверждающие полномочия руководителя и лиц, выступающих от имени контрагента; учредительные документы; карточка контрагента с реквизитами, фактическим и юридическим адресом, банковскими реквизитами; выписка из ЕГРЮЛ; копии документов, удостоверяющих личность лица, выступающего от имени контрагента.

Гораздо более сильным с точки зрения защиты от налоговых рисков является расширенный пакет документов по контрагенту. Он включает: сведения о наличии лицензий, участии в СРО; бухгалтерский баланс, справку об отсутствии задолженности по налоговым платежам (выдается налоговым органом); отчет о финансовом результате, сведения о местонахождении складских и (или) производственных и (или) торговых площадей; мониторинг рынка аналогичных услуг (запрос предложения, сбор информации о конкурентных предположениях и др.).

Есть компании, которые помимо формирования расширенного пакета документов предпринимают дополнительные действия по проверке контрагента: распечатывают страницы сайта контрагента, анализируют рекламные материалы, запрашивают рекомендации партнеров, собирают информацию о текучести персонала. Но их, к сожалению, не так много.

Как российские бизнесмены проверяют контрагентов (данные IPT Group)

85% компаний проверяют добросовестность контрагентов, однако этот процесс недостаточно регламентирован более чем в одной трети из них.

> 90% контрагентов были выбраны в каждой второй компании согласно установленным правилам проверки.

80% компаний совершенствуют процесс проверки добросовестности контрагентов из-за претензий налоговиков.

25% от суммы налоговых доначислений – средний размер доначисленных налогов, связанных с претензиями налоговиков.

При заключении крупных сделок предприниматели более внимательны. Как указывают эксперты IPT Group, в таких обстоятельствах тщательно проверяют контрагентов 31% компаний. Идеальный процесс проверки включает всего пять этапов, однако каждый этап характеризуется определенным объемом работ:

  1. Запрос информации о правоспособности деятельности компании (свидетельство о регистрации юрлица и о постановке на учет в налоговом органе, сведения из ЕГРЮЛ, учредительные документы). Эта основная информация, которую могут предоставить сами контрагенты.
  2. Сбор информации из дополнительных источников: из интернета, путем запросов в различные организации, с помощью платных ресурсов.
  3. Личные встречи с руководством компании-контрагента до подписания договора.
  4. Использование утвержденного формата принятия решения о выборе контрагента на основе оценки отдельных параметров.
  5. Мониторинг финансового состояния контрагента и его репутационных рисков, а также анализ соответствующего рынка на протяжении срока действия договора.

Если вы готовы к самостоятельной комплексной проверке контрагентов по идеальной схеме, советуем ознакомиться с несколькими нашими статьями:

Поиск контрагентов и проверка их благонадежности (в материале есть подборка из +20 бесплатных инструментов для проверки контрагентов)

Нечестная игра: 15 признаков того, что контрагент вас обманывает (экспертные рекомендации Игоря Бедерова, руководителя агентства деловой разведки CABIS)

Проверка контрагента за 5 минут (запись вебинара от проекта Фокус.Форум)

Если же вас пугает объем работы, которую нужно проделать для настройки идеального процесса проверки, то попробуйте получить все данные о контрагенте в один клик с помощью сервиса Фокус.

Рекомендации ФНС для проверки контрагента

В апреле 2017 года в открытых источниках появилось Письмо ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды». В документе представлена правоприменительная практика в отношении критериев признания налоговой выгоды необоснованной по спорам, которые связаны с недобросовестными контрагентами. По сути, он представляет собой руководство к действию при проведении налоговых проверок.

  • раскрывает информацию о том, что именно проверяют налоговые органы и какую информацию запрашивают;
  • приводит критерии, которые фактически дают определение должной осмотрительности в понимании ФНС России;
  • дает рекомендации, которые направлены в том числе и на недопущение доначислений добросовестным компаниям по формальным основаниям;
  • помогает компаниям минимизировать налоговые риски, если они следуют рекомендациям.

С точки зрения налоговиков компания не проявила должную осмотрительность, если у нее нет:

  • личных контактов руководства в компании-контрагенте при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
  • документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • сведений о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских, производственных, торговых площадей;
  • информации о способе получения сведений о контрагенте (отсутствуют реклама в СМИ, рекомендации партнеров или других лиц, сайт контрагента и т.п.);
  • информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
  • информации о наличии у контрагента необходимой лицензии, если сделка заключается в рамках лицензируемой деятельности, а равно — свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, выданного саморегулируемой организацией;
  • информации о других участниках рынка (в том числе производителях) аналогичных товаров, работ, услуг, в том числе предлагающих свои товары, работы, услуги по более низким ценам.

Кроме того, согласно Письму ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@, при оценке действий налогоплательщика налоговики будут обращать внимание на обоснованность выбора контрагента, проверять, отличался ли выбор контрагента от условий делового оборота или установленной самим налогоплательщиком практики осуществления выбора контрагентов, каким образом оценивались условия сделки и их коммерческая привлекательность, деловая репутация, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств, наличие у контрагента необходимых ресурсов и соответствующего опыта, заключались ли налогоплательщиком сделки преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязательств.

Другой относительно свежий документ, который проясняет механику действий налоговиков при проверке, а потому может быть полезен налогоплательщикам, – Письмо ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@.

В документе приводится список контрольных вопросов по выбору контрагентов, которые налоговики должны задавать во время проверок компаний. Некоторые вопросы из этого списка:

  • Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?
  • Какие взаимоотношения (дружеские, деловые) вас объединяют?
  • Какие работы (услуги) выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?
  • Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?
  • Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

Эти контрольные вопросы компании могут использовать в качестве самопроверки.

В недавнем Письме ФНС РФ от 12.05.2017 N АС-4-2/8872 налогоплательщикам напомнили о 12 общедоступных критериях самостоятельной оценки рисков, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Эти критерии используются налоговиками в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок:

  • Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли.
  • В бухгалтерской или налоговой отчетности отражены убытки на протяжении нескольких налоговых периодов.
  • В налоговой отчетности отражены значительные суммы налоговых вычетов за определенный период.
  • Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
  • Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по рынку.
  • Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы. Отражение ИП суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
  • Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин.
  • Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.
  • Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
  • Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
  • Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Читать еще:  Что полезного в грудном молоке после года кормления?

В Письме ФНС РФ от 12.05.2017 N АС-4-2/8872 ФНС дает рекомендации налогоплательщикам, какие признаки недобросовестности контрагентов их должны насторожить:

  • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (это можно узнать на официальном сайте ФНС);
  • регистрация контрагента по адресу «массовой» регистрации;
  • отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, производственных, торговых площадей и т.д.

Узнайте важнейшую информацию о любой компании в одном окне

«Прозрачный бизнес» и другие инструменты ФНС по проверке контрагентов

Федеральный закон от 01.05.2016 № 134-ФЗ снял режим налоговой тайны с некоторых сведений, к которым имеет доступ ФНС. Так, с 1 июня 2016 года не являются налоговой тайной следующие сведения: о среднесписочной численности работников; об уплаченных организацией суммах налогов и сборов; о налоговых нарушениях, в том числе о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам при их наличии; о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Указанные сведения планировалось разместить до 1 июля 2017 года в форме открытых данных на официальном сайте ФНС России, но ведомство отложило публикацию на следующий год, объяснив это тем, что информация о деятельности юрлиц будет опубликована по итогам подачи годовой финансовой и налоговой отчетности согласно действующему законодательству.

Также в июле ФНС планировала запустить новый сервис проверки контрагентов «Прозрачный бизнес», однако и это событие пришлось отложить. Предполагалось, что ресурс даст возможность узнавать о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору); о среднесписочной численности работников организации за календарный год; о налоговых правонарушениях; о специальных налоговых режимах; об участии в консолидированной группе налогоплательщиков; о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за год. По задумке с помощью сервиса можно получить сравнительную информацию о налогоплательщиках-организациях по заданным критериям.

Несмотря на то, что «Прозрачным бизнесом» пока нет возможности пользоваться, ФНС предлагает ряд других инструментов для проверки контрагентов на сайте налоговой. Так, например, проверка контрагентов по ИНН дает возможности узнать данные ЕГРЮЛ / ЕГРИП, данные о руководителе, регистрационные данные компании, виды деятельности, юридический адрес, статус юрлица на дату запроса. Причем ФНС позволяет провести проверку бесплатно.

На сегодняшний день ФНС предоставляет следующие сервисы для проверки контрагентов:

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы узнавать обо всех самых важных изменениях, которые касаются бизнеса!

Особые реестры ФНС: как не попасть в черный список

В арсенале Федеральной налоговой службы России 11 реестров: от единого госреестра налогоплательщиков, реестра зарегистрированных юрлиц и ИП до реестров лицензий, фискальных накопителей и т.д. Однако на этом сводные источники данных у ФНС не заканчиваются, кроме обычных реестров в арсенале ФНС есть еще и так называемые спецреестры или особые реестры ФНС, которые призваны помочь проверить компанию (как контрагента, так и свою собственную) на благонадежность. Кто попадает в черный список ФНС, почему важно откликаться на официальные письма налоговой и как проверить партнера по всем риск-параметрам «одним махом»? Расскажем об этом в нашей статье.

Степень налоговой прозрачности в стране растет с каждым годом. Все больше информации о налогоплательщиках становится открытой. Взять хотя бы последние изменения в налоговой политике, которые существенного сузили представление о налоговой тайне и сделали публичной серьезную часть внутренней информации налогоплательщика. Данные «разбросаны» по всем возможным ресурсам: в публикациях СМИ, на сайтах компаний, на сайтах различных контролирующих органов и т.д. Львиная доля информации «спрятана» в недрах Федеральной налоговой службы. На сайте ФНС десятки различных сервисов, которыми может воспользоваться любой желающий для поиска нужной информации. Особые реестры ФНС — что это означает? Какую информацию аккумулирует фискальная служба о недобросовестных налогоплательщиках, по каким реестрам можно проверить – не попали ли вы в черный список, нет ли в нем вашего потенциального контрагента, ведь при его выборе вам обязательно нужно проявить должную осмотрительность? Итак, обо все по порядку.

ФНС: черный список компаний

Долги по налогам – далеко не единственная причина, по которой оказываются в спецреестрах ФНС.

По каким причинам компании или лица могут попасть в черный список:

  • более года не предоставляется налоговая отчетность,
  • есть долги по оплате налогов (больше 1 тысячи рублей),
  • компания зарегистрирована по адресу массовой регистрации,
  • компания не откликается по адресу регистрации,
  • руководитель компании в реестре дисквалифицированных лиц,
  • руководитель или учредитель «замечен» во множестве юрлиц.

Пишу с приветом, жду ответа

Попадание в ряды неблагонадежных из-за долгов по налогам или за не сдачу отчетности вполне понятно и предсказуемо. Гораздо интереснее ситуация с неблагонадежностью из-за прописки, на которую раньше особого внимания никто не обращал.

Федеральный закон 67-ФЗ внес изменения в 9-ю статью 129-ФЗ о порядке предоставления документов при госрегистрации, вышел приказ ФНС России № ММВ-7-14/72@, утвердивший условия и способы проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, внесенных в ЕГРЮЛ. Согласно законодательным новшествам, с 1 сентября 2017 года юридическое лицо, по которому в ЕГРЮЛ внесены недостоверные сведения, через шесть месяцев может быть исключено из ЕГРЮЛ без судебного разбирательства — по решению ФНС.

Пострадать может и руководство. Руководитель, а также участник ООО, владеющий долей не менее 50%, в течение 3 лет с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений, не может стать участником или руководителем другого предприятия (статья 23 129-ФЗ).

Напомним, при регистрации юрлица его адрес вносится в ЕГРЮЛ. Для регистрации по выбранному адресу необходимо предъявить в ФНС договор аренды или гарантийное письмо от собственника помещения. При переезде данные нового адреса должны быть переданы в ФНС и зарегистрированы в ЕГРЮЛ.

Как осуществляется контроль за выполнением этого требования закона? Налоговая получает от собственников офисных центров списки компаний-арендаторов. Также с помощью системы автоматического контроля НДС налоговики видят книги продаж арендодателей и самостоятельно формируют базы юридических лиц, арендующих помещение по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.

Читать еще:  Чем полезна печень индейки по мнению доктора малышевой

На следующем этапе контроля налоговики шлют письма плательщикам по адресу регистрации. В случае отсутствия реакции адресата на письмо, ФНС размещает на своем официальном сайте соответствующую информацию. Именно поэтому так важно реагировать на послания ФНС! Справедливости ради надо отметить, что по данным на ноябрь 2018 года сервис по предоставлению информации о компаниях, не находящихся по адресу регистрации, перестал быть доступным на сайте ФНС.

Однако эксперты это связывают не столько с тем, что контроль по этому аспекту ослаб, а скорее с тем, что сейчас формируется новый масштабный информационный проект ФНС «Прозрачный бизнес» и данные сервиса «перекочевывают на новый адрес». А пока воспользуйтесь сервисом СБИС Все о компаниях, чтобы узнать интересующую вас информацию относительно адресов регистрации будущих и настоящих контрагентов.

Неоднозначная ситуация и с данными об адресах массовой регистрации компаний. Реестр адресов массовой регистрации включает в себя большое количество офисных зданий, у которых обозначен номер дома, но нет номеров офисов. Если ваш потенциальный контрагент попал в такой список, приложите усилия, чтобы перепроверить информацию. Вполне возможно, что он использует, например, современный формат коворкига.

Реестры неблагонадежных руководителей

Проявлением должной осмотрительности ФНС сочтет и проверку руководителя компании-контрагента. Налоговики на этот счет имеют две базы данных — базу сведений о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц и федеральный Реестр дисквалифицированных лиц.

По открытым данным, почти 20% лиц с признаком множественного участия в деятельности юридических лиц проживают в столице. База данных позволяет получить информацию как по отдельному физлицу, так и весь список лиц. Сведения электронного сервиса о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц ФНС пополняет регулярно — в еженедельном режиме.

По данным на ноябрь 2018 года, в России около 10 тысяч, а точнее – 9858 физлиц, лишены права управлять предприятиями, то есть в отношении них вступили в силу постановления о дисквалификации.

Получить информацию о том, не является ли руководитель фирмы, с которой вы хотите вступить в деловые отношения, дисквалифицирован, можно несколькими способами. Первый – воспользоваться еще одним сервисом ФНС на официальном сайте налоговой. Оплачивать данную услугу не нужно.

А вот за такую же информацию на бумажном носителе потребуется заплатить 100 рублей. Получить ответ на бумаге можно на основании запроса. Запрос представляется в ФНС лично или почтовым в любой территориальный налоговый орган. Запрос о предоставлении информации из Реестра дисквалифицированных лиц может быть отправлен и в электронном виде через официальный сайт ФНС России.

На основании запроса ФНС в течение пяти рабочих дней должна подготовить документ. Это может быть справка об отсутствии записи в реестре либо выписка из реестра.

Как проштудировать базы данных ФНС быстрее

К вашим услугам невероятное количество различных поисковых окошек на сайте ФНС, по которым вы можете проверить тот или иной аспект благонадежности контрагента. Эта работа требует внимательности, терпения и времени.

Оптимизировать этот процесс поможет сервис СБИС Все о компаниях, который проштудирует все базы данных ФНС и выдаст полную картинку «налоговой чистоты» контрагента. При необходимости ваши усилия по проверке контрагента вы можете подкрепить отчетом о должной осмотрительности, который также можно подготовить с помощью СБИС. Закажите бесплатный тест-драйв прямо сейчас.

Не попасться самим в список неблагонадежных партнеров призван помочь сервис СБИС Электронная отчетность. С ним сдача отчетности быстрее и проще в разы. Ну а прежде всего важно знать, что электронная коммуникация невозможна без цифровой подписи. Заказать ЭЦП под любые задачи вы можете в нашем Центре ЭЦП.

Подробнее обо всех возможностях системы СБИС вам готовы рассказать наши специалисты.

Налоговики начали отраслевые зачистки: и вы зря думаете, что это вас никак не касается

Налоговая решила проводить тесную работу по отраслям. Объявили о наступлении на рынок профессиональной уборки и оборота рыбной продукции. Казалось бы, это очень узкие сферы и основную массу компаний не касаются. А вот и нет. Читайте, почему.

Уже несколько лет налоговая служба использует отраслевой подход, который, как утверждают налоговики, оправдал себя.

Глава ФНС России Михаил Мишустин в недавнем интервью газете «Коммерсант» рассказал, что взаимодействие с отраслевыми бизнес-ассоциациями позволяет значительно сократить взаимодействие контролирующих органов с предпринимателями, а нарушителей становится все меньше. В качестве примера успешного применения отраслевого подхода он привел проект по пресечению незаконных схем возмещения НДС при обороте зерновых и масленичных культур.

С этой технологией ФНС намерены активно работать с точки зрения обеления с рынком оборота рыбной продукции и клининговых услуг.

Вывод экономики из «серой» зоны

Одной из быстрорастущих отраслей в России является клининг. Ежегодный потенциал роста в этой сфере оценивается экспертами в 8-10% Кроме того, отрасль социально значима, поскольку обеспечивает рабочими местами около 2 млн человек.

Самая значительная статья расходов для клининговых компаний — фонд оплаты труда. Доля ручного труда (а, значит, и расходов на зарплату в себестоимости) в отрасли составляет от 60 до 90%, что при достаточно высоких ставках страховых взносов делает сверхвыгодным применение недобросовестными предпринимателями «серых» схем.

Отчасти это связано и с закупочной политикой заказчиков — желание минимизировать бюджет на услуги приводит к тому, что заказчик выставляет минимальную цену, в которую невозможно включить в полном объеме налоговую нагрузку.

Результат — в попытке получить контракт, подрядчик вынужден идти на нарушения налогового, трудового, миграционного законодательства для того, чтобы просто оставаться на плаву и не сокращать рабочие места. К сожалению, подобная ситуация характерна для всего рынка услуг, включая охранные предприятия, частные перевозки и грузоперевозки, услуги на дому и пр.

Начальная максимальная цена контракта

Любое повышение эффективности за счет внутренних резервов и повышения качества услуг имеет свои пределы — дальше только демпинг.

Если непредвзято посмотреть на ситуацию, конкурсы во многих отраслях, а в особенности в клининге превратились в конкурсы на лучшую налоговую оптимизацию.

В итоге никто не виноват — заказчики хотят получить любой ценой минимальную стоимость услуг, клининговые компании борются за рынок как умеют (максимально демпингуя и нарушая законодательство любыми доступными способами, от ухода от уплаты НДС и дробления бизнеса до отказа от оформления сотрудников в штат и привлечения мигрантов с поддельными документами.

На этом фоне случаи, когда работники сферы услуг получают оплату за свой труд ниже уровня МРОТ, выглядит мелкой шалостью.

Только в результате проигрывают все — бюджет, который недополучает налоги, работники, которые получают минимальную зарплату, не говоря о рисках для будущей пенсии; клининговые компании, которые не могут развиваться и в любой момент могут столкнуться с пристальным вниманием налоговых, а то и следственных органов.

А главное, пострадать могут и сами заказчики, которые через какое-то время останутся не с качественными поставщиками услуг, а «оптимизаторами», да и внимание проверяющих к заказчикам не исключено.

Опасность таится для заказчиков услуг, потому что ФНС уже официально заявила, что все компании, пользующиеся услугами профессиональной уборки, тоже находятся под подозрением и им могут не зачесть возврат НДС.

Читать еще:  Что такое полезные ископаемые в географии определение?

Пристальное внимание ФНС в 2018 году приковано к работе клининговых компаний

Остроты проблемы добавляет то, что сектор клининга в принципе является «серым», а любой, кто захочет работать «в белую», в текущей ситуации обанкротится.

Выход — «обеление» всего, или хотя бы большей части сектора. Как ни странно, инициатива по обелению клининговой отрасли пошла снизу — от самих компаний.

По их оценкам, налоговые платежи, поступающие от отрасли, возрастут до 30%.

Еще в ноябре 2017 года ФНС проведена встреча с представителями рынка профессиональной уборки и технической эксплуатации, где были обсуждены пути повышения прозрачности отрасли.

Как сообщил заместитель руководителя ФНС России Даниил Егоров:

«Основной посыл заключается в информировании участников рынка о недопустимости получения прибыли и конкурентного преимущества за счет неполной уплаты налоговых платежей в бюджет. Всем участникам предложено проанализировать свои бизнес-процессы и уточнить свои налоговые обязательства за период использования незаконных схем ухода от налогообложения.

В отношении тех, кто продолжает незаконно минимизировать налоги проводится определенная работа специально созданными в структуре налоговых органов подразделениями. Опыт реализации наших предыдущих отраслевых проектов показал эффективность подобного подхода.

Считаем крайне важным исключение недобросовестных действий со стороны потребителей услуг профессиональной уборки и технической эксплуатации, сознательно способствующих нарушению их поставщиками налогового, трудового и миграционного законодательствами. Речь идет прежде всего о вовлеченности обеих сторон в процесс незаконного получения подобных выгод.

В 2018 году работа по повышению прозрачности рынка профессиональной уборки и технической эксплуатации остается для нас одной из приоритетных».

Таким образом, скорее всего проведенные обыски стали логическим продолжением в отношении участников отрасли, которые не прислушались к позиции государства.

Консолидация компаний, оказывающих комплекс услуг фасилити менеджмента, в таких условиях была неизбежна — российские мультисервисные операторы объединились в Национальную Ассоциацию Фасилити Операторов (НАФО).

«Мы договорились о „правилах игры“ между участниками рынка — членами Ассоциации, — говорит один из учредителей НАФО, Президент компании „КорпусГрупп“ Олег Лобанов. — Эти правила позволяют развивать здоровую конкуренцию не за счет нарушения законов, а за счет грамотно выстроенной и качественной работы. Деятельность компаний, оказывающих услуги профессиональной уборки, строится на основании Этической Хартии, в которой прописаны принципы ведения бизнеса: неукоснительное соблюдение налогового, трудового и миграционного законодательства, а также проявление осмотрительности при выборе контрагентов».

«Подписывая Этическую хартию, клининговые компании имеют возможность сохранить бизнес и подстроиться к изменившимся условиям на рынке, — констатирует глава НАФО, член совета рынка ФМ услуг Андрей Драгунов. «Со своей стороны члены Ассоциации будут контролировать соблюдение политики честной конкуренции и формирование ценовой политики».

Следующий шаг — убедить в реальности достижения поставленной цели ключевые контролирующие органы: ФНС, МВД, Минтруд, ФАС и привлечь к совместной работе заказчиков.

Чем новый реестр налоговиков полезен для компаний

Федеральная налоговая служба (ФНС) впервые опубликовала данные о налоговой и бухгалтерской отчетности российских компаний. Они размещены в формате открытых данных на сайте ведомства (наборы под номерами 74–76).

Сведения о крупнейших налогоплательщиках, а также о стратегических предприятиях — оборонных и госкомпаниях — пока раскрываться не будут, сообщил РБК представитель службы. Причиной такого решения, по словам собеседников РБК, послужило введение в начале апреля новых антироссийских санкций Минфином США.

Без грифа тайны

Первые данные, появившиеся на сайте ФНС, содержат информацию о специальных налоговых режимах, применяемых организациями, об участии в консолидированной группе налогоплательщиков и о среднесписочной численности работников организаций. Дальнейшая информация будет раскрываться поэтапно, писал РБК.

Второй этап публикаций согласно плану наступит 1 октября — в этот день в наборе открытых данных должна появиться информация о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности, а также сумме уплаченных налогов, сборов и страховых взносов. Еще через два месяца, то есть 1 декабря, ФНС обнародует суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам организаций, налоговые правонарушения и меры ответственности за них с указанием штрафов.

Данные появились в виде наборов электронных записей, с которыми неспециалисту работать невозможно, считает руководитель практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александр Овеснов. «Налогоплательщики ожидали увидеть сведения в виде удобного и доступного электронного сервиса, например, в виде давно известных «Сведений о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» или иных аналогичных сервисов, представленных на сайте ФНС», — отметил Овеснов.

С ним согласен руководитель аналитического департамента «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. По его словам, публикация в формате простого набора открытых данных, а не в виде базы данных с удобным поиском, затрудняет пользование этими сведениями.

Приказ о размещении данных о компаниях, включая те, с которых гриф налоговой тайны был снят в июне 2016 года (среднесписочная численность работников организации, уплаченные суммы налогов и сборов и объемы доходов и расходов), ФНС впервые утвердила в декабре 2016 года. Как следовало из приложения к документу, налоговая служба должна была разместить эту информацию на своем сайте 25 июля прошлого года. Затем ведомство дважды переносило этот срок — на 1 июня 2018 года (соответствующий приказ опубликован на сайте ФНС), а затем на 1 августа.

Первичная цель раскрытия таких данных о компаниях — «предоставление налогоплательщикам полной и достоверной информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности контрагентов», объясняла ФНС. В августе 2017 года была введена ст. 54.1 Налогового кодекса, ужесточающая ответственность за налоговые нарушения контрагентов, напоминает Зарипов. Но ощутить эффект и сделать полноценные выводы о контрагенте компании смогут лишь после второго этапа публикации, считает эксперт.​​ На конец июня 2018 года в России ведут деятельность более 4,2 млн юрлиц.

Раскроют не всех

Среди компаний, с которых снимут режим налоговой тайны, не будет стратегических (оборонных предприятий и госкомпаний) минимум до 2020 года, говорили ранее РБК два собеседника, знакомые с ходом подготовки приказа. В ФНС подтвердили, что к публикации пока не готовятся данные о компаниях, входящих «в перечень стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, а также отнесенных к крупнейшим налогоплательщикам».

С апреля 2018 года к крупнейшим налогоплательщикам федерального уровня ФНС относит организации, чей общий объем полученных доходов за отчетный год превышает 35 млрд руб. (до апреля этот показатель составлял 20 млрд руб.). В свою очередь, к крупнейшим налогоплательщикам на региональном уровне теперь относятся компании, чьи доходы находятся в диапазоне от 2 млрд до 35 млрд руб. При этом в полномочия ФНС входит право самостоятельно отнести налогоплательщика к категории крупнейших независимо от соблюдения названных критериев.

Что касается стратегических предприятий, то они вписаны в соответствующий перечень, утвержденный президентом. Всего в него входит около 70 компаний. Среди них, например, «Роснефтегаз», «РусГидро», РЖД, «Роснефть», «Газпром», «Аэрофлот», банк ВТБ и другие компании.

Публикация сведений о доходах госкомпаний, числе работающих в компании сотрудников и суммах уплаченных налогов на фоне очередной волны санкций могла бы стать основанием для их расширения, говорил замдиректора департамента законотворческой деятельности ТПП Александр Селиванов. «Для компаний, попавших под санкции, публикация финансовой информации лишь поможет стороне, наложившей санкции, контролировать их эффективность», — считает руководитель практики управления рисками ФБК Grant Thornton Роман Кенигсберг. По мнению партнера KPMG Михаила Орлова, санкции вряд ли являются основным мотивом такой политики. «Скорее это повод», — считает он.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector