Чем полезна игра на скрипке для ребенка

«Только скрипка умеет разговаривать как человек и петь как птичка!»: играть на скрипке может каждый!?

В гостях у Дино-Афиши Ольга Пацкевич — профессиональная скрипачка, опытный преподаватель игры на скрипке, человек, у которого горят глаза и поет душа, когда дело касается музыки. Мы обратились к ней с вопросами о том, как распознать в ребенке музыкальные дарования, в каком возрасте можно научиться играть на скрипке и что нужно учитывать, чтобы правильно подобрать инструмент.

— Ольга, расскажите немного о себе. Как в вашу жизнь вошла музыка?

Ольга: Играть на скрипке — с самого детства было моим огромным желанием. Когда мне было четыре, я впервые услышала, на что способен этот удивительный инструмент. Мы с родителями гостили у родственников в Риге и моя тетя, профессиональная скрипачка, играла для нас. Я была очень впечатлена! До сих пор храню это воспоминание. Думаю, это событие стало отправной точкой дела всей моей жизни!

В 6 лет родители отвели меня в музыкальную школу. Мой дедушка очень хотел, чтобы я играла на аккордеоне. Мне рассказывали о разных инструментах, показывали, как они звучат… Но я упрямо твердила, что хочу играть именно на скрипке. На мамин вопрос «Почему скрипка?», я ответила, что «Только скрипка умеет разговаривать как человек и петь как птичка!». На это мама ничего не смогла возразить и покорилась моему желанию.

… Потом было музыкальное училище, Белорусская государственная академия музыки. Уже около десяти лет я работаю в оркестре музыкальной капеллы «Сонорус», занимаюсь частной практикой преподавания игры на скрипке.

— Ольга, ваша музыкальная жизнь насыщена событиями. Вы щедро делитесь чарующими звуками скрипки с окружающими. Расскажите о том, чем занимаетесь сейчас, о чем поет ваша скрипка?

Ольга: Помимо работы в оркестре я играю в струнном квартете «ДежаВю», который сама же и организовала. Игра на скрипке доставляет мне огромное удовольствие. Это волшебство, когда ты написанное на бумаге превращаешь в красивые звуки и образы. Волшебство, когда ты звуками скрипки заставляешь людей улыбаться или печалиться, расчувствоваться и прослезиться… Когда люди не могут усидеть на месте и начинаю танцевать. Это живые эмоции. Все это происходит, когда я играю в струнном квартете. Когда 4 музыканта объединяются, чувствуют друг друга как партнеры в танце, возникает огромная концентрация энергии, эмоций — вот их и получает слушатель.

— Что касается преподавания… Вы обучаете игре на скрипке и взрослых, и детей. Многие никогда до этого не держали инструмент в руках, кто-то приходит, чтобы «подтянуть» свой уровень — все ученики разные.

Ольга: Да, вы правы. Хотеть в любом возрасте не поздно. Самой первой моей ученицей была восемнадцатилетняя кореянка, которая приехала учиться в Минск по обмену на полгода. Она никогда не держала скрипку в руках, но ей очень хотелось. Я решила ей помочь и взялась обучить ее игре на этом инструменте.

Все мои ученики разные по возрасту, характеру и способностям, многие из них, приходя ко мне на первый урок, даже не знают, как называются ноты, но каждый из них приходит с одним желанием — раскрыть тайну скрипки. Урок за уроком я передаю им свои знания, раскрываю секреты красивого звука и чистой интонации, учу работать над собой, подбадриваю в моменты неудач и от всей души радуюсь первым успехам, первым самостоятельно исполненным пьесам. Я вижу, как мои ученики растут, как блестят их глаза, как вырастают крылья за спиной и появляется вера в себя. Ведь они умеют теперь то, что не по силам окружающим. Все это наполняет меня чувством радости и восторга!

Думаю, очень важно заниматься делом, которое доставляет тебе удовольствие. Для меня счастье — играть на скрипке и учить этому других.

— Все знают, что маленьким детям полезно лепить, рисовать — это развивает моторику. Как вы считаете, что получает ребенок, которого с детства обучают игре на каком-либо музыкальном инструменте? Есть ли у него какие-то преимущества перед теми, кто музыкой не занимался?

Ольга: Известно, что на кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания, которые непосредственно связаны с мозговыми центрами, не зря же говорят, что ум находится на кончиках пальцев. Любые упражнения на моторику — перебирание фасолинок, складывание пирамидки, конструирование и пр. — полезны, т.к. стимулируют мозговую деятельность. То же самое происходит и при игре на скрипке, когда подушечками пальцев левой руки скрипач зажимает струны, а пальчиками правой управляет смычком.

Игра на скрипке развивает математические способности, логическое мышление и речь. Ребенку приходится пространственно мыслить, зажимая струны пальчиками в нужных местах, манипулировать абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст.

Яркий пример — Альберт Энштейн, который начал играть на скрипке в 6 лет и продолжал музицировать всю жизнь. Игра на скрипке помогала ему решать сложные физические задачи, находить решения и достигать внутреннего умиротворения.

Занятия музыкой развивают чувство прекрасного. То, что нельзя потрогать или купить за деньги. Считаю, что детей обязательно нужно учить игре на музыкальных инструментах. Не обязательно делать из своего ребенка профессионального музыканта, однако владеть игрой на музыкальном инструменте — это шаг в сторону всестороннего развития вашего малыша.

— С какого возраста можно обучать детей игре на скрипке?

Ольга: Я начинаю заниматься с детками от 4 лет, так как считаю, что в этом возрасте они уже осознанно выбирают инструмент, легко обучаемы и очень любознательны. В более раннем возрасте начинать играть на скрипке опасно, так как можно навредить еще не окрепшему позвоночнику.

— Сколько по времени длится занятие?

Ольга: Занятие с детьми длится от 45 минут до 1 часа, я смотрю на сколько хватает сил и внимания у ребенка.

— Как часто и как долго нужно заниматься, чтобы ребенок почувствовал инструмент и смог сыграть на нем несложную мелодию?

Ольга: Я провожу занятия с детьми 1–2 раза в неделю, задаю домашние задания. Домашние занятия играют большую роль в освоении скрипки, так как необходима постоянная тренировка. Тридцати минут в день достаточно. За это время ребенок не сильно утомляется и не теряет интерес к изучаемому материалу.

Как правило, уже через 10 занятий юный музыкант может что-то сыграть для близких — самой благодарной публики.

— Ольга, как у опытного и талантливого педагога, у вас наверняка есть свои «фишки». Как превратить обучение игре на скрипке в увлекательное занятие, а не тяжкий труд для ребенка? Как сделать так, чтобы не разонравилось, не надоело?

Ольга: Я учу не только играть на скрипке, но и преподаю основы музыкальной грамоты. Самое первое занятие с учеником проходит как ознакомительное: я рассказываю историю происхождения скрипки, говорю, как называются и для чего нужны все части инструмента. Затем показываю, как может звучать скрипка.

Деткам на моих уроках нескучно, так как материал подается в игровой форме. Вместо нудных упражнений малыши с удовольствием играют яркие пьески с аккомпанементом, иногда в дуэте со мной. Постепенно сложность музыкального материала возрастает. Часто я сама играю детям, им это очень нравится, они начинают мне подражать, брать с меня пример.

— И самый главный вопрос, который наверняка волнует родителей. Как увидеть в своем ребенке музыкальные способности? При рождении ведь не выдают справку о наличии либо отсутствии тех или иных дарований?

Ольга: Если вы видите, что ваш ребенок с замиранием сердца смотрит, как играют музыканты, если пританцовывает во время звучания музыки где бы то ни было, подпевает детские песенки — отдайте ребенка учиться музыке, а талант раскроется в процессе обучения.

— Посоветуйте, как правильно подобрать инструмент?

Ольга: Выбор и покупка инструмента — очень важный момент для начинающего скрипача. Существует шесть размеров скрипок: от самых маленьких, практически игрушечных, до взрослых инструментов. Размер скрипки, подходящий для ребенка, определяется длинной его руки.Скрипку ни в коем случае нельзя покупать «на вырост». Играя на скрипке неподходящего размера, ребенок будет испытывать дискомфорт, не сможет в полной мере освоить правильную постановку рук, будет быстро уставать.

Правильным решением будет покупка инструмента в присутствии преподавателя. Грамотный педагог поможет сделать правильный выбор в плане технических и художественных характеристик скрипки.

— Иногда родители, отдавая ребенка учиться играть на скрипке, в чем-то хотят реализовать свои собственные амбиции. Бывает ведь… Вы стараетесь, а ребенок — ну никак…

Ольга: Ребенок должен сам хотеть играть на скрипке, занятия не должны проходить из-под палки. Был у меня один случай…

Ребенок занимался в музыкальной школе, а родители приводили его еще и ко мне на дополнительные занятия. Как оказалось, мама ХОТЕЛА, а сама девочка отнюдь не мечтала стать известной скрипачкой. Ее способностей и усердия хватало ровно на столько, чтобы заниматься музыкой для общего развития, без особого энтузиазма и рвения. В таком случае у меня есть рекомендация, это даже не совет, а предложение…

Дорогие взрослые! Научиться играть на скрипке никогда не поздно! Сколько бы лет вам ни было, если вы мечтаете об этом — нужно попробовать. Взрослому, конечно, научиться играть на скрипке немного сложнее (об этом я писала в своем блоге), но можно! Осуществите свою давнюю мечту, если она у вас есть, но не навязывайте ее своему ребенку.

— Спасибо большое за полезную информацию и советы для наших читателей. Талантливых вам учеников и благодарных слушателей. Пусть звуки вашей скрипки делают мир ярче, душевнее и радостнее.

Ольга: Я в свою очередь желаю и взрослым, и детям не бояться окунуться в мир музыки, раскрыть свои таланты и узнать тайну скрипки. Ваш мир станет ярче и красочнее!

«Музыкальные» заболевания у детей

Умение владеть каким-либо музыкальным инструментом считалось необходимым компонентом аристократического воспитания в странах Европы. В СССР на уроки в «музыкалку» ходили чуть ли не все дети, и во многих домах было если не фортепиано, так баян или аккордеон, или, как минимум, гитара.

Не изменилось ли отношение к музыкальному образованию в наше время?

Уроки музыки для ребенка

Отношение к музыке изменилось. Вероятнее всего, это связано с изменением отношения к образованию в целом. Многие родители больше не считают важным всестороннее развитие личности ребенка, предпочитая делать упор только на «самое полезное в реальной жизни».

А ведь уроки музыки гармонизируют работу правого и левого полушарий мозга, и не только это. Игра на музыкальных инструментах великолепно развивает мелкую моторику рук, что прямо связано с развитием других функций, включая речевые навыки.

Но довольно веские аргументы есть и у противной стороны.

Многие вспоминают, как они ненавидели уроки музыки в детстве, как это ужасно влияло на их отношения с родителями. Как хотелось заниматься, например, боксом, или просто гонять на велике после уроков, а мама заставляла пиликать на скрипке или барабанить по клавишам старого пианино, разучивая унылые и бесполезные гаммы и арпеджио.

Другие сетуют на то, что занятия музыкой помешали заниматься спортом, что было бы гораздо полезнее для здоровья. Третьи, самые въедливые, указывают на вред, наносимый игрой на музыкальных инструментах здоровью.

Так есть ли риск развития «музыкальных» болезней у детей на самом деле?

«Музыкальные» риски: что нужно знать родителям

Музицирование — занятие непростое. На первый взгляд может показаться — ну что может грозить музыканту? Не горные лыжи, не бокс, не альпинизм. Сидишь себе в помещении и тренькаешь в свое удовольствие, или дудишь.

На самом деле все не так, как кажется при беглом взгляде. У музыкантов полным-полно профессиональных заболеваний. Из 10 музыкантов 8 или 9 сталкиваются со специфическими болезнями. Но, что важнее всего для родителей потенциальных учеников музыкальной школы, более 75% из них впервые сталкиваются с проблемой в юном возрасте.

Врачи полагают, что связано это, по большей части, со следующими факторами:

  • Недостаточное владение правильной техникой игры на инструменте. Во многом это зависит от преподавателя, от его умения правильно «поставить» осанку, руки, дыхание. Но порой проблема в том, что ученики сами пренебрегают советами, объясняя это тем, что «мне так удобнее, легче».
  • Неумеренные по интенсивности и продолжительности занятия. Иногда это связано с амбициями родителей или учителей, стремящихся любой ценой сделать из ребенка «звезду». Часто молодые музыканты сами настолько увлекаются, что готовы репетировать целыми днями, а ночью спать в обнимку с инструментом или партитурой.
  • Пренебрежение другими составляющими гармоничного развития: правильным режимом сна и отдыха, регулярным питанием, физической активностью и специальными упражнениями, помогающими снимать напряжение или развивать правильное дыхание.
  • Недостаточное внимание самого ученика или его наставников к состоянию здоровья. Как правило, первые симптомы расстройства здоровья игнорируются как несущественные.
  • Неправильный выбор инструмента, который должен соответствовать возрасту ребенка, его физическим возможностям. Например, игре на флейте следует начинать учиться с блок-флейты, и на оркестровую можно переходить не ранее чем в 11-13 лет. А на саксофоне до этого возраста и вообще играть не стоит — легкие еще недостаточно развиты.
  • Выбор инструмента без учета состояния здоровья ребенка. Например, игра на духовых инструментах не рекомендуется детям с повышенным внутричерепным давлением, но показана тем, кто страдает астмой.
Читать еще:  Чем полезна бобровая струя для мужчин и женщин

Самые популярные инструменты, их плюсы и минусы

Фортепиано

Усаживать ребенка младше 5-6 лет за пианино точно не стоит, если только он не Вольфганг Амадей Моцарт. Мышцы малыша еще не готовы к тем требованиям, которые предполагает игра на фортепиано. Выработка усидчивости с правильной осанкой, постановка ручек в более раннем возрасте станет слишком большой нагрузкой. Можно приобщать ребенка к пианино в игровой форме: развивать музыкальную память и слух, выучить октавы, запомнить их звучание.

Родители обязательно должны следить за тем, как ребенок сидит за инструментом, не сутулится ли. Необходимо обеспечить его специальным стулом, позволяющим подгонять высоту сиденья под рост ученика.

И едва ли не самое важное: категорически недопустимо заставлять сидеть за клавишами часами, добиваясь беглости игры или безошибочного исполнения пьесы. Ребенок обязательно должен заниматься не только музыкой, но и физическими упражнениями, гулять, встречаться с друзьями, достаточно спать.

Скрипка — один из любимых инструментов музыкально нацеленных родителей. В их представлении ребенок, идущий на урок со скрипичным футляром и папкой нот — идеален. А уж если он способен извлечь из своей скрипочки что-то мелодичнее дверного скрипа — счастью не будет предела.

Конечно, на самом деле все не так радужно. Прежде чем начинающий скрипач «зазвучит» так, что соседи по дому перестанут просить «прекратить издевательство над кошкой», пройдет немало времени. Будут стертые струнами подушечки пальцев левой руки, характерная мозоль на подбородке. А если учитель не поработает как следует над выработкой правильной осанки, то возможны и проблемы с позвоночником, суставами, мышцами.

Играя, скрипач придерживает инструмент подбородком. Шея постоянно повернута влево, плечо приподнято, кисть левой руки напряжена и находится в не самом естественном для нее положении. Нейтрализовать эти негативные моменты можно специальными упражнениями, которыми совершенно недопустимо пренебрегать.

Существует также мнение, что левое ухо скрипачей подвергается повышенному звуковому воздействию, что также может вызвать негативные последствия.

Один из самых любимых детьми и взрослыми инструментов: относительно недорогой, достаточно компактный, привлекательный как для любителей классической музыки, так и для поклонников рока.

Уроки игры на гитаре превосходно развивают мелкую моторику. Начинать занятия можно довольно рано: с 5 лет. Для начала можно выбрать ребенку укулеле — маленькую гитарку, с которой ребенку будет справляться легче.

Необходимо следить за правильностью посадки ученика, за постановкой рук. В начале обучения неизбежны болезненные мозоли на подушечках пальцев левой руки.

Замечательный музыкальный инструмент, позволяющий ребенку не только научиться извлекать чарующие нежные звуки, но и развивать дыхательную систему. Для начала обучения рекомендуется предложить ребенку блок-флейту, на которой он научится извлекать звуки и работать с дыханием. После 11 лет можно пробовать свои силы на более продвинутом инструменте.

Игра на флейте хороша тем, что требует овладеть техникой глубокого вдоха с последующим медленным выдохом. Именно так рекомендуется дышать тем, кто склонен к респираторным заболеваниям, бронхитам, астме.

Кроме того, инструмент относительно недорог и очень компактен — в отличие от фортепиано или контрабаса.

Очень полезно совмещать уроки игры на флейте с плаванием. Плавание тоже помогает научиться правильно дышать, а также этот вид спорта полезен для опорно-двигательной системы и в качестве закаливания.

Игра на саксофоне превосходно развивает дыхательную систему, так как требует хороших легких и умения управлять дыханием. Юных саксофонистов обучают абдоминальному дыханию, которое осуществляется за счет мышц живота. Раньше 11-12 лет вручать ребенку саксофон не следует, так как его легкие еще недостаточно развиты.

Важно следить за техникой игры. От неправильного положения мундштука может испортиться прикус.

Не рекомендуется обучать игре на «трудных» духовых инструментах детей с повышенным внутричерепным давлением. Саксофон тоже относится к этой группе духовых, как и гобой, труба, валторна.

Аккордеон, баян

Игра на этих инструментах — великолепное средство развивать моторику, так как пальцы обеих рук действуют несинхронно, выполняя много быстрых точных движений.

Но вот носить их ребенку лучше не позволять, так как вес инструмента вместе с футляром слишком велик для детской опорно-двигательной системы.

Занятия вокалом для детей

Кто из малышей не любит петь? И это стремление заслуживает поддержки со стороны родителей, потому что петь — полезно. Пение помогает развиваться дыхательной системе, заставляет легкие укрепляться и увеличивать объем вдоха.

Для ребенка более естественна народная манера исполнения, но и академическая не менее полезна.

Пение помогает справиться с заиканием, особенно хоровое. Развитие музыкального слуха у слабослышащих детей приводит к тому, что и физиологический слух становится более тонким.

На что следует обращать внимание: нагрузки на голосовые связки должны быть умеренными, дозированными. Нельзя позволять ребенку петь с больным горлом, при повышенной температуре тела, чем бы оно ни было вызвано.

К абсолютным противопоказаниям занятиями вокалом относится также повышенное кровяное давление, болезни сердца.

Правильно и полезно перед началом занятий пением получить консультацию врачей, педиатра и фониатра.

Главная задача наставников молодых музыкантов — научить их обращать внимание на первые признаки возникающих проблем и не бояться их. Очень важно с самого начала овладевать техниками правильного дыхания, упражнениями для специфических групп мышц, в наибольшей степени подвергающихся нагрузке. Не менее важно уметь психологически расслабляться, а также помнить о технике безопасности, существующей для каждого инструмента.

Нередки случаи, когда ученики музыкальной школы просто из шалости могут изо всей силы дунуть в трубу, направленную в ухо приятелю, например. А звуковая нагрузка при этом невероятно велика. Трубач не зря стоит в оркестровой яме на возвышении, чтобы звук его инструмента разносился выше уровня голов его коллег.

Предупредить проблемы всегда легче, чем потом их решать. Но это вовсе не означает, что не нужно обучать детей музыке. Польза музыкального образования сомнению не подлежит.

Чем полезна игра на скрипке для ребенка

На сегодняшний день доказано, что длительное воздействие сил или дополнительного давления на элементы зубочелюстной системы приводит к морфологическим изменениям лицевого скелета [1; 2]. Кроме того, в процессе формирования аномалий окклюзии у пациента могут наблюдаться существенные изменения в строении как лицевого отдела скелета черепа, так и специфические для той или иной формы аномалии окклюзии изменения постуры в виде нарушения гармонии строения и движения тела, изменения осанки и походки [3]. Одним из этиологических факторов возникновения постуральных нарушений и связанных с ними аномалий окклюзии и заболеваний височно-нижнечелюстного сустава является игра на музыкальных инструментах [4; 5]. По данным исследований, распространенность аномалий окклюзии зубных рядов у пациентов на фоне нарушений опорно-двигательного аппарата выше, чем у физически здоровых пациентов. Так, 62,24% пациентов имеют различные аномалии окклюзии зубных рядов, проявляющиеся на фоне нарушений осанки, что говорит о значимости вынужденного положения тела как фактора возникновения окклюзионных нарушений [6]. В частности, вынужденным положением сопровождается игра на некоторых видах музыкальных инструментов, что обуславливает возникновение профессиональных заболеваний. Это связано с тем, что музыканты во время выступлений и репетиций находятся в состоянии функционального перенапряжения, что может проявляться в виде деформаций лицевого скелета и патологий височно-нижнечелюстного сустава. В научных источниках достаточно широко освещено влияние игры на духовых инструментах на развитие деформаций зубов и зубных рядов [7], однако вопрос о связи морфологических изменений области лица с профессиональной игрой на струнных смычковых музыкальных инструментах изучен недостаточно. В частности, игра на скрипке предусматривает вынужденное положение головы в течение длительного времени, так как исполнитель использует нижнюю челюсть для фиксации инструмента [8]. Кроме того, влияние на зубочелюстную систему происходит и за счёт вибраций, направленных на кость челюсти, возникающих при различных техниках игры [9]. Считаем важным учесть, что обучение игре на скрипке начинается с 6-8 лет, в период активного роста и развития костей лицевого скелета и опорно-двигательного аппарата в целом, что и приводит к возникновению различных деформаций. Также, по мнению ряда ученых, лица, профессионально играющие на скрипке, помимо этого, входят в группу риска заболеваний височно-нижнечелюстного сустава и жевательных мышц, что может повлечь за собой их профнепригодность [10]. Причём с увеличением стажа игры на скрипке достоверно увеличивается разница асимметрии тонуса покоя и контракции жевательных мышц до и после игры на скрипке в сравнении с показателями мышечного тонуса музыкантов, играющих на других музыкальных инструментах [11]. Углубленное изучение влияния профессиональных занятий на скрипке на состояние зубочелюстной системы музыкантов позволит выработать систему профилактики возможных патологических состояний и предложить патогенетический план лечения и реабилитации, что очень важно для их здоровья и профессиональной деятельности.

Целью исследования было выявить степень влияния игры на скрипке на возникновение нарушений осанки, формирование деформаций и аномалий зубочелюстной системы в трансверзальной, сагиттальной и вертикальной плоскостях и определить факторы, оказывающие максимальное влияние.

Материалы и методы исследования

Проведён анализ 17 литературных источников по проблемам здоровья, оказания медицинской помощи и профилактики заболеваний музыкантов-профессионалов, играющих на различных музыкальных инструментах.

Проведено клиническое обследование и анализ фотографий и ТРГ в прямой и боковой проекции 23 человек, играющих на скрипке, в возрасте от 6 до 43 лет (рис. 1).

Проводилось сравнение данных, полученных в ходе клинического обследования и анализа фотографий и ТРГ лиц, играющих на скрипке, с контрольной группой, которую составили 10 обследованных, играющих на других музыкальных инструментах (фортепиано, гобой, домра и др.).

При анализе фотографий в прямой проекции определяли:

1. Углы нижней челюсти справа и слева.

2. Углы, образованные касательными к телу нижней челюсти и средней линией.

3. Наклон головы.

При анализе фотографий в боковой проекции справа и слева определяли:

1. Положение головы.

2. Угол нижней челюсти.

3. Отношение sn-gn:n-gn.

4. Пропорциональность тела и ветви нижней челюсти справа и слева.

При анализе ТРГ в прямой и боковой проекции определяли:

1. Углы нижней челюсти (CoGoMe).

2. Углы, образованные Go-Me и средней линией.

3. Наклон головы по углу, образованному средней линией лица и позвоночным столбом.

4. Соотношения N-Sn:Sn-Gn, Ar-Go:Go-Me.

Рис. 1. Анализ фотографий: 1 – определение гониального угла; 2 – определение угла, образованного касательной к телу нижней челюсти и срединной линией лица; 3 – определение симметричности положения плеч

Результаты исследования и их обсуждение

В результате анализа данных, полученных в ходе клинического обследования с использованием дополнительных методов (ТРГ, фотометрический анализ), были обнаружены типичные изменения у музыкантов, играющих на скрипке: у 70% нарушения осанки и у 48% нарушение симметричности лица (р≤0,05) (рис. 2).

Рис. 2. Частота типичных нарушений у играющих на скрипке, выявленных в процессе исследования

При проведении фотометрического анализа выявили, что у скрипачей левый гониальный угол, являющийся областью, на которую приходится максимальное давление при игре на инструменте, более острый, чем правый (p≤0,05). Также было обнаружено, что средняя величина гониального угла у музыкантов из контрольной группы больше, чем значение левого гониального угла у играющих на скрипке (р≤0,05). В контрольной группе углы слева и справа, как правило, были равны (p>0,05).

При изучении угла, образованного касательной к телу нижней челюсти и срединной линией лица, в среднем его значения слева были больше, но эти изменения были выражены минимально, что и подтверждается статистически (p>0,05).

Нами были выявлены типичные нарушения осанки в сагиттальном направлении, что выражалось в переднем положении головы к туловищу в 70% у скрипачей и в 30% у лиц из контрольной группы (p≤0,05).

Также были обнаружены характерные изменения положения головы в трансверзальном направлении: у 46% скрипачей отмечается наклон головы влево (сочетающийся в 76% случаев с более высоким положением левого плеча), тогда как в контрольной группе наклон головы влево обнаружили только у 10% обследованных (p≤0,05).

Нормальное положение головы было отмечено у 18% скрипачей и у 46% музыкантов из контрольной группы (p≤0,05).

Такая распространённость нарушений осанки в контрольной группе связана с недостаточным вниманием за положением тела со стороны самих музыкантов (или педагогов, в случае когда исполнителем является ребёнок) и не является профессиональной особенностью игры на данных видах музыкальных инструментов. В то время как вынужденное положение головы у профессиональных скрипачей является неотъемлемым условием игры на инструменте.

При оценке пропорциональности лица выявили наличие изменений отношения морфологической высоты лица oph-gn к высоте нижнего отдела лица sn-gn в виде снижения высоты нижней 1/3 лица у 48% скрипачей, тогда как в контрольной группе таких изменений не было обнаружено (p≤0,01).

Читать еще:  Чем полезны ванночки с уксусом для ног

Выявлены изменения пропорциональности частей нижнего отдела лица: у скрипачей отношение в среднем составило sn-sto:sn-gn=1:2,8. В контрольной группе это соотношение было нормальным, т.е. 1:3 в среднем, что достоверно различно (p≤0,05). Полученные результаты говорят о тенденции к формированию аномалий прикуса в вертикальной плоскости, а именно, глубокой резцовой окклюзии/дизокклюзии у лиц, играющих на скрипке (рис. 3).

Рис. 3. Изменения пропорциональности частей нижнего отдела лица

Также обнаружены характерные изменения в пропорциональности тела и ветви нижней челюсти справа и слева: у скрипачей длина тела нижней челюсти слева несколько короче правой стороны (p≤0,05). В контрольной группе таких изменений не выявляется, в среднем при анализе фотографий значения длины тела нижней челюсти слева и справа не отличались (p≤0,01).

Данные ТРГ в прямой и боковой проекции подтверждают результаты фотоанализа. При оценке углов нижней челюсти (CoGoMe), углов, образованных Go-Me и средней линией, наклона головы по углу, образованному средней линией лица и позвоночным столбом и соотношений N-Sn:Sn-Gn, Ar-Go:Go-Me были получены подтверждения результатов, полученных в ходе анализа фотографий .

Также была рассмотрена зависимость степени выраженности деформаций от возраста обследованных пациентов. При расчете степени асимметрии нижней челюсти и отклонений от нормальных лицевых соотношений было выявлено, что степень выраженности морфологических изменений имеет прямую зависимость от продолжительности игры на инструменте и возраста начала обучения (p≤0,05). Так, у обследованных скрипачей, стаж игры которых составлял менее 3 лет, степень деформаций была минимальна, разница между углами нижней челюсти справа и слева имеет наименьшее значение, степень выраженности нарушений осанки незначительна (p≤0,05). В то же время лица, играющие на скрипке более 10 лет, имеют более выраженные отклонения от нормальных параметров и, как правило, имеют сравнительно более существенную асимметрию костей лицевого скелета и значительные нарушения осанки (p≤0,05).

Также имеет значение возраст начала обучения игре на музыкальном инструменте. Развитие неблагоприятных явлений у юных музыкантов приходится на возрастной период 6-19 лет, когда происходит активное формирование опорно-двигательного и челюстно-лицевого аппаратов. В ходе работы было выявлено, что обследованные музыканты, играющие на скрипке с 5-6 лет, к моменту исследования имели более выраженные деформации по сравнению с теми, кто начал обучение в более позднем возрасте (после 15 лет) (p≤0,05) (рис. 4, 5).

В связи с этим возникает необходимость внедрения средств и методов профилактики возникновения аномалий окклюзии и морфологических изменений лицевого скелета у профессиональных музыкантов, играющих на скрипке. В первую очередь, необходимо проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения постуральных нарушений вследствие гипертонуса отдельных групп мышц, вовлекаемых в процесс игры на инструменте. При раннем начале обучения игре на скрипке обязателен контроль со стороны педагогов и родителей за осанкой и положением головы ребёнка во время занятий. Рекомендовано соблюдение режима труда и отдыха с включением в период отдыха гимнастических упражнений для предупреждения перенапряжения мышц спины, головы и шеи. В частности, по мнению различных авторов, целесообразно применять миогимнастические упражнения для профилактики заболеваний височно-нижнечелюстного сустава и предотвращения привычного смещения челюстей. Особенно показана миогимнастика при повышенном тонусе или спазме жевательных мышц, дискоординации сокращения жевательных мышц, чрезмерной подвижности головки нижней челюсти, щелканья в ВНЧС [12].

Рис. 4. Изменение соотношения sn-sto:sto-gn

Рис. 5. Степень выраженности разницы между углами нижней челюсти справа и слева, где голубым цветом отмечена контрольная группа, зелёным группа скрипачей

1. Игра на скрипке оказывает существенное влияние на возникновение нарушений осанки, формирование деформаций и аномалий зубочелюстной системы в трансверзальной, сагиттальной и вертикальной плоскостях.

2. Продолжительность игры на инструменте и возраст начала обучения имеют максимальное значение.

В чем польза от занятий музыкой?

сихологи утверждают, что музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, настолько оно полезно. Широко известно, что в младшей и средней школе Японии музыка – один из основных предметов. Причем занятия музыкой носят там очень серьезный характер. Детей учат игре на музыкальных инструментах, пению, знакомят с национальной и мировой музыкальной культурой.

Насколько прав самый умный народ в мире в своем подходе к обучению музыке?

Музыкальные инструменты и мелкая моторика

Все грамотные родители знают о необходимости развивать мелкую моторику ребенка. Делать это нужно уже с возраста восьми месяцев. Дело в том, что двигательный и речевой центры мозга человека тесно связаны друг с другом. Проекция кисти руки занимает 1/3 часть всей площади головного мозга, отвечающей за движение. Чем лучше ребенок владеет пальцами, тем лучше развивается его речевая способность.

Практически все музыкальные инструменты при игре на них задействуют пальцы рук. Никакая гимнастика не сможет тренировать пальчики так активно.

Самые сложные в этом отношении инструменты – фортепиано и аккордеон/баян. При игре на них активно задействованы пальцы обеих рук. Более того, если в начале обучения ребенок играет каждой рукой поочередно, то потом он учится играть двумя руками сразу, причем асинхронно (каждая рука движется по-разному).

Насколько это важно для общего умственного развития, можно понять, если задуматься, какие механизмы управляют таким сложным двигательным навыком.

У человека доминирует одно полушарие мозга. Поэтому одна из рук ведущая, а вторая «вспомогательная». Заставляя «слабую» руку работать наравне в «сильной», мы даем толчок к более активной работе соответствующего полушария мозга. Оно развивается не хуже «главного» (нейронные сигналы между полушариями распределяются равномерно). Тренированный таким образом мозг быстрее обрабатывает информацию, а значит, работает лучше.

При игре на скрипке и гитаре руки задействованы неравномерно. Если музыкант праворукий, левая (слабая по природе!) рука работает пальцами более активно. Особенно это касается скрипки, ведь правая здесь отвечает только за движение смычка. Переборы и удары о струны на гитаре гораздо проще в исполнении, чем движения левой руки.

При игре на разных духовых инструментах руки тоже могут действовать неравномерно, ведь некоторые инструменты используют пальцы только одной руки. Но малышей учат играть сначала на блокфлейте, где пальчики работают одинаково активно, а переходить на «взрослый» инструмент рекомендуют не раньше девятилетнего возраста.

Духовые инструменты обладают еще одним очень полезным свойством. Оно касается здоровья.

Музыка и здоровье ребенка

С первых минут занятий ребенка учат правильному дыханию; техника дыхания становится объектом тренировки на долгие годы.

Здесь используется так называемый грудобрюшной, или смешанный тип дыхания. Это значит, что диафрагма и легкие, в зависимости от исполнительской задачи (того, какой звук необходимо извлечь), работают поочередно. Игру на духовых инструментах врачи советуют детям, страдающим хроническим тонзиллитом и астмой. Известны случаи, когда астма отступала после нескольких лет занятий.

Не менее полезно при заболеваниях легких пение. Оно развивает дыхательную систему, улучшает дренаж легких. Заниматься пением тоже советуют астматикам.

В профессиональном плане различают академический и народный стиль пения (к нему близок эстрадный стиль). Академический стиль предполагает объемный, «округленный» звук, для извлечения которого в числе прочего необходимо дыхание с опорой на диафрагму. В народном стиле пения звук открытый, «плоский», близкий к разговорной речи. При постановке голоса здесь сохраняют естественный для каждого человека тип дыхания: нижне-реберный, грудной или смешанный. С точки зрения здоровья одинаково полезны обе манеры пения, но народная для ребенка более естественна.

Хоровое пение используют как средство лечения легких форм заикания у детей. Заикающийся ребенок обычно не может ровно произнести первый слог в слове. При пении слова «цепляются» друг за друга, и акцент на первом слоге сглаживается. Ребенок старается подстроиться под других детей, даже если он ошибется, этого не будет заметно. Так снимается психологический дискомфорт.

Как еще музыка влияет на здоровье:

  • Любой вид занятий музыкой благотворно действует на осанку. Положение корпуса, как при пении, так и при игре на инструментах всегда фиксировано. Стоят (или сидят) ровно, нельзя сутулиться, напрягать руки, шею и другие части тела. Учитель никогда не начнет занятий, пока не добьется, чтобы ученик принял правильное положение тела и расслабился. На протяжении урока он будет следить за осанкой. Урок в 45 минут превращается в отличную тренировку.
  • О том, как благотворно влияет музыка на психику человека, известно с древности, и современные исследования это подтверждают. Музыкотерапия – признанный психотерапевтический метод, который используется в лечении и реабилитации детей с соматическими и психическими расстройствами. Агрессивность или истощение нервной системы сейчас не редкость даже у обычных детей. Слушайте с таким ребенком музыку Моцарта, и вы удивитесь, насколько сильно изменится его поведение.

Интересные исследования проводились со слабослышащими детьми. Оказалось, что при развитии музыкального слуха (а это развитие тесно связано с памятью и мышлением) более тонким становится и физиологический слух. Занятия музыкой способствуют расширению реакции мозга на звук, поэтому обычный слух ребенка улучшается.

Музыка и речь

А вы знаете, что музыка очень похожа на речь? Прислушайтесь, ведь музыка не течет непрерывным потоком, а делится на части. В ней есть фразы, они могут быть утвердительными, вопросительными, восклицательными. Есть и предложения. А самая простая музыкальная форма – период – это не что иное, как элементарная форма выражения законченной мысли.

Внимательному слушателю легко обнаружить повторяющиеся фрагменты в музыкальном произведении. Эти повторы, во-первых, облегчают слушателю восприятие музыки, а во-вторых, усиливают ее выразительность, подчеркивают главную мысль произведения (так же как в речи).

Музыка и речь родственны, говорят даже, что музыка предшествовала появлению речи. И родство это глубинное.

Интонация, один из компонентов речи, – основа музыки. В ней зерно всей выразительности мелодии. Интонация способна так окрасить речевую фразу, что ее смысл будет полностью противоречить словам.

Занимаясь музыкой, ребенок постигает эти ее свойства (сначала бессознательно). Его речь исподволь становится более грамотной, структурированной, выразительной. Ребенок не только учиться владеть своей речью, но и тоньше различает оттенки речи других людей, а значит, улучшаются его коммуникативные навыки.

Что обозначают ноты?

Парадокс: музыка сходна с речью и принципиально отлична от языка. Все верно, структурные связи те же, интонационная и ритмическая составляющие на месте, а вот слов в привычном понимании нет. И когда обычному человеку говорят, что пьеса Грига рассказывает о восходе солнца в горах, он разведет руками, потому что может не заметить ни гор, ни солнца.

Музыка отличается от языка тем, что она не объясняет какие-то предметы и явления, а помогает слушателю почувствовать их эмоциональное воздействие. Восторженное чувство полноты жизни разделит даже несведущий слушатель григовского «Утра», а прозрачный горный воздух, первые лучи солнца, пастушьи наигрыши, яркие и чистые гармонические сопоставления, оркестровые краски – это средства, помогающие понять смысл музыки.

Музыка способна не просто раскрыть содержание эмоции, она лучше, чем другие искусства воплощает настроение – самый беспредметный вид эмоции. Более того, она способна показать эмоции и настроения в развитии, в динамике.

Эта обращенность музыки к конкретно-чувственной сфере мышления бесценна. Восполнить недостаток эмоциональной составляющей в современной жизни, научить ребенка сопереживать, сделать его более чутким по отношению к другим людям, – все это может музыка.

Музыка и математика

И вместе с тем музыка – почти наука. Посмотрите на ноты, каждая из них точно обозначает не только отдельный звук и его свойства, но и связи между звуками. Все составляющие части музыки – мелодия, ритм, гармония, лад, – имеют четкую структурную организацию. В этом она схожа с математикой.

Музыка на самом деле развивает математические способности. Есть много понятий, общих для музыки и математики. К примеру:

  • Ритм. Ему подчиняются и числа. Например, понятие кратности ритмично: числа, кратные трем, укладываются в размер ¾.
  • Дроби. Длительности звуков основаны на дробях, их легко перевести в числа.
  • Пропорции. Вот одна из них: если длительности звуков увеличить вдвое, музыка станет звучать в два раза медленнее.
  • Вариации. Числа, как и музыкальную тему, можно записать/показать разными способами.
  • Параллель. В нотной записи пять линеек никогда не пересекаются, так же как «не пересекаются» и разные голоса в хоре, партии разных инструментов в оркестре.
  • Противоположности. Высокое и низкое, быстрое и медленное, многоголосие и одноголосие, — музыка построена на противоположностях, так же как и математика.

Поистине нет больше такой области человеческой деятельности, которая объединяла бы в себе столь противоречивые свойства: быть одновременно непереводимой и в высшей степени логичной и познаваемой!

Развитие ума

Эта парадоксальность музыки наилучшим способом воздействует на умственное развитие ребенка.

За рубежом проводилось много исследований по изучению влияния музыки на IQ. Широко известен так называемый «Эффект Моцарта» (так называется научно-популярная книга Дона Кэмпбелла, вышедшая в 1997 году). Согласно данным Кэмпбелла, в ходе одного эксперимента после 10-ти минутного пассивного слушания сонат Моцарта в группе студентов результат теста улучшился на 62%. Контрольной группе, сидевшей 10 минут в тишине, удалось улучшить результат только на 14%

Научная достоверность таких исследований может вызывать сомнения. Вместе с тем, педагоги и психологи сходятся во мнении, что занятия музыкой укрепляют структуру мозга и развивают интеллект.

  1. Занятия музыкой развивают пространственное мышление, ведь руки при игре выполняют разные функции.
  2. Структурное мышление необходимо для понимания закономерностей строения музыки.
  3. Каждый вид музыкального слуха связан с разными психическими процессами: абсолютный слух – с памятью, относительный – с мышлением, внутренний – с воображением. Развивая слух, мы улучшаем эти качества.
  4. Занятия музыкой задействуют все виды восприятия (слуховое, зрительное, чувственное) и все виды памяти (слуховую, зрительную, моторную, ассоциативную, образную).
  5. Музыканты лучше других умеют выполнять несколько задач одновременно. При чтении нот с листа необходимо помнить о прошлом (то, что уже прозвучало), контролировать настоящее (то, что играешь сейчас), и думать о будущем (что сыграть дальше).
  6. Игра на музыкальном инструменте задействует одновременно аудиальную, моторную и визуальную зоны мозга; сочетание в музыке творческой и математической составляющей заставляет работать оба полушария мозга максимально активно.
Читать еще:  Чем полезна маска для волос из ржаного хлеба

Труд

Даже если ребенок учится музыке «для общего развития», обойтись без ежедневных занятий (в том числе и самостоятельных) не получится. Любое исполнение музыки (пение в том числе) требует навыка, а он формируется только многократными повторениями одного и того же действия.

Многие дети бросают занятия в музыкальной школе после нескольких лет обучения. Как это принято в младшей школе, новичкам домашних заданий задают немного, они не сложные. У ребенка высок познавательный интерес, и он легко преодолевает небольшие трудности.

Позже, когда исполнительский прогресс начинает прямо зависеть от вложенного труда, а в упражнениях зачастую мало нового и интересного, ребенок испытывает желание прекратить занятия.

Очень важно в этот момент понять мотивацию ребенка. Если такое желание связано с ленью, следует настоять на продолжении занятий. Привычка к ежедневному труду, не всегда увлекательному, но обязательному, нужна человеку, если он хочет добиться успеха в жизни. Музыка в этом отношении воспитывает характер и силу воли так же хорошо, как спорт.

Публичные выступления и уверенность в себе

Выступления на сцене требуют точности, порядка и ответственности, ведь концерт нельзя перенести или отменить, и надо быть к нему готовым.

В том числе и психологически. Не все люди от природы наделены любовью к сцене. Страх сцены, по оценкам психиатров, испытывают 95% людей. Он не обязательно связан с особенностями темперамента и характера.

Согласитесь, что владеть техникой публичного выступления полезно людям любой профессии. Маленькие музыканты участвуют в концертах несколько раз в год. Они учатся управлять эмоциями, направлять внимание на содержание музыки, которую исполняют, увлекать за собой слушателей.

Постоянная тренировка укрепит нервную систему, ребенок обретет уверенность в себе, научится быстро адаптироваться к любым жизненным ситуациям.

Гармония и воспитание вкуса

Сравнение гармоничного устройства мира (космоса) с устройством музыкального звукоряда известно нам со времен Пифагора. Выражение «гармония сфер» относится к взаимному расположению Земли, Солнца, планет и звездного неба. Платон развил учение Пифагора: светила занимают каждый свою сферу в космосе (самая высокая – звездоносный небесный круг, самая низкая – Луна), и, двигаясь в пределах этой сферы, издают один из тонов гаммы.

Эти семь звуков гаммы – основа мира, «мировая музыка». По преданию, сыграв их на струнах, человек открывает себе путь для возвращения на небо.

При всей наивности представлений древних греков, они правы в одном – по своему облагораживающему воздействию на человека музыка не сравнится ни с чем. Она воплощает само понятие красоты.

Музыка воспитывает – Человека.

Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство.

В. А. Сухомлинский

Заниматься музыкой не просто полезно, но необходимо. Цель этих занятий состоит вовсе не том, чтобы воспитать музыканта. Она — в воспитании гармоничной человеческой личности.

Развитие творческих способностей детей при обучении игре на скрипке

Разделы: Музыка

В концепции художественного образования Российской федерации на период до 2015 года подчёркивается необходимость выявления художественно одарённых детей, обеспечения соответствующих условий для их преобразования и творческого развития. На систему художественного образования возлагается задача формирования национальной творческой элиты, предполагающая полноценное использование личностно-ориентированных подходов к художественно-образовательной деятельности и к особо одарённым учащимся.

Развитие способностей является крайне важным для формирования особого типа творческого мышления, от которого в XXI веке во многом будет зависеть возрождение духовных ценностей в нашем государстве.

Музыке учили всех аристократов, и русских, и европейских. Музыка- наилучший путь к жизненному успеху. Музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости. Не случайно Альберт Энштейн играл на скрипке, а профессора физики и математики Оксфорда составляют 70% членов музыкального клуба. Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей так трудно играть на рояле на сцене, а Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом. Если посмотреть на успешных людей в любой области и поинтересоваться, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы ненадолго и без особого рвения? Ответ очевиден — конечно, занимались.

В России в XIX веке любительское музицирование было очень популярно и широко распространено. Оркестровое и ансамблевое исполнительство повсеместно было излюбленным занятием, и, таким образом, создавалась благоприятная почва для расцвета и становления целого созвездия талантливых и гениальных композиторов — музыкантов, певцов, исполнителей, зачастую “выходцев из народа”. Быть может, в создании этой благоприятной среды и кроется залог успеха?

В толковом словаре русского языка Ушакова талант определён как “дарование, одарённость, выдающаяся природная способность”. В толковом словаре русского языка (1996 г.) определение сформулировано несколько иначе: “ Выдающиеся врождённые качества, особые природные способности”. По определению Брокгауза и Эфрона “талант- высокое природное дарование, выдающаяся способность к деятельности в какой- либо области: научной, практической, художественной. Молодые учёные из группы, руководимой профессором Ф.С. Веселковым, проделав исследовательскую работу и не удовлетворившись приведёнными выше определениями, решили дать своё, по их мнению, более полное и точное: “Талант – это выдающиеся качества творчески мыслящей личности в какой- либо области деятельности, которые частично могут быть заложены в человеке от рождения, а в основном, формируются развитием его творческих способностей в процессе воспитания, образования, накопления практического опыта”.

Существует ещё один очень важный критерий таланта или одарённости. Это – интерес. Он как лакмусовая бумажка, показывает наличие определённой способности, тягу к конкретной деятельности, в которой человек чувствует себя наиболее адекватным и внутренне свободным. Яркий интерес может привести к удивительным явлениям. Тому много примеров в истории. Например, в 60-х годах XIX в. В Европе концертировал безрукий музыкант Генрих Уптан , игравший на скрипке ногами довольно сложные произведения.

Музыкальная одарённость – сложный комплекс объективных и субъективных факторов. К объективной стороне этого комплекса относятся такие, как музыкальный слух, ритм, память, моторика, координация. Все эти качества могут быть развиты при правильном педагогическом воздействии. Безусловно, в процессе занятий поддаются воспитанию и такие качества, как работоспособность, внимание, воля. Субъективная сторона одарённости- способность активного переживания музыки. Это- суть музыкальной одарённости, то, что определяет в конечном счёте творческую индивидуальность музыканта-исполнителя.

При поступлении в музыкальную школу, дети, конечно, проходят ряд испытательных тестов на способность обучаться музыке. Но не стоит судить о всех музыкальных способностях по первому впечатлению. Ребёнок может сразу и не показать весь свой потенциал возможностей. Все те вступительные испытания, которые проводятся при наборе учеников в музыкальные школы, отражает лишь приблизительную картину способностей детей. Здесь играет роль и недостаточная подготовленность, и волнение. Поэтому необходимо каждому ребёнку дать возможность обучения, в процессе которого и будет ясна картина. И здесь могу с уверенностью подчеркнуть, что для меня, как преподавателя по классу скрипки с более чем 35 летним стажем работы, решающим фактором отбора учащихся в свой класс является прежде всего заинтересованность в обучении на скрипке родителей будущих учеников. Конечно в моей практике были несколько случаев, когда родители непременно хотели из своих детей сделать выдающихся музыкантов, непременно подготовить их к обучению в специальных музыкальных лицеях для одарённых детей, не имея ни малейшего представления о предмете собственных вожделений. Но, в основном, родительский интерес к обучению возрастал по мере накопления ребёнком даже самых минимальным количеством исполнительских навыков игры на скрипке.

Классический афоризм П.С.Столяровского, основателя первой школы-десятилетки для одарённых детей (1933г.) при Одесской консерватории: “Мне не нужны талантливые дети – мне нужны талантливые родители”. Ярлык “фабрика талантов” прочно закрепился за школой им. Профессора Столяровского – первой в Союзе музыкальной десятилетки. Среди выпускников этого талантливого педагога Д.Ф Ойстрах, Е.Г. Гилельс, М.И.Фихтенгольц, Н.М.Мильштейн С.И.Фурер. Советский пианист и педагог Г.Г.Нейгауз говорил о том, насколько для начинающего музыканта важнее иметь хороших родителей, чем хороших учителей. Без помощи родителей процесс обучения ребёнка музыке становится очень сложным.

Для ребёнка, наделённого музыкальным талантом с того самого дня, когда его родители или педагоги осознали это, начинается очень трудное время. Присутствуя на уроках, родители погружаются в тот особый мир взаимоотношений малыша с музыкой, который только и позволяет обучить ребёнка музыке.

Вовлечение родителей в процесс обучения, особенно на его начальном этапе, по мнению знаменитого Шиницы Сузуки, играет критическую роль. Только в гармоничном взаимодействии учителя, родителя и ребёнка может выйти что-то стоящее. Роль родителя, то есть пап и мам, бабушек и дедушек, людей, которые больше всех знают и понимают своего ребёнка, заключается прежде всего в том, чтобы регулярно посещать с малышом все уроки музыки, делать заметки, заниматься с ребёнком дома, а лучше всего самим учиться играть на скрипке, чтобы понять тонкости методики. Далеко не все родители психологически и материально могут поставить в центр обучения развитие музыкальности своего ребёнка или овладение им каким-либо инструментом. Но если есть такое желание, нужно гармонизовать жизнь малыша, придать ей духовный смысл. По сути, мама и папа становятся домашними учителями своего юного скрипача.

Главное в занятиях – образно-эмоциональный настрой. Ребёнок не сможет воспроизвести атмосферу, возникшую во время занятий с педагогом, если дома оставлен один на один с инструментом. В данном случае родитель заменяет педагога в домашних занятиях, отрабатывает полученные на уроке навыки, оставаясь в творческой атмосфере. Впоследствии, когда дети подрастают, они уже настолько погружены в музыку, что продолжают учёбу самостоятельно и с большим желанием. В процессе воспитания учеников немалое значение имеет отношение педагога к труду. Необходимо педагогу и самому любить работать много и внушать постоянно ученикам: чем талантливее музыкант, тем больше он должен трудиться. При этом глубокая заинтересованность во всестороннем и скорейшем развитии ученика приводят к желанию приумножить талант и трудолюбие их обладателя, оставляя за ним при этом право выбора.

Наделённому например, талантом к рисованию человеку предстоит очень много потрудиться, чтобы стать художником. Любой талант, заведомо предполагая огромные вложения труда, и радость приносит огромную, потому что, умножая его, человек познаёт красоту, ему открывается гармония.

Способности развиваются в процессе практики. Повторение-мать учения. И поэтому заниматься каждый день необходимо. Чтобы малыш не забросил скрипку, его нужно вдохновлять. Тут действует “гомеопатический принцип”, потихонечку- полегонечку, но каждый день. Сначала усваиваются простые вещи, навык закрепляется. Главное, чтобы оставалось ощущение, что он учится легко.

Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для развития музыкальной одарённости, т.к. в этом возрасте формируется комплекс ценностей, качеств, потребностей личности, лежащих в основе её творческого отношения к действительности. Помимо музыкальных способностей (музыкальный слух, ритм, память) развивается интерес к учебной деятельности, усидчивость, трудолюбие, творческое выполнение заданий. Высокая самооценка и результативность обучения тесно связаны с позитивным вовлечением родителей в школу. Когда родители вовлекаются в процесс обучения, это может быть мотивирующим фактором для ребёнка. На искренний интерес способны только родители. Кроме того, для малышей они самые лучшие педагоги. Дети, уверенные в любви родителей, быстрее развиваются, с удовольствием стремятся узнать больше, с интересом воспринимают окружающий мир.

Главная задача родителей, если они хотят чему-то ребёнка, — пробудить интерес, тем самым подготовить его к обучению. Родителям необходимо включать записи классической музыки, чтобы вдохновлять ребёнка, учить его пониманию и восприятию музыки, создавать тот самый благоприятный фон. В обязанности родителей входит посещение концертов, музыкальных спектаклей и прочих мероприятий с ребёнком. Важно, в какой среде воспитывается и развивается ребёнок. Позитивный настрой создаётся во время занятий музыкой и в домашних занятиях. Родители должны сделать всё возможное, чтобы вся семья радовалась успехам малыша. Дети учатся на энтузиазме. Их успехи нуждаются в поддержке, а выступления в поощрении.

Большое воспитательное значение в особенности для развития заинтересованности и творческого отношения к занятиям, имеют различные внеклассные мероприятия: классные концерты, шефские концерты в детских садах и общеобразовательных школах, коллективные посещения концертов, выступления на исполнительских музыкальных конкурсах. Дети, активно участвующие в этих мероприятиях, как показывает мой опыт, совершенно по-другому смотрят на свои повседневные учебные обязанности. И совершенно очевидно — успехи в одном деле дают уверенность в других делах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector