Чем полезен роман отцы и дети современному читателю

Проблема «отцов и детей» глазами современного читателя

Проблема «отцов и детей» стара, как мир. Кто же ссорился со своими родителями? Кто же твердил им в который раз, что они не правы? Отец и мать дали нам жизнь, воспитали нас, выполняли наши капризы и теперь выслушивают наши эгоистичные обвинения! Вместо благодарности они слышат упреки в том, что они отходящее поколение с устарелыми взглядами и идеями. Да, эта проблема стояла давно и остается актуальной по сей день.

Еще в начале девятнадцатого века эту тему затронул А. С. Грибоедов в своем произведении «Горе от ума». Здесь конфликт раскрывается через образы представителей старого и нового миров, Фамусова и Чацкого, из споров которых мы и узнаем об основных проблемах того времени. Хотя к молодому поколению и относятся Молчалив с Софьей, по взглядам они часть фамусовского общества, которому противопоставлен Чацкий. Итак, конфликт «отцов и детей» сводится здесь к конфликту общества и человека, старых идей с новыми.

В монологах Чацкого и Фамусова раскрывается отношение обоих поколений к жизни, к ее ценностям, к службе и к родине. «Отцы» привыкли выслуживаться, унижаться перед начальством и такими способами добиваться высокого звания и положения в обществе. Новое же поколение в лице Чацкого пытается достичь всего этого своими силами, получив образование и честно работая. Но такие способы фамусовская Москва не принимает и нарекает революционно настроенного молодого человека сумасшедшим.

В данном романе «отцы» — отрицательные герои, предмет насмешек Грибоедова и читателей. Чацкий же выглядит одиноким и непонятым представителем нового поколения, сумевшим поднять лишь бурю в стакане воды.

У Грибоедова роман заканчивается победой «отцов», оставшихся при своих взглядах и лишь немного обеспокоенных и взбудораженных нарушением привычного течения жизни. Но эта победа — лишь временная отсрочка их затухания, гибели, замечательно раскрытой в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Здесь новое поколение представлено уже не отдельными молодыми людьми с передовыми взглядами, а целым течением, получившим название «нигилизм»: «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». «Отцы» здесь — лучшие люди передового либерального дворянства, достойные скорее сожаления, чем насмешек, которыми их постоянно «награждает» Базаров: «Старенькие романтики!», «Аристократишко», «Архаическое явление!». Конфликт «отцов и детей» перерастает здесь в конфликт идей нигилизма с идеями и принципами передового дворянства, к которому относится и сам Тургенев.

Голос автора открыто не звучит в романе, мы узнаем его позицию через описание природы, пейзажа. Так, после резких и жестоких слов Базарова о том, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», Николай Петрович идет в сад и видит замечательную картину этой самой природы, любуется ею. «И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе. «Как хорошо, боже мой!» — подумал Николай Петрович, и любимые стихи пришли ему на уста. » Мы видим, что автор не согласен с Базаровым, с его отрицанием всего и вся, ведь любовь, искусство, наука — это вечные человеческие ценности, данные ему и неподвластные его воле. Базаров же, а за ним и Аркадий, пытаются все это подчинить «рассудочности», которая в слишком больших количествах противоестественна. Это и пытаются доказать своим увлекающимся детям их отцы.

Кульминационными в романе являются споры Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова, взгляды которых Тургенев противопоставил, чтобы как можно ярче и полнее раскрыть проблему взаимоотношений двух поколений. отец дети грибоедов горе ум

В своих монологах оба героя занимают крайние позиции: отрицание всего нового Павлом Петровичем и неприятие всех пережитков и жизненных устоев Базаровым. С самого начала автор сталкивает их, наделяет неприязнью друг к другу. Но Тургенев показывает конфликт не односторонне, описывая только споры двух главных героев, а в романе еще раскрываются отношения отца и сына Кирсановых, принадлежавших к разным «лагерям», но пытающихся понять друг друга. Аркадий, зависящий от своего учителя, пытается подражать ему в небрежном отношении к «старикам», но в его душе слишком сильны сыновья любовь и уважение к родителям. «. И чувство снисходительной нежности к доброму и мягкому отцу, смешанное с ощущением какого-то тайного превосходства, наполнило его душу». В конце романа Аркадий все-таки примиряется с отцом, они приходят к взаимопониманию и благополучию: «Кирсановы, отец с сыном, поселились в Марьине. Дела их начинают поправляться. Аркадий сделался рьяным хозяином, и «ферма» уже приносит довольно значительный доход». Но значит ли это, что проблема «отцов и детей» решена? Конечно нет. Ведь есть еще Базаров, который обходится со своими родителями далеко не по-сыновьи: хочет — приезжает к ним, хочет — уезжает, когда ему вздумается, никому ничего не сказав. Но такое отношение к родным людям противоречит человеческой природе и не может не сказаться на его душе, что приводит к одиночеству и отчуждению. Это и случилось с Базаровым. Ярый отрицатель любви и природы, он выглядит победителем только в первой части романа, в первом «круге» своего путешествия. Во второй же части он проигравший, побежденный всем тем, что он отрицал (падение Базарова начинается с его любви к Анне Одинцовой и признания в любви). Главного героя один за другим покидают близкие ему люди: ему отказывает любимая женщина, он расстается с другом, который переходит в лагерь «отцов», он отвергает преданную любовь своих родителей.

Тургенев не знает, что делать дальше со своим героем, и он приводит его к совершенно нелепой, страшной смерти, с которой начинается выздоровление Базарова как личности.

Смерть Базарова — кульминация романа, его итог, смысл. Тургенев показывает, что человек не может существовать отдельно от своих корней, не может жить без любви, искусства, природы. Но главное — человек не должен забьйать своих родителей, их преданную и сильную любовь, заботу. И Евгений Базаров понял это, правда слишком поздно, находясь при смерти. Он признал все свои ошибки, в нем раскрылась до этого забиваемая душа, проснулись чувства, и поэтому прав был Писарев, говоря: «Умереть так, как умер Базаров, — все равно что совершить подвиг». И это действительно так. Герой умирает на руках у любимой, примирившись и простившись со своими родителями, кровные связи с которыми оказались сильней слепого отрицания. Печален и в то же время оптимистичен финал романа с описанием могилы Базарова и вечного покоя, к которому рано или поздно приходят все люди. «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии равнодушной природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной. »

Проблема «отцов и детей», так полно и ярко раскрытая Тургеневым, стоит перед нами и сейчас. Это вечная проблема, ведь и мы когда-нибудь будем родителями, а наши дети будут не понимать нас, как мы сейчас не понимаем своих отцов и матерей. Но причины конфликтов надо попытаться найти в себе, в своих поступках и мыслях, а не в различии взглядов «отцов и детей».

Современен ли роман “Отцы и дети”

Современен ли роман “Отцы и дети”

Каждое поколение считает себя

более умным, чем предыдущее, и

более мудрым, чем последующее. Д. Оруэлл

II Поколения “отцов” и “детей”.

1. Сравнение поколений.

2. Ошибочные взгляды Базарова.

3. Образ нового поколения.

III Актуальность романа в наши дни.

Роман поистине является шедевром русской литературы. Произведение отличается постановкой важнейших социальных, философских, этических вопросов своего времени. Центральное положение в романе занимает Евгений Базаров. В романе показан новый тип передового деятеля-разночинца, демократа Базарова, «человека дела, а не слов». Он представитель нового молодого поколения. Это практический человек, идеалов и авторитетов для него не существует, потому что он не встречает себе равных и на все имеет свои собственные убеждения. «Я ничьих мнений не поддерживаю, я имею свои», — полупрезрительно говорит Базаров. По своим умственным достоинствам Базаров гораздо выше окружающей его среды. Увлечение науками, стремление докопаться до истины, широкий кругозор и критическое отношение к действительности, чувство собственного достоинства — вот характерные черты Евгения Базарова. Это человек из другого мира, из иной среды. Тургенев показал своего героя одиночкой, который в дальнейшем понимает, что его «нигилизм» — это жалкое подражание сильной личности. Самого автора не удовлетворял ни лагерь «отцов», ни «детей». Он не смог полюбить Базарова, но признал его силу и отдал ему дань, полную уважения. Тургенев не сочувствует вполне ни одному из своих действующих лиц. Представители прошлого поколения изображены с беспощадной верностью. Они хорошие люди, но об этих хороших людях не пожалеет Россия.

Такие люди, как Базаров, непреклонны, верны своим идеалам, уверены в себе, энергичны и деятельны, честны и искренне преданы своему делу, незаменимы в любом обществе. Ни Онегины Пушкина, ни Печорины Лермонтова, стремящиеся к самоутверждению, реализации своих возможностей, но не видящие им достойного применения, а именно Базаровы, знающие, что в данный момент нужно изменить в обществе, способствуют общественному развитию, движению жизни вперед. Сам Базаров говорит, что России нужны сапожник, портной, мясник, то есть люди, занимающиеся конкретными, нужными делами, а не “сидящие сложа руки и уважающие себя за это”, как Павел Петрович. Но разве Базаров, видящий, что “болтать о язвах общества не стоит труда”, не стремится принести своей деятельностью пользу обществу, разве этот герой “занимается вздором”, подобно большинству “передовых людей и обличителей”? Несомненно, Базаров, обладатель столь редких и ценных качеств, нужен России.

Читать еще:  Чем полезен массаж для ребенка до года

Но, по мнению Тургенева, Базаров рано пришел в жизнь, он бы мог сделать многое, но «умирает, не сделав ничего». Есть в нем и отрицательные черты. Базаров бездумно отрицает все вещи, которых даже не знает и не понимает. Поэзия, по его мнению, ерунда, читать Пушкина — потерянное время, заниматься музыкой — смешно, наслаждаться природой — нелепо. Любовь для Евгения — это всего лишь физиологическая потребность. Жизнь вносит корректировку в его взгляды на любовь. Базаров глубоко страдает после отказа Одинцовой. После этого он вступает в сферу утонченных переживаний, которых он раньше не принимал. От уверенности его не остается и следа. Страсть целиком захватывает героя, но он находит в себе силы, в отличие от Павла Петровича, порвать с эгоистичной женщиной, несмотря на трагичность этого разрыва. Базаров способен к глубокому критичному самоанализу и переосмыслению былых убеждений. И в этом его сила. Отвергнутый, он все-таки одержал нравственную победу. В прощальных словах Базарова заключен главный смысл его жизненного финала: «Я нужен России. Нет, видно, не нужен. » Таким образом, истоки страданий Базарова — преждевременность появления, отсутствие союзников и мучительное одиночество.

В историях героев постоянно намечаются противопоставления поколений. Так, Базаров говорит о своих родителях: “Я думаю: хорошо моим родителям жить на свете! Отец в шестьдесят лет хлопочет; и матери моей хорошо: день ее до того напичкан всякими занятиями, ахами и охами, что ей и опомниться некогда, а я. ” Особенно значительны размышления Николая Петровича, когда он ясно осознал свое разъединение с сыном. “Брат говорит, что мы правы, — думал он, — и мне самому кажется, что они дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами. Молодость? Нет, не одна только молодость”.

Что касается проблем, возникших в романе, то можно сказать, что в обществе всегда будут происходить разногласия между поколениями. Будь-то вопросы, связанные с природой, культурой, или любовью. Но, по моему мнению, в романе рассматриваются проблемы не как отношений между поколениями, а в целом проблемы общества. Ведь, человек, думающий по-новому, увлекающийся наукой, не смог найти свое предназначение в обществе. Этот человек – Евгений Базаров. Да, он ошибался, отрицая всё: любовь, искусство, чувства. Я думаю, с его стороны, это был еще юношеский максимализм, за который он поплатился в жизни.

Я считаю, что и название романа “Отцы и дети” можно интерпретировать по-разному. Во-первых: это взаимоотношения между поколениями. Но также это отношения людей разных взглядов и социального положения. Дворяне, аристократы, считавшие себя выше всех, можно отнести к одному лагерю. С другой стороны им противостоит один человек, . Таким образом, к “отцам” можно отнести и Кирсановых, и Одинцову, и даже последователя Базарова, Аркадия. В конце концов, он осознал, что гораздо удобнее ничего не менять, оставаться в среде отцов. А в поколение “детей” относится лишь один человек. Это – Евгений Базаров, образ нового поколения. Он не нашел союзников и остался в одиночестве. Этот персонаж погиб, потому что сам автор не знал, как бы в дальнейшем сложилась жизнь Базарова. Возможно, для таких людей еще не пришло свое время. В этом состоит основная проблема общества.

Современен ли роман? Несомненно, потому что всегда будут появляться люди, подобные Базарову, старающиеся как-то изменить мир, но общество не будет принимать таких людей, не похожих на остальных. Проблема отцов и детей существовала и, скорее всего, будет существовать во все времена. Очевидно, именно поэтому роман “Отцы и дети” до сих пор остается актуальным. Два поколения, изображенные писателем, различаются не столько возрастом, сколько противоположными взглядами, мировоззрениями: старого дворянства, аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.

Современник Тургенева, критик Писарев увидел в романе “выведенные явления жизни” как очень близкие для себя, такие близкие, “что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа”. Из-за чего произведение “Отцы и дети” остается актуальным и в наши дни.

Проблема «отцов и детей» глазами современного читателя

Проблема «отцов и детей» стара, как мир. Кто же ссорился со своими родителями? Кто же твердил им в который раз, что они не правы? Отец и мать дали нам жизнь, воспитали нас, выполняли наши капризы и теперь выслушивают наши эгоистичные обвинения! Вместо благодарности они слышат упреки в том, что они отходящее поколение с устарелыми взглядами и идеями. Да, эта проблема стояла давно и остается актуальной по сей день.

Еще в начале девятнадцатого века эту тему затронул А. С. Грибоедов в своем произведении «Горе от ума». Здесь конфликт раскрывается через образы представителей старого и нового миров, Фамусова и Чацкого, из споров которых мы и узнаем об основных проблемах того времени. Хотя к молодому поколению и относятся Молчалив с Софьей, по взглядам они часть фамусовского общества, которому противопоставлен Чацкий. Итак, конфликт «отцов и детей» сводится здесь к конфликту общества и человека, старых идей с новыми.

В монологах Чацкого и Фамусова раскрывается отношение обоих поколений к жизни, к ее ценностям, к службе и к родине. «Отцы» привыкли выслуживаться, унижаться перед начальством и такими способами добиваться высокого звания и положения в обществе. Новое же поколение в лице Чацкого пытается достичь всего этого своими силами, получив образование и честно работая. Но такие способы фамусовская Москва не принимает и нарекает революционно настроенного молодого человека сумасшедшим.

В данном романе «отцы» — отрицательные герои, предмет насмешек Грибоедова и читателей. Чацкий же выглядит одиноким и непонятым представителем нового поколения, сумевшим поднять лишь бурю в стакане воды.

У Грибоедова роман заканчивается победой «отцов», оставшихся при своих взглядах и лишь немного обеспокоенных и взбудораженных нарушением привычного течения жизни. Но эта победа — лишь временная отсрочка их затухания, гибели, замечательно раскрытой в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Здесь новое поколение представлено уже не отдельными молодыми людьми с передовыми взглядами, а целым течением, получившим название «нигилизм»: «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». «Отцы» здесь — лучшие люди передового либерального дворянства, достойные скорее сожаления, чем насмешек, которыми их постоянно «награждает» Базаров: «Старенькие романтики!», «Аристократишко», «Архаическое явление!». Конфликт «отцов и детей» перерастает здесь в конфликт идей нигилизма с идеями и принципами передового дворянства, к которому относится и сам Тургенев.

Голос автора открыто не звучит в романе, мы узнаем его позицию через описание природы, пейзажа. Так, после резких и жестоких слов Базарова о том, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», Николай Петрович идет в сад и видит замечательную картину этой самой природы, любуется ею. «И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе. «Как хорошо, боже мой!» — подумал Николай Петрович, и любимые стихи пришли ему на уста. » Мы видим, что автор не согласен с Базаровым, с его отрицанием всего и вся, ведь любовь, искусство, наука — это вечные человеческие ценности, данные ему и неподвластные его воле. Базаров же, а за ним и Аркадий, пытаются все это подчинить «рассудочности», которая в слишком больших количествах противоестественна. Это и пытаются доказать своим увлекающимся детям их отцы.

Кульминационными в романе являются споры Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова, взгляды которых Тургенев противопоставил, чтобы как можно ярче и полнее раскрыть проблему взаимоотношений двух поколений. отец дети грибоедов горе ум

В своих монологах оба героя занимают крайние позиции: отрицание всего нового Павлом Петровичем и неприятие всех пережитков и жизненных устоев Базаровым. С самого начала автор сталкивает их, наделяет неприязнью друг к другу. Но Тургенев показывает конфликт не односторонне, описывая только споры двух главных героев, а в романе еще раскрываются отношения отца и сына Кирсановых, принадлежавших к разным «лагерям», но пытающихся понять друг друга. Аркадий, зависящий от своего учителя, пытается подражать ему в небрежном отношении к «старикам», но в его душе слишком сильны сыновья любовь и уважение к родителям. «. И чувство снисходительной нежности к доброму и мягкому отцу, смешанное с ощущением какого-то тайного превосходства, наполнило его душу». В конце романа Аркадий все-таки примиряется с отцом, они приходят к взаимопониманию и благополучию: «Кирсановы, отец с сыном, поселились в Марьине. Дела их начинают поправляться. Аркадий сделался рьяным хозяином, и «ферма» уже приносит довольно значительный доход». Но значит ли это, что проблема «отцов и детей» решена? Конечно нет. Ведь есть еще Базаров, который обходится со своими родителями далеко не по-сыновьи: хочет — приезжает к ним, хочет — уезжает, когда ему вздумается, никому ничего не сказав. Но такое отношение к родным людям противоречит человеческой природе и не может не сказаться на его душе, что приводит к одиночеству и отчуждению. Это и случилось с Базаровым. Ярый отрицатель любви и природы, он выглядит победителем только в первой части романа, в первом «круге» своего путешествия. Во второй же части он проигравший, побежденный всем тем, что он отрицал (падение Базарова начинается с его любви к Анне Одинцовой и признания в любви). Главного героя один за другим покидают близкие ему люди: ему отказывает любимая женщина, он расстается с другом, который переходит в лагерь «отцов», он отвергает преданную любовь своих родителей.

Читать еще:  Чем полезна боярка и как ее употреблять

Тургенев не знает, что делать дальше со своим героем, и он приводит его к совершенно нелепой, страшной смерти, с которой начинается выздоровление Базарова как личности.

Смерть Базарова — кульминация романа, его итог, смысл. Тургенев показывает, что человек не может существовать отдельно от своих корней, не может жить без любви, искусства, природы. Но главное — человек не должен забьйать своих родителей, их преданную и сильную любовь, заботу. И Евгений Базаров понял это, правда слишком поздно, находясь при смерти. Он признал все свои ошибки, в нем раскрылась до этого забиваемая душа, проснулись чувства, и поэтому прав был Писарев, говоря: «Умереть так, как умер Базаров, — все равно что совершить подвиг». И это действительно так. Герой умирает на руках у любимой, примирившись и простившись со своими родителями, кровные связи с которыми оказались сильней слепого отрицания. Печален и в то же время оптимистичен финал романа с описанием могилы Базарова и вечного покоя, к которому рано или поздно приходят все люди. «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии равнодушной природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной. »

Проблема «отцов и детей», так полно и ярко раскрытая Тургеневым, стоит перед нами и сейчас. Это вечная проблема, ведь и мы когда-нибудь будем родителями, а наши дети будут не понимать нас, как мы сейчас не понимаем своих отцов и матерей. Но причины конфликтов надо попытаться найти в себе, в своих поступках и мыслях, а не в различии взглядов «отцов и детей».

К юбилею Тургенева. Роман «Отцы и дети»

После романа остается чувство недосказанности: так как же нам поступать, кто же прав был в споре поколений? Попробуем вместе разобраться, где искать ответы и на что опираться при написании итогового сочинения по роману «Отцы и дети»

В чем суть?

Прежде всего, попробуем вместе ответить на самые частые вопросы старшеклассников о романе «Отцы и дети». Нам в этом помогает кандидат филологических наук, педагог с 20-летним стажем Людмила Кожурина.

Часто школьники выражают свою симпатию Базарову и пренебрежительно относятся к поколению «отцов». Насколько верна эта позиция?

Соблазн влюбиться в Базарова как персонажа действительно велик, особенно если читатель — подросток, который прямо сейчас занят тем, что решает, «сделать бы жизнь с кого». Базаров привлекателен для юных умов тем, что его позиция четка, понятна, логична и незыблема, он — пример силы и власти. Но давайте всмотримся в этот образ пристальнее: людей он не видит, реальности не слышит, ни с родными, ни с друзьями не может жить, радоваться, сопереживать. Он мыслит схемами и ярлыками, а вот испытать, прожить какие-либо чувства он не может. Об этом говорит, например, сцена объяснения с Одинцовой: Базаров возмущен чувствами, которые сам в себе находит, совершенно не понимает, что с ними делать и в конце концов бежит в лес (Тургенев описывает ночь как прекрасную, романтическую, но Базаров этого словно бы не замечает, ломает сучья и стесняется сам себя). Возможно, поэтому в финале романа Николай Петрович Кирсанов, Аркаша, Катя получают возможность прожить свое маленькое счастье, а Базаров — нет.

По мнению автора, Базаров — прав? Он положительный герой в романе?

Этот вопрос меньше всего подходит к такому автору, как Тургенев. В его произведениях никогда нет прямых ответов, нет «лобовых» решений. Доподлинно известно, что Базаров Тургеневу дорог: в одном из писем он пишет, что, если читателю этот герой несимпатичен, то в том только его, Тургенева, вина. Но считает ли он его правым и правильным? Неизвестно. Поскольку Тургенев описывает живых людей, а не идеальные образы, категории правоты к ним сложно применять: все правы и все неправы, но допустимы любые способы жить и мыслить.

Вообще, читая роман «Отцы и дети», невозможно понять, за кого сам автор — за Базарова, или за Аркашу, или за кого-то еще. Эта черта была свойственна Тургеневу во всем; он не готов был доказывать или отстаивать какую-либо точку зрения, хотя до последнего дня жизни оставался верен своим идеалам. «С кем вы?» — вопрошал его Лев Толстой, желая получить четко сформулированную позицию, но желаемого так и не достиг: на долгие годы писатели поссорились и только затем, примирившись, возобновили дружескую переписку. Видимо, за эту нечеткость и нежелание поучать Тургенева так недолюбливали соратники по перу.

О чем говорит смерть Базарова в финале?

С одной стороны, по законам литературы, если герой романа в конце умирает — значит, автор посчитал его несостоятельным. С другой, героем финальной сценой у могилы Базарова является уже не сам Базаров, а скорее равнодушная природа, которая все перетрет в пыль и все горячие головы усмирит рано или поздно. Не то чтобы природа была в романе на стороне «отцов» — ей просто все равно, кого первым обращать в прах. Это философский, глубокий, открытый финал; здесь можно размышлять, подмечать, ведь Тургенев внимательный писатель и приметливости требует от читателя.

Одна из программных иллюстраций при изучении романа «Отцы и дети» — картина В.Г. Перова «Старики-родители на могиле сына». Эта и многие другие иллюстрации к роману в хорошем качестве вы можете найти в электронных формах учебников УМК Б. Ланина для 10 класса. Не забывайте выносить на интерактивную доску дополнительные иллюстративные материалы; напомните ученикам, чтобы после знакомства с тем или иным произведением они в целях самопроверки решали онлайн-тесты, представленные в ЭФУ.

Что взять для проработки?

Полифония идей и позиций: экспромтный спектакль. По сути, Тургенев — единственный подлинный полифонический писатель-романист, так как он позволяет героям своих романов высказывать точку зрения, отличную от его собственной. У Льва Толстого, например, все персонажи в унисон транслируют точку зрения автора. С Тургеневым ситуация иная: его персонажи спорят на равных, а он позволяет им это делать. Чтобы лучше услышать эту полифонию, попробуйте разыграть экспромтные мини-спектакли, импровизированные диалоги персонажей. Один ученик берет на себя роль Базарова, другой, к примеру, Павла Петровича, они оба выходят к доске и начинают вести беседу так, как вели бы герои романа. Не нужно повторять текст из романа — важнее постараться высказать такие мысли, которые пришли бы в голову именно этим героям. Беседовать можно о чем угодно, важно соблюсти целостность образов.

Споры Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым. Эти знаменитые споры в 6-й главе, где как бы сталкиваются два лагеря, высказывается две противоположные философские доктрины. Есть риск подать их очень однобоко: один за прошлое, другой за будущее, и так далее. Но если «посидеть» на них подольше и разобраться по существу, ученики сами смогут прийти к мысли: ни одна сторона не выдерживает реальных аргументов против, не отвечает на вопросы. Это разговор двух глухих, каждый из которых замкнулся в своей убежденности и совершенно не слышит другого. Это невероятно актуальная для наших дней ситуация. Неплохо было бы попробовать смоделировать такой разговор между этими двумя героями, чтобы диалог между ними все-таки состоялся.

Любовные линии. Их в романе четыре, и одна из них — автобиографическая: о любви Тургенева к крепостной девушке и их дочери Полине, которая воспитывалась впоследствии в доме Полины Виардо. Писатель позволил Кирсанову сделать то, чего не сделал сам — забыть об этических предрассудках, вопреки угрозам матери жениться на любимой женщине и счастливо растить своего ребенка вместе с ней. Вторая любовная линия — классическая тургеневская история любви Павла Петровича с княгиней Р. Эта княгиня — роковая тургеневская женщина, с роковой судьбой, любимый тип женщин для самого Тургенева. У публициста Дмитрия Быкова есть версия, что княгина Р. — это Россия, сильная и необузданная, которая любящего мужчину отвергает и чурается. Можно проработать и эту версию в классе. Любовная линия Базарова и Одинцовой — печальная, так как Базаров не позволяет проявить себя в любви. Здесь тоже можно найти отголоски автопортрета писателя: Тургенев много раз собирался жениться, но в последний момент что-то его останавливало. Наконец, линия Кати и Аркаши Кирсанова — самая беспроблемная, заурядная, однако дарящая много любви и мало проблем.

Читать еще:  Чем полезен картофельный сок и как его принимать

О чем поговорить на классном часе?

«Отцы и дети» — роман о конфликте поколений. Однако, похоже, сегодня в моде бесконфликтность: молодежь дружит с мамами и папами, воспроизводит их схемы поведения, послушно делает то, что говорят. И отцы, и дети дружелюбны и снисходительны друг к другу, у них нет желания доказать, поставить на место, перевернуть мир своим гениальным открытием. Как вы считаете, почему это происходит? Почему среди старшеклассников сегодня так сложно встретить хоть одного подлинного Базарова? Нужны ли вообще такие Базаровы сегодня, нужно ли обществу больше Базаровых, или без них все-таки стабильнее и спокойнее?

Что разобрать с «продвинутыми» учениками?

Читая финальные страницы романа, мы можем усмотреть в последних днях Базарова сходство с еще одним персонажем — Дон Кихотом. Точно так же в конце герой явно разочаровывается в своих убеждениях, чувствует, что все было словно бы напрасно, что мир не изменить волей одного человека, каким бы он ни был.

10 января 1860 года Тургенев произнес речь на публичном чтении в пользу Общества для вспомоществования нуждающимся литераторам и ученым. В сборники она вошла под названием «Гамлет и Дон-Кихот». Роман «Отцы и дети» еще не написан, однако речь содержит его предсказание и предвосхищение. Коротко, основная ее идея такова: есть два основных типа людей, по-разному относящихся к своему идеалу. «Гамлеты» — представляют эгоизм и безверие. По словам Тургенева, Гамлет «вечно носится сам с собой, к себе возвращается, потому что не находит, к чему прилепиться душою». Они не верят ни в себя, ни в жизнь, хотя и привязаны к ней — а для дела нужна воля, для дела нужна мысль. «Дон-Кихоты» — это, напротив, бесстрашные, горящие верой, умеющие верить идеалу и терпеливо служить ему. Это энтузиасты, которые время от времени появляются в нашем обществе и готовы перевернуть землю одной лишь собственной волей и верой в свои идеалы. Главное, что для Тургенева самое ценное не в результате, а в устремлении: «Главное дело в искренности и силе самого убежденья. а результат — в руке судеб». Иными словами, у Дон-Кихота что-то хотя бы может получиться, а у Гамлета ничего получиться в принципе не может, так как он ни в чем не уверен и может только бездействовать.

По УМК Б. Ланина, школьники впервые читают статью Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот» в 9 классе, а затем возвращаются к ней, читая в 10 классе роман «Отцы и дети». Благодаря подробному разбору основных идей писателя, ученики могут более глубоко изучить аналогии Базарова с рядом других персонажей, которых их же современники считали «потерянными, ненужными людьми».

Что можно сделать в классе? Во-первых, выборочно почитать текст речи с заинтересованными учениками. Во-вторых, припомнить всех героев, которых хочется отнести к Гамлетам и к Дон-Кихотам. Затем — поместить в этот перечень Базарова и обосновать, почему он оказался именно с теми или с этими. Наконец — рассмотреть всех найденных «Дон-Кихотов» — возможно, это будет Чацкий, Кандид, Мышкин, Мюнхгаузен, многие другие — и найти между ними нечто общее. Попробуйте порассуждать, как часто удается такому Дон-Кихоту изменить мир — и трагично ли это? Нужно ли, чтобы всякий раз действующий Дон-Кихот побеждал рефлексирующего Гамлета?

Анализ «Отцы и дети» Тургенев

Действие романа Тургенева «Отцы и дети» происходит перед отменой крепостного права. В нем раскрывается множество проблем, одна из них – это конфликт разных возрастных поколений. Появляется новый тип инакомыслящих людей, отрицающие и государственные порядки, и моральные ценности. Предлагаем краткий анализ произведения, материал которого можно использовать для работы на уроках литературы в 10 классе по плану, и при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Отцы и дети.

Год написания – 1860 – 1861 гг.

История создания – Писатель продолжительное время трудился в журнале «Современник». У него часто возникали разногласия с Добролюбовым, которые и легли в основу романа.

Тема – Главная тема «Отцов и детей» – идейные разногласия, проблемы поколений, зарождение нового типа людей, любовь, окружающий мир природы.

Композиция – Композиция романа построена на противопоставлениях, на принципах контраста.

Жанр – Роман.

Направление – Достоверное и исторически точное изображение действительности, что и наблюдается в романе «Отцы и дети», относится к направлению критического реализма.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Главные герои
  5. Жанр
  • Тест по произведению

История создания

В «Отцах и детях» анализ произведения следует с определения смысла названия «Отцы и дети». Из названия разу становится ясно, о чем будет повествование, речь пойдет о семейных отношениях, но не просто об отношениях, а об извечном конфликте между поколениями. О разности их взглядов и понятиях о жизни.

История создания “Отцов и детей” довольно увлекательна. Первые задумки романа возникли у писателя в 1860 году, когда он был в Англии. Волею случая, Иван Сергеевич вынужден был целую ночь провести на железнодорожном вокзале, где он и познакомился с молодым врачом. Писатель и новый знакомый проговорили всю ночь, именно его идеи Иван Сергеевич вложил в речи своего будущего главного героя романа – Базарова.

В том же году, писатель вернулся в Париж, где и начал написание первых глав произведения. Летом 1861 года, уже в России, работа над произведением была завершена. Это был роман, написанный в самые минимальные сроки, от замысла до года написания прошло всего около двух лет, а в 1862 году роман уже вышел в печать.

Свои идеологические разногласия с критиком Добролюбовым, писатель отразил в отношениях героев романа, в их спорах между собой.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Проблематика романа – глобальна. автор затрагивает извечные проблемы отцов и детей.

Смысл «Отцов и детей» – это не только семейные отношения, отцы и дети – это приверженцы новых и старых взглядов, которые со своей точки зрения судят о происходящих событиях, от конфликтов этих мировоззрений зависит ход всей жизни.

Зарождается новый тип человека, мыслящего прогрессивно, с твердыми и решительными убеждениями, призывающего к разрушению старого. Базаров – это типичный представитель нового поколения, отрицающей старый мир, антагонистом которого является Павел Кирсанов. Кирсанов – ярый приверженец старых взглядов, потомственный дворянин. Ему близки и понятны патриархальные устои, в них он видит смысл жизни, и старается соответствовать своим убеждениям.

Основная мысль книги – поставить читателя перед серьезным выбором, понять, что является важным и главным для дальнейшего развития жизни, ленивое созерцание происходящего, или борьба за новое, прогрессивное будущее.

Можно сделать вывод, что книга автора имеет воспитательную цель, главное – понять ее суть, а выбор зависит от каждого, автор лишь подталкивает к правильному решению, не навязывая своего мнения.

После бурной реакции критика Каткова на первоначальную рукопись, писатель внес некоторые изменения текста, а некоторые фрагменты эпизода, где идет спор Базарова с Кирсановым, вовсе переделал, сделав значительные сокращения.

Композиция

Композиция романа определилась в построении борьбы идеологических разногласий. Действие повествования выстроено в хронологической последовательности, но все это построено на контрасте.

Антитеза использована при сопоставлении героев романа между собой. Контраст наблюдается при сопоставление городской жизни чиновничества и миром дворянского поместья.

Параллельное описание противоположных взглядов придают роману большую эмоциональность, в нем сталкиваются яркие личности, каждый из которых убежден в своей правоте.

Композиция романа, где описаны два круга путешествия Базарова и Кирсанова по одному и тому же маршруту, придают законченность произведению. Во втором путешествии происходит разрыв со всем прошлым, открываются новые стороны характеров Базарова и Аркадия.

Весь сюжет романа строится вокруг Базарова, он сопоставляется с каждым из персонажей, характер каждого дается в сравнении с сопоставлением с ним. Все это говорит о том, что автор противопоставляет ему не отдельных героев, а всю жизнь, против патриархальных взглядов которой, и ведет борьбу Базаров.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Отцов и детей».

«Отцы и дети» относятся к жанру романа. Принимая во внимание его жанровое своеобразие, можно считать его социальным и психологическим романом.

Психологическую окраску роману придает детальное изображение переживаний героев, их чувства и настроения. При этом автор использует такую особенность психологизма, при которой не описываются сами переживания и рассуждения персонажей, а только их результат.

Особый психологизм показан читателю на примере чувств Аркадия Кирсанова. Он способен лишь на обычные поступки как в жизни, так и в любви, большее сделать ему не по силам, личность его слишком заурядна.

Споры Базарова с Павлом Кирсановым отображают социально – идеологическое направление романа, борьбу противоборствующих взглядов, идейное разногласие, разное восприятие мира. Все это ведет к непониманию друг друга, к полной противоположности их мнений.

В романе Ивана Сергеевича определен тип нового человека, нигилиста – это новое веяние времени середины девятнадцатого века, которое явилось важнейшим событием той эпохи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector