Что может быть полезнее чем шутка или смех?

Забавные картинки

«Улыбайтесь» ( М.Блантер — В.Масс, М.Червинский.

Мария Миронова и Александр Менакер, СССР).

Что может быть полезней, чем шутка или смех?! Они нас от болезней излечивают
всех.

Известно всем давно, что вредное явленье — дурное настроенье — достойно
осужденья,

Не стесняйтесь, не смущайтесь, улыбайтесь,

Даже смейтесь, если вам смешно!

И на шутки никогда не обижайтесь.

В жизни надо быть серьёзным, но!

Не сердитесь никогда, не ворчите никогда и других развеселить старайтесь.

Немного слов унылых, один холодный взгляд — и вот уже у милых наметился разлад.

И сразу меркнет свет, и вздохи раздаются, и слёзы тайно льются.

А стоит улыбнуться — и ссоры нет как нет!

Иной на всякий случай хранит суровый вид, мрачнее чёрной тучи, насупившись
сидит,

Боится смеха он, боится острых шуток, весёлых прибауток,

И часто потому так бывает сам смешон!

Не делайте ошибок, пожалуйста, друзья! Без смеха и улыбок на свете жить нельзя!

Мы с вами все порой об этом забываем, усиленно зеваем,

И даже заражаем других своей хандрой!

Умное лицо — это ещё не признак ума.
Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица.
Улыбайтесь, Господа, улыбайтесь, улыбайтесь…
(Барон Мюнхгаузен, тот самый).

Кажется, тут к месту будет стихотворение Агнии Барто о том, что искренняя улыбка творит настоящие чудеса:

Едет, едет Настенька в новенькой коляске.
Открывает ясные новенькие глазки.

Подбегает к Настеньке паренёк вихрастенький:
«Сговориться с Настей вовсе не могу.
Говорю ей «Здрасте!», а она — «Агу!»»

Настенька не в духе — К ней пристали мухи.
Мама на скамейке охраняет дочь:
«Здесь летать не смейте! Вас прогоним прочь!»

Подбегает к Настеньке паренёк вихрастенький:
«До чего она мала — с мухой сладить не смогла!»

И, как взрослый, он вздыхает:
«Эх, Настасья, ничего ты не умеешь, вот несчастье. »

«Погоди, мы поумнеем. — мама отвечала.
— Улыбаться мы умеем, разве это мало?
И сегодня мы как раз улыбнулись в первый раз!»

Соседка Таня, лет пяти, спросила: «Можно мне войти?
Пусть Настенька проснётся! Пускай мне улыбнётся!»

Соседка Нина, лет шести, спросила: «Можно мне войти?
Пусть Настенька проснётся! Пускай мне улыбнётся!»

И Настенька старается — лежит и улыбается.


Есть у Насти старший брат. Ходит он нахмуренный.
Неприятность, говорят, у команды Юриной.

Футболисты, вот беда, были все освистаны.
Что ж, бывает иногда это с футболистами.

От досады старший брат чуть не лезет на стену.
Только тут он кинул взгляд на коляску Настину:

Важно лёжа на спине, тянет ножку Настенька.
Мол, иди скорей ко мне, у меня гимнастика.

Мол, гляди, агу-агу, улыбаться я могу!
Юра тоже улыбнулся, не остался он в долгу.

Непонятно, почему стало радостно ему.


Дождик, дождик хлещет в стёкла. Даже в доме темнота.
Ух, как бабушка промокла: вышла утром без зонта.

Говорит: «Ну, дело худо, мне теперь несдобровать.
Я боюсь, меня простуда не свалила бы в кровать».

Ну, погода, ну ненастье! Но под шум дождя в окне
Спит спокойно внучка Настя, улыбается во сне.

Шепчет бабушка: «Откуда мне на ум пришла простуда?
Нет, здорова я вполне!»

Едет, едет Настенька в новенькой коляске.
Открывает ясные новенькие глазки.

Подбегает к Настеньке паренёк вихрастенький,
Просит он: «Настасья, улыбнись на счастье!»

Милые звериные мордашки вызвали у наших читателей желание поделиться своими улыбками и портретами своих питомцев.

Урок 5. О чем нельзя шутить и от чего зависит успех шутки

Успех любой шутки обусловлен реакцией зрителей на нее. Если в ответ на остроту, анекдот или какое-то комичное замечание вы слышите смех или видите улыбки, значит, шутка удалась. Если же реакция иная – стоит еще поработать над своим мастерством. Однако успех шуток не всегда зависит от техники исполнения или соответствия определенным требованиям, о которых мы уже беседовали (оригинальность, неожиданность, своевременность и т.д.). Огромнейшую роль играет актуальность затрагиваемой темы и сама тема, ведь есть темы, на которые шутить не принято, иначе юмор либо не будет воспринят, либо будет воспринят негативно – как обида, оскорбление, бестактность или нечто подобное.

Из пятого урока вы узнаете о том, на какие темы нельзя шутить, и что значит актуальность темы (мы укажем на три показателя актуальности шуток), а также о том, благодаря чему шутка становится смешной или наоборот. И начнем мы, конечно же, с запретных тем.

Содержание

О чем нельзя шутить

Запретных тем в юморе не так уж много, но знать их нужно обязательно, чтобы не попасть в каверзную ситуацию и не прослыть бестактным и бессовестным человеком.

К темам, которые лучше не затрагивать, относятся:

  • Религия. Вероисповедания людей и то, во что они верят, – вопрос сугубо индивидуальный. Каждый относится к этому по-разному: для одних религия не имеет значения, а для других она может быть смыслом жизни. Нам же не дано знать, к какой категории относится тот или иной человек. Безусловно, шутка на тему религии может прокатить в компании, где все свои, и знают друг друга много лет, но в обществе незнакомцев говорить о вере в шуточном и тем более негативном ключе – табу. Если же вы все-таки затрагиваете тему религии в своих шутках, помните, что шутить лучше о конкретном человеке, но не о его верованиях. Нельзя смеяться над тем, во что верят миллионы людей по всему миру.
  • Страны и государства. Несмотря на то, что сегодня ходит немало шуток о США, Украине, странах Европы и других государствах, шутить на эту тему пусть и не запрещается, но следует крайне внимательно и осторожно. Здесь можно столкнуться с тем же, что и в первом случае: кто-то спокойно воспринимает шутки о своей стране, а кто-то, являясь ярым патриотом, может быть серьезно задет вашей шуткой.
  • Страдания и несчастья других людей. Смеяться над тем, что причиняет боль кому-то другому, – верх бестактности и невоспитанности. Обычно подобные шутки воспринимаются людьми крайне негативно, и, пошутив на такую тему, можете быть уверены, что в следующий раз в данной компании людей (даже одного человека) ваше присутствие будет нежелательно. Ко всему прочему, шутки над несчастьями, совершенно несмешные. Ну и чисто по-человечески: никто не знает, что его ждет в будущем, и тот, кому хорошо сейчас, уже завтра может оказаться в беде, в том числе и в ситуации человека, над которым неудачно пошутил.
  • Физические увечья, недостатки, умственные способности. С этими темами ситуация аналогична предыдущей.
  • Собственное превосходство. Логически продолжая два предшествующих пункта, можно сказать, что не стоит шутить о своем личном превосходстве над другими людьми. Совершенно не важно, чего оно касается: физической силы, интеллекта, материального положения и т.п. Возвышая себя, человек получает прямо противоположный эффект – в чужих глазах он становится ниже. Безусловно, шутки на эту тему сегодня можно услышать довольно-таки часто, но тут уже имеют место индивидуальные особенности каждого отдельно взятого шутника. Если вы хотите создать о себе правильное и приятное впечатление, будьте скромны и не «якайте», выпячивая грудь вперед и говоря, что вы чем-то лучше остальных.
  • Секс. Тема интимных отношений, невзирая на то, что снискала себе большую популярность среди юмористов, должна затрагиваться очень аккуратно. Как и прежде, нам не дано знать степень нравственности своей аудитории, поэтому, пошутив на тему секса, мы рискуем попасть впросак. Кроме того, подобный юмор должен быть уместным и соответствовать ситуации, а сами шутки – преподноситься в нужный момент.
  • Физиология. Здесь имеется в виду совершенно неприличная тема физиологических выделений. Тематика, конечно, не табуирована, но подобный юмор доступен лишь тем, кто умеет шутить действительно мастерски. По большому же счету шутки на рассматриваемую тему зачастую просто-напросто неэстетичны, и вызывают скорее отвращение, нежели смех и улыбку.

О запретных темах в юморе, в дополнение ко всему вышесказанному, мы советуем вам посмотреть видео (вебинар) известного юмориста Павла Воли. Найти его можно по этой ссылке (просмотр начнется с соответствующего момента).

Неподобающие и неуместные шутки вызывают у людей отрицательную реакцию, приводят в замешательство и портят настроение. Старайтесь обходить их стороной – и за здоровую и правильную реакцию можно будет не волноваться.

Но, как и следует полагать, правильная тема – это не единственный нюанс, влияющий на успех шутки. Есть еще несколько пунктов, которым должен соответствовать шутник и юморист. О них и пойдет речь ниже.

От чего зависит успех шутки

Каждый, кто поставил для себя цель развить чувство юмора, должен знать, что именно делает шутки смешными. Ситуации бывают разными, и везде следует производить подстройку, однако представленные ниже рекомендации будут действовать практически всегда и везде.

Чтобы ваш юмор был смешным и вызывал у аудитории радость и смех, необходимо:

  • Знать аудиторию. Одной категории людей шутка может показаться смешной, а у другой та же самая шутка может не вызвать нужной реакции. Знать всех и каждого, конечно же, невозможно, зато всегда можно иметь хотя бы приблизительное представление о компании, где придется шутить. Элементарно: «пацанские» шутки не подойдут для компании, где есть девушки; интеллектуальные шутки с большой долей вероятности не будут восприняты в кругу грузчиков и сторожей и т.д. и т.п.
  • Соответствовать ситуации. Помните, что эффектная шутка – это шутка, прозвучавшая в нужное время и в нужном месте (первый показатель актуальности шутки). Подходите к делу тактично – так вы сможете всегда рассмешить людей, снять напряжение, если обстановка накалилась, или даже подбодрить и поддержать кого-то. Рассматривайте каждую ситуацию критически, чтобы понять, где и когда шутить уместно, а где и когда – нет.
  • Избегать злословия, клеветы, насмешек и обидных шуток. Они лишают юмор его чудесных свойств – он перестает делать людей лучше, сплачивать их, настраиваться на позитив. Юмор всегда должен иметь положительную направленность, в противном случае он будет служить показателем черствости, негативного мышления и отсутствия взаимопонимания с окружающими.
  • Не бояться смеяться над собой. О самоиронии мы уже сказали предостаточно, поэтому просто напомним, что всегда нужно быть готовым посмеяться над своей персоной, «словить» шутку в свой адрес и грамотно (безболезненно и неагрессивно) на нее отреагировать.
  • По достоинству оценивать не только свой, но и чужой юмор. Во-первых, это позволяет находить общий язык с другими людьми, а во-вторых, служит отличным источником вдохновения.
  • Шутить на злободневные темы (второй показатель актуальности шутки). Это очень актуально на текущий момент времени (а значит, и реакция последует быстрее), а также прекрасно разряжает обстановку. Подумайте о том, какие новости и события сегодня в топе. Это может быть забастовка сексуальных меньшинств, отключение электроэнергии по всему городу, чиновник в нетрезвом состоянии и т.п. Лучше всего проводить такой анализ в начале дня, а результаты записывать.
  • Стремиться делать юмор таким, чтобы он балансировал на грани дозволенного (например, социальных норм) и выделялся на фоне юмора как такового. Об этом, кстати, часто говорила великолепная актриса, известная своим остроумием и искрометными высказываниями, – Фаина Раневская. Насколько умело она шутила, вы можете увидеть в передаче «Смехоностальгия» (нужный выпуск находится здесь).
  • Расширять кругозор. Бедность кругозора – одна из самых серьезных проблем юмористов. Все шутки творятся из фактов, парадоксов, жизненных наблюдений и неожиданных сопоставлений, искусно облаченных в культурную форму. Эрудиция же позволяет не просто придумывать десятки и сотни шуток, но и касаться совершенно разных тем, благодаря чему эффективность юмора многократно возрастает. Заметим, что множество известных команд КВН нередко выходили в лидеры и добивались побед благодаря тому, что умело шутили на малодоступные темы.
  • Учиться шутить на любую тему. Ещё в 1999 году известный сценарист и телеведущий Михаил Марфин сказал: «Если мне нужно придумать шутку о том, как обвешивают в магазине, я к вечеру ее придумаю». Точно так и А. П. Чехов когда-то говорил, что хорошего писателя отличает умение писать рассказы о банальнейших вещах, к примеру, о чернильнице. Имейте это в виду, и упражняйтесь на досуге, придумывая шутки о зубных щетках, поездках в маршрутках и метро, обвешивании в магазинах и т.п.
  • Чаще шутить о том, что близко и понятно большинству людей (третий показатель актуальности шутки). Глубокомысленный и сатирический юмор – тема для профессионалов. А «народные» шутки и хохмы всегда в цене среди огромного количества любителей вдоволь посмеяться.
  • Обходить стороной избитые и заезженные шутки, часто звучащие в юмористических телепередачах (КВН, Comedy Club и других) или просто находящиеся в обиходе много лет. В некоторых случаях, если ситуация позволяет и шутка, как говорится, будет в тему, пересказывать чьи-то шутки допускается, но злоупотреблять этим не стоит.
Читать еще:  Чем полезна халва и как правильно ее есть

Следование этим советам уже само по себе делает остроумные высказывания смешными и поднимающими настроение. Многое, естественно, будет зависеть от вашего личного обаяния и харизмы, но большая часть работы все-таки будет сделана за вас. Не придумывайте велосипед – лучше уделите время придумыванию и продумыванию самих шуток. И на эту тему у нас тоже есть ряд замечательных рекомендаций.

Рекомендации начинающим шутникам

Чтобы всегда быть душой компании и генератором хорошего настроения, чтобы блистать остроумием и чувством юмора, возьмите на вооружение следующие приемы:

  • Продумывайте и ищите материал для шуток
  • Находите темы для разных категорий слушателей и ситуаций
  • Воздерживайтесь от шуток, в безобидности которых вы не уверены
  • Тренируйтесь в написании и рассказывании коротких шуток и историй
  • Читайте больше анекдотов и учитесь рассказывать их перед зеркалом
  • Используйте в шутках игру слов и эффект неожиданности
  • Убеждайтесь в том, что шутка смешная (если шутка не смешна вам, он не будет смешна и вашим слушателям)
  • Сопровождайте свою речь жестикуляцией (иногда, чтобы рассмешить кого-то, можно даже рисовать картинки на бумаге или доске для письма)
  • Развивайте уверенность в себе
  • В непредвиденных ситуациях не бойтесь импровизировать
  • Оттачивайте свое мастерство юмориста на родных, а уже потом переходите к друзьям и знакомым
  • Анализируйте увиденные и услышанные шутки, анекдоты, комичные истории, находя в них смешное и забавное
  • Записывайте юмористические цитаты известных людей – это позволит не только рассмешить, но и произвести впечатление и прослыть интеллектуалом
  • Читайте литературу, из которой можно почерпнуть материал для остроумных шуток, например, произведения М. Мишина, Г. Горина, М. Зощенко, А Аверченко, А. Чехова, Я. Гашека и других отечественных классиков

Не стоит думать, что искусство юмора доступно только отдаренным людям. Быть смешным может любой человек, нужно только знать, как научиться шутить, и работать над собой. Не бойтесь экспериментировать и делать новые шаги, соединять оригинальные идеи и неожиданные повороты, жонглировать словами и забавно рифмовать, переворачивать слова и менять местами буквы. Даже у самых именитых юмористов бывают ситуации, когда их шутки «не заходят», что уж говорить о том, кто только начинает юморить и остроумничать. Главное – смело идти вперед и набираться опыта, а для плодотворной работы у вас уже есть все, что нужно…почти.

Наши уроки юмора заканчивает шестой урок, посвященный формам комического – тем формам, в которых вообще принято преподносить шутки. В финальном уроке мы поговорим о том, что такое стендап, миниатюра, скетч, one man show и т.д. Несмотря на то, что материал будет носить преимущественно ознакомительный характер, он окажет вам существенную практическую поддержку.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Наука создания смешных шуток: почему мы смеемся и над чем

Смех, говорит монах Вильгельм в «Имени розы», присущ одному только человеку — это признак его разумности. Правда, Вильгельм ошибается, хотя это предположение восходит еще к Аристотелю. Улыбка смягчает сердца. Каждый может шутить, если поймет, как это делать. «Театр истерии», физиология смеха, теория смеха, а еще удивительный гид по конструированию посредственных шуток — в материале «Ножа».

«Мужчина из Абдеры заметил бегуна, которого только что распяли. „Боги, теперь он действительно летит“, — сказал он». Это шутка довольно бородатая — древнеримская. Юмор о распятиях с тех пор вышел из моды, но сам смех не стареет.

Электрическая улыбка и щекотание обезьян: как изучали смех

С физиологической точки зрения одним из первых смех начал исследовать Гийом Дюшен в середине XIX века, он же, считай, изобрел неврологию.

Когда видишь прекрасную улыбку любимого человека, помни, что она тебе не принадлежит: это улыбка Дюшена!

Так ее называют, потому что Дюшен первым описал, какая улыбка считается искренней: она поднимает не только уголки рта, но и щеки и собирает веселые морщинки вокруг глаз. Дюшен думал, что подделать ее невозможно, но он не знал нас, людей будущего. Исследования показали, что мы можем имитировать искреннюю улыбку (по крайней мере, в статике).

Исследуя мышцы человеческого лица, француз подключал к нему электрический ток и делал бомбические снимки — а вот его любимая модель.

Источник

Ученые XIX века были очарованы человеческими эмоциями. Например, психиатр Жан-Мартен Шарко организовал так называемый Театр истерии; он устраивал замечательные публичные лекции и импровизированные интервью с больными. Шарко, правда, специализировался на истериках, но и у истеричных бурного смеха хватало. Художники не без удовольствия изображали замечательные хэппенинги.

Конечно, смеется не только человек. Неправы были древние греки: животные тоже умеют смеяться. Во время игры хихикают дельфины. Смеются крысы, если их щекотать или заставить играть. Хохочут обезьяны, иногда над нами — когда кидаются фекалиями.

Говорят, Дарвин, когда писал «Выражение эмоций у людей и животных», щекотал обезьян, чтобы убедиться, что они смеются. Ну и веселились же они, наверное, когда бородатый старец тыкал им пальцем в ребрышки! Дарвин рассказывает, как выглядят эмоции у собак, лошадей, обезьян, у его собственных детей в несознательном возрасте. Вслед за Дюшеном, срисовывая иллюстрации с его фотографий, он подробно описывает, как движутся лицевые мышцы при улыбке.

Рот, легкие и мозг: как устроен смех

Так что происходит, когда ты улыбаешься, душа моя? Движется твое лицо. Большая скуловая мышца растягивает рот вверх и в стороны, малая скуловая тянет верхнюю губу. Помогают разомкнуть губы мышца, поднимающая верхнюю губу, и мышца, опускающая нижнюю, — последнюю, кстати, можно подрезать при параличе нижнечелюстного нерва, чтобы сравнять улыбку. Круговая мышца глаза образует складки вокруг глаз (я вижу улыбку Дюшена, и я тоже улыбаюсь).

Веселье рождается в твоей груди. Ты резко выдыхаешь воздух, напрягается грудная клетка и брюшная полость, сокращается диафрагма. Легкие и дыхательные пути сжимаются, в пищеводе и желудке нарастает давление. Твой вдох проходит сквозь гортань, заставляет вибрировать голосовые связки, и я слышу твой смех.

Веселье рождается в твоем уме. Исследование показало, что шутка словно бы прошивает твой лоб: левая половина лобной доли анализирует, шутка это или нет, а правая — смешно или не смешно.

Согласно тому же исследованию, если повредить одну часть лобной доли, человек не врубается в концепцию шутки, а если вторую — его начинает веселить любой несовпадос в словах, включая рифму «палка-селедка».

Смех — область парадокса: мы осознаем, понимаем шутку, но мы смеемся непроизвольно. Чтобы поржать три секунды, человек активизирует целую нейронную сеть. То, что описано выше, понимает шутку, а смех запускается в лимбической системе.

Где нам смешно

Угореть с братюнями: смех — социальное явление

Технически говоря, у человека не один смех, а два. Люди смеются, когда их щекочут, и над фильмами Вуди Аллена (хотя щекотка убедительнее).

Ученые разделяют «добровольный», социальный смех (Вуди Аллен) и «непроизвольный» (щекотка). Например, гипоталамус гораздо активнее, если человека щекотать, чем если читать ему вслух «Трое в лодке, не считая собаки». Хотя книжка смешная.

Точной информации, зачем мы смеемся, нет. Первая гипотеза гласит: мы смеемся, когда столкнулись с чем-то неожиданным, но оно неопасно. Вторая: мы смеемся, чтобы сообщить — неопасно. Возможен и средний вариант: мы смеемся, когда столкнулись с чем-то неожиданным, но оно неопасно, наш смех «заряжает» смехом сородичей и снижает шанс, что опасными сочтут нас. Так смех оказывается поведением, которое подкрепляется социальным вознаграждением.

У смеха есть действительно очень сильная социальная функция — довольно примитивная: сигнализировать «хорошо» и убеждать в этом других. Исследователь Роберт Провайн посвятил всего себя наблюдениям, чтобы собрать для нас разную информацию о веселье. Например, в одном из исследований он заставил 28 учеников вести дневник — записывать, когда они смеются. Еще 22 регистрировали, когда они улыбаются, и 22 — разговор.

Оказалось, что люди в 30 раз чаще смеются в компании, чем одни. Улыбаются всего в шесть раз чаще, а разговаривают вообще в четыре (о боже, в одном из четырех случаев у говорящего вообще нет собеседника).

Еще из неожиданных наблюдений Провайна: тот, кто говорит, смеется на 46 % чаще, чем слушатель, и даже не замечает, что смеется над собственными шутками. Только 10–15 % комментариев, над которыми угорают в диалоге, хотя бы чуть-чуть смахивают на юмор. В остальных случаях люди хохочут после фраз вроде «Приятно повидаться», причем используют смех как знак препинания: вопрос или конец фразы — затем хохот. Женщины смеются на 126 % больше, чем мужчины.

Читать еще:  Цикорий растворимый полезные свойства и противопоказания для женщин

Смех по Провайну — монета, которой люди оплачивают разговор. Они не озвучивают: «Наша коммуникация приемлема, и я хочу это показать», а вместо этого смеются.

Нет другого — нет веселья. Изобретатели закадрового смеха согласны полностью.

Наша интонация меняется в зависимости от того, с кем мы смеемся. Другие люди тоже это улавливают.

В одном из исследований участникам дали послушать коротенькие аудиозаписи — обрывок непонятного диалога и смех. В 61 % случаев слушатели угадывали, смеются на записи друзья или незнакомцы. В среднем проще всего опознать пары «женщины-друзья» или «мужчины-незнакомцы».

Что-то такое люди сигнализируют друг другу смехом, что их уши легко угадывают. И наоборот: когда уши слышат смех, хочется подавать ответные сигналы. Не обязательно смехом.

В 2015 году ученые провели опыт, в который включили 112 студентов Оксфорда, три видео — стендап Майкла Макинтайра, милые виды джунглей и зверюшек, инструкция по гольфу — и рассказ о себе.

Оказалось, что после веселья люди довольно откровенны. Но это замечает наблюдатель, а не они сами. Участники не отдавали себе отчет, что говорят о себе больше, чем могли бы.

Ученые приводят примеры утверждений высокой степени интимности: «В январе я сломал ключицу, упав с шеста во время танца», «Половина моих любимых фильмов — к стыду моему, фильмы Disney» и «Сейчас я живу в нищете (с мышами!)».

В общем, мы создаем смех, а смех нами манипулирует.

Теория смешных шуток: базовый курс

Теория смеха — не самая смешная штука, если исследователь не приводит примеры. Пока одни ученые вгрызаются в смеющийся мозг, показывают стендапы, щекочут мышей и приглашают клоунов на ЭКО, другие анализируют шутки и пытаются построить общую концепцию: что делает шутку смешной. О техниках остроумия пишет даже Фрейд. Он же пытается вывести всеобщие правила юмора: усиление, работа со словесным материалом, двусмысленность…

Основными теориями смеха — то есть теориями, почему шутки смешные, — считаются три. Теория несоответствия ожиданиям , попросту говоря, «нежданчик». Теория превосходства , которая восходит к Аристотелю через Гоббса — она предполагает, что мы смеемся от злорадства, потому что мы классные по сравнению с другими или нами раньше. Теория переживания гласит: человек сбрасывает психологическое напряжение, когда смеется.

Первая скорее объясняет «почему», а не «зачем», поэтому она при ближайшем рассмотрении поможет конструировать смешные шутки. Или хотя бы несмешные.

С теорией несоответствия ожиданиям связана семантическая теория юмора Виктора Раскина. Он полагает, что текст можно характеризовать как шутку, когда соблюдены два условия: в тексте сочетаются два различных сценария, контекста; эти два контекста в определенном смысле противоположны или противопоставляются.

Как текст, который подпадает под два условия и, следовательно, является бомбической шуткой, Виктор Раскин рассказывает анекдот: «Доктор дома? — прошептал пациент с больным горлом. Молоденькая жена доктора в ответ шепчет: «Нет. Входите».

Еще один исследователь, Том Витч, уточняет теорию Раскина. С его точки зрения, юмор содержит два семантически несовместимых элемента: один социально нормален, другой представляет собой нарушение порядка, каким мы осознаем его — законов природы, социума и морали.

Витч приводит такую шутку: «Мамочка, мамочка, что такое правонарушитель? — Заткнись и передай мне лом!»

«Субъективный моральный порядок», который предполагает, что мамочка по первому крику объясняет сыну, что такое хорошо и что такое плохо, — нарушен. Слушатель хихикает. Правда, негромко.

Кстати, «субъективный моральный порядок» может быть и лингвистического толка, когда слова оказываются не тем, чем кажутся. Например: «Штирлиц шел по лесу и наткнулся на сук. „Шли бы вы домой, девушки, — сказал он, — война все-таки“».

Особо отметим: шутки основываются на нарушении порядка, каким мы осознаем его . Отсюда вытекают два правила, почему в теории ваши шутки проваливаются:

  • Ваша шутка нарушает некий порядок, которого слушатель не знает или не осознает. Если левая часть лобной доли еще худо-бедно понимает, что это шутка, то правая не понимает, над чем тут смеяться. Пример: «Заходит аргон в бар и заказывает пиво. Бармен: „Мы инертные газы не обслуживаем“. Аргон не реагирует».
  • Ваша шутка нарушает порядок, который слушатель порядком не считает. Серьезно, может, мы отдадим жизнь за ваше право шутить над чем угодно, но смеяться над этой херней не подписывались. Пример: «Старушки на скамейке: „Везет же Ивановой! Муж, любовник! А вчера еще и изнасиловали!“»

Как говорил писатель Элвин Уайт, «анализировать юмор — всё равно что препарировать лягушку. Мало кому интересно, а лягушка от этого умирает». И все-таки с гордостью представляем вам:

Дисклеймер: относительным противопоказанием для использования руководства является трезвая аудитория. Изберите бесстрастную манеру подачи либо освободите свою правую руку для применения в качестве орудия жестикуляции. В случае успешного применения сучки любого пола сами лезут на вас. Да начнется оргия!

1. Сочетайте яркий факт с избыточными деталями

Изберите детали абсурдные либо, наоборот, преувеличенные. Яркий факт лучше расположить в начале или первой трети шутки.

«Как-то мою сестру укусил лось. Она в это время выцарапывала свои инициалы на лосе концом зубной щетки, которую ей дал ее деверь, дантист из Швеции».

— Монти Пайтон

«Не открывайте дверь вашего скрытого потенциала! Вам это не понравится. Всё, что там будет, — это маленькая облезлая серая кошка с диареей, сидящая на матрасе с торчащими пружинами. С выпученными глазами. Мяукающая на тебя. МЯУ. И курит, скорее всего».

— Дилан Моран

2. Сделайте ваши тезисы парадоксальными

Парадокс можно основать на смысле тезисов, значении отдельных слов или возмутительном противоречии ваших слов всему, что мы любим и верим.

«Что, если я потеряю работу? Ненавижу свою ******** [чертову] работу, но что, если я ее потеряю?»

— Дилан Моран

«Перестань быть педиком и отсоси этот *** [член]!»

— Луи Си Кей

«Я сказала племяшке, что каждый раз, когда она проигрывает, ангел заболевает СПИДом. И знаете что? Она побеждает!»

— Сара Сильверман

3. Работайте со стилизацией

Описывайте драку в духе библейских мифов, а получение докторской степени — в терминологии дворовых гопников.

«Тогда святой Атилла поднял ручную гранату в руке и возгласил: „Благослови, Господи, свою ручную гранату, каковою можешь Ты в своей милости разносить врагов Твоих на маленькие кусочки“».

— Монти Пайтон

«Волчица ты. Тебя я презираю. К любовнику уходишь от меня. К Птибурдукову от меня уходишь. К ничтожному Птибурдукову нынче ты, мерзкая, уходишь от меня. Так вот к кому ты от меня уходишь! Ты похоти предаться хочешь с ним. Волчица старая и мерзкая притом!»

— И. Ильф и Е. Петров, «Золотой теленок»

Если слушатели даже не улыбнулись, очевидно, это провал. Если сильно переживаете, отползайте. Или сделайте вид, что не шутили вовсе. Да, вот это все вы сказали всерьез. Утешайте себя: некоторые люди не понимают шуток. Чувство юмора — это драгоценность, вот вы и не тратите его куда попало.

Чувство юмора и здоровье: почему мы смеемся и на что это влияет

Что эффективнее, если требуется рассмешить человека: хорошая шутка или неистовый заразительный смех? Учёные косвенно подтверждают, что второй способ будет более действенным. Если у тебя нет чувства юмора, то это не значит, что ты никогда не будешь смеяться, потому что сам смех — понятие более сложное, чем шутки на любом стендап-концерте. Рассказываем, какие есть особенности у нашего хохота.

Социальные и физиологические механики

Чувство юмора и смех могут быть совершенно не связаны друг с другом. Ведь смех может быть вызван совершенно не юмористическими ситуациями, например, в случае так называемого нервного смеха. Дети также подтверждают эту мысль, ведь они смеются в достаточно раннем возрасте, а чувство юмора развивается у человека заметно позднее. Всё дело в том, что смех — это наследие нашего животного прошлого и социальное явление нашего прогрессивного настоящего.

Давай вспомним, над чем смеются дети в раннем возрасте. Над неожиданно возникшей смешной игрушкой (но почему она для них смешная?), над мамой, внезапно раскрывающей руками своё лицо с внезапным «ку-ку» (но разве это смешно?), или над папой, бегущим за ребёнком по комнате (ситуация комична разве что только со стороны). Всё это сопровождается непринуждённым, искренним и звонким смехом ребёнка. Нас смешат ситуации, обыгрывающие тревогу и состояние страха, — все эти внезапности для ребёнка сродни лёгкому испугу, который, на самом деле, не таит опасности. Это можно сравнить с тем, как мы пугаем своих знакомых, а они после лёгкого вздрагивания, скорее всего, засмеются или будут говорить, как мы их напугали, но с улыбкой на лице. То же самое и с чувством юмора. В чём секрет удачной шутки? В необычном финале, в неожиданности, а это тоже очень близко к испугу. Можно сказать, что смех сам по себе — это реакция на отрицательное действие, обернувшееся положительным исходом.

К тому же смех рождается не только в голове — от чувства юмора или желания смеяться вместе. Грудная клетка участвует в этом процессе не меньше. Это как в случае с речью: мы можем говорить не только потому, что научились наделять слова смыслом, но и потому, что нам это позволяет наше умение управлять своей грудной клеткой, дыханием, из которого мы и извлекаем слова. Делаем это мы с помощью плавных движений грудной клетки — другие виды млекопитающих на это просто не способны. А во время смеха эти межрёберные мышцы начинают сокращаться очень часто, что можно сравнить с быстрым надавливанием на грудную клетку (порой это может приводить к спазмам, что вызывает беззвучный хохот). По сути, это и есть смех. При сильной радости могут быть задействованы и другие типы мышц: могут расслабляться мышцы конечностей (отчего мы иногда даже руку не можем поднять при приступе хохота) и сокращаются мышцы слёзных желёз (смех до слёз).

Кстати, на фоне особенностей нашего организма существует миф о том, что другие животные смеяться не могут. Да, смысл шутки они могут не оценить, но щекотка действует на обезьян так же, как на нас. Даже крысы, оказывается, боятся щекотки. Учёные проводили исследования на эту тему, выяснив что при щекотании они издают звуки, которые находятся вне нашего слухового диапазона. Эти же звуки крысы издают, когда играют друг с другом.

Зато наш слух способен различать настоящий и ненастоящий смех. Об этом говорит Софи Скотт, занимающаяся изучением смеха и всего, что с ним связано. Вот две записи её радостного хохота, из которых ты без труда выберешь ту, которая является неискренней его имитацией:

Первый определённо фальшивый, или, как его иногда называет исследователь, социальный смех, который используется при налаживании контакта. То, что очевидно для тебя, совершенно непонятно для ребёнка, — в другом исследовании Скотт пришла к выводу, что с возрастом гораздо проще различать варианты смеха. При этом она изучила участки мозга, которые «включаются» при обработке разных звуковых дорожек. При прослушивании искреннего смеха у нас больше задействованы участки, отвечающие за обработку звуков, так как это уникальные, ранее не встречавшиеся нам звуки, а при ненатуральном — те, что отвечают за обработку информации, потому что мы, ощущая неискренность такой реакции, пытаемся определить её причины. При этом ненастоящий смех характерен тем, что в его извлечении больше участвует нос, чем при искреннем хохоте. Так что если кто-то гнусавит при реакции на твою шутку, то он, скорее всего, лицемерит или болен гайморитом.

Читать еще:  Что полезно и может расти на балконе?

И смех, и грех, и секс

Смех был не всегда одинаково позитивной реакцией в обществе. Безобидное, казалось бы, выражение «и смех, и грех» раньше относилось к греховности человека. Сейчас мы его используем для описания ситуаций, в которых сама положительная реакция не очень уместна, но несколько веков назад смех считался первой ступенью на пути к греху. Есть другие варианты поговорки, говорящие об этом: «Где смех, там и грех», «Мал смех, да велик грех». Смех относился в религии не к греху земному, но греху нравственному, так сказать, связанному с получением удовольствия. Поэтому нередко церковь приступы смеха называла нашествием бесов в тело человека.

Прямое отношение к греху смех всё же имеет. Во время секса и смеха в организме человека происходят одни и те же реакции. Не только потому, что оба эти действия сопровождаются выбросами эндорфина, но и самой схемой процесса: учащённое дыхание, ускорение кровообращение, сокращение мышц и последующее расслабление. Бесконечный стресс для организма. Более того, исследователи из Торонто подтвердили эту схожесть, определив, что у женщины во время секса и во время смеха задействуются одни и те же участки мозга. Так что, если тебя преследуют неудачи в сексуальной жизни, посмеяться над собой будет полезно по многим причинам.

Сам пошутил — сам излечился

«Смех продлевает жизнь» — это слишком общее заявление, преувеличивающее значение положительных свойств смеха, но они всё же есть. Британский медицинский журнал опубликовал масштабное исследование специалистов из Бирмингема и Оксфорда, которые изучали влияние смеха на пациентов. Они выяснили, что смех снижает болевой порог и жёсткость артериальных стенок, что уменьшает вероятность инфаркта (учёные подшучивают сами над собой, говоря, что в свете этой информации чтение рождественского выпуска Британского медицинского журнала добавит читателям несколько лет жизни). Смех положительно влияет и на пациентов с хронической обструктивной болезнью лёгких, улучшая функции дыхательных органов, а продолжительный смех помогал сжечь 2000 калорий и даже снизить уровень сахара у пациентов с диабетом. 36% женщин, которых после ЭКО развлекал клоун, забеременели. У другой контрольной группы при сравнении успешные случаи составили всего 20% успеха. Больничная клоунада, кстати, достаточно распространённое явление не только в детских больницах.

Но смех не для всех одинаково полезен. В ходе этого же исследования выяснилось, что одна пациентка с синдромом учащённого сердцебиения умерла после интенсивного хохота. А также смех может вызывать приступы астмы, развитие грыжи и недержание мочи. Но своё исследование учёные всё-таки заканчивают шуткой и говорят, что им ещё предстоит исследовать, «могут ли плохие шутки ухудшить самочувствие, вызовет ли сухой юмор обезвоживание организма и приводят ли безвкусные подколы к искажению чувства вкуса».

Остроумие для чайников: самоучитель, который превратит любого зануду в первоклассного шутника

Несколько простых приемов, помогающих рассмешить окружающих до коликов.

12 сентября 2019

Нет такой девушки, которая, составляя список базовых требований к парню своей мечты, забыла бы упомянуть наличие чувства юмора. Впрочем, ты и без этого знаешь, что быть самым остроумным в любой компании — очень приятно и почетно. Как и всякое другое умение, способность шутить можно развить. Чувство юмора всего лишь хитрая мышца, которую можно накачать. Возможно, с помощью нашей статьи ты успеешь это сделать уже к следующемупляжному сезону.

5 верных способов сказать смешное

Юмор только кажется свободной, спонтанной и буйной формой творчества. Если же стереть с лица глупую улыбку и с серьезным видом проанализировать, что именно вызывает смех, можно вычленить готовые формулы смешного. Вот самые распространенные и наиболее простые в применении из них. И хотя все они б/у, если ты возьмешь их на вооружение, это здорово поможет твоему ч/ю.

1 Их поменяли местами

Самый механический и простой способ создать шутку (или хотя бы ее подобие) – поменять местами два каких-нибудь элемента. Это могут быть буквы в слове ( президент — дрезипент ), буквы в словосочетании ( потные руки — ротные пуки ), слова в предложении ( попасть с расстояния сто метров в глаз белки — попасть в сто метров с расстояния белки ) и пому тодобное ( Федор Конюхов — конюх Федоров ). Главный секрет в применении этой формулы — быстрота. Услышал подходящую для перевертыша фразу, тут же ее перевернул – заработал улыбку ( «И не забудь помыть посуду и выбросить мусор!» — «Хорошо! Посуду выброшу, мусор помою!» ). Конечно, 99% твоих перевертышей окажутся бессмысленной чушь­ю, но даже ерунда может вызывать положительные эмоции. Любая скучная новость из программы «Время» заиграет, если в ней будет участвовать дрезипент Ведмедев.

2 Новое слово в…

Сотни фразеологизмов, которыми ты постоянно пользуешься, настолько затерлись от употребления, что ни ты, ни твои собеседники не замечают их. Сдуй с них пыль, заменив одну из износившихся деталей на новую. Вместо «беситься с жиру» говори « беситься с холестерина », вместо «метод кнута и пряника» — « метод кнута и пиццы », вместо «склеить ласты» — « склеить лыжи (ботинки фирмы «Скороход») ». Обрати внимание: чем более уместна замена, тем веселее получается. Если ты заменишь в выражении «божий одуванчик» название цветка на «бао­баб», особенно забавно это будет звучать в случае, когда размеры старушки приближаются к габаритам упомянутого дерева.

Прямой смысл слов и выражений — богатое поле для шуток. ( «Как ты после вчерашнего?» — «Как огурчик! Зеленый, и на груди появились какие-то подозрительные пупырышки». ) Суть этого метода — не обращать внимания на контекст и обстоятельства, а сосредоточиться на какой-нибудь одной, пусть и не очень значимой детали ( «Подержи дверь» — «Думаешь, если ты отпустишь, она куда-нибудь убежит?» ). Прислушайся к повседневной речи — ты диву дашься, сколько поводов для подобных глупых шуток скрыто почти в каждой фразе ( «Ты опять опоздал на два часа! Как это называется?» — «Гм… Сдаюсь. Ну и как это называется? Первый раз слышу эту загадку!» ).

4 Да побольше, побольше!

Если ты внимательно нас читаешь, то наверняка заметил, что мы уже сорок миллиардов раз использовали в нашем журнале прием комического преувеличения. Как заметил однажды комик Билл Косби, в математике 1 + 1 = 2, в юморе 1+1 = 11 ( «Давно нас ждешь?» — «С сентября. 1989-го года» ). Ты и так частенько привираешь, сделай еще шаг и начни врать в квадрате: «Я так испугался этого шороха, что даже мои соседи поседели!» Кстати, формула «что даже соседи чего-то там» довольно продуктивна. Запомни ее и применяй при каждом удобном случае ( «Я в тот день так напился, что даже мои соседи встали наутро с головной болью» . «Он столько весит, что даже его соседям пришлось сесть на диету» ).

5 Оригинал штампа

Еще один алгоритм построения шутки — перевернутое с ног на голову клише: пословица, изречение, цитаты из песни или фильма и т. д. Это не самый простой из способов (придется напрячь воображение), но и не самый сложный (у тебя есть печка, от которой следует плясать). В начале шутки ты берешь для разбега известное всем клише, затем, оттолкнувшись от него, прыгаешь и приземляешься совсем не там, где тебя ждали.
«Я готов отдать правую руку, лишь бы научиться играть на гитаре!»
«Я готов отдать правую руку, лишь бы стать инвалидом!»
«Я готов отдать правую руку, лишь бы стать левшой!»
«Я готов отдать правую руку. У меня их все равно три».
Уверены, ты и дальше сможешь продолжить эксплуатацию этого клише одной левой.

У кого мы собезьянничали юмор

Еще в 1932 году психолог Ф. Гудинаф выяснил, что чувство юмора — навык врожденный, а не перенимаемый у взрослых, как речь или привычка курить после секса. Слепоглухонемые младенцы в его опытах смеялись от щекотки наравне со здоровыми. Но так как у ученых в то время не было ни сегодняшних денег, ни ложного ощущения значимости их работы, идеи Гудинафа должного развития не получили.

Серьезные теории о происхождении юмора появились лишь в конце XX века. Причем выдвинули их этологи — исследователи поведения животных. Так, например, Дж. Панксепп в 1998 году описал чувство юмора у обезьян, псовых, медведей и даже, на удивление, у крыс. Конечно, юмор в этом случае нужно понимать в широком смысле: вряд ли обезьяна способна оценить комизм ситуации, когда к ней в банк на собеседование придет человек в разных носках. Однако все эти животные способны к шуткам двух типов. Во-первых, пик-а-бу — это когда одно животное пугает другое, делая вид, что собирается его съесть, а потом «смеется» над страхом жертвы. Во-вторых, публичное унижение — когда один самец сталкивает с ветки или подминает под себя другого, а потом — да ладно, серый, ты че, обиделся? Причем, если обезьяны равны по статусу, жертва имеет право на ответную «шутку», а обидчик не должен обижаться. То есть обязан поддаться, когда в следующий раз будут валить уже его.

Как выяснил еще один этолог, Дж. Гэмбл, такой скудный запас острот объясняется лишь отсутствием речи. Как только горилл или шимпанзе обучали языку жестов, они тут же начинали шутить гораздо тоньше (по обезьяньим меркам). Например, обманывали других обезьян, что, мол, под камнем спрятана еда, а потом с довольным уханьем наблюдали, как те надрывают свои безволосые зад­ницы, поднимая валун. Кроме того, глазастые зоопсихологи Ван Хоф и Пройшофт обнаружили у обезьян и крыс два типа реакции на шутки.

█ Оскал (губы закатаны, зубы обнажены и плотно сжаты) — что-то вроде улыбки, которую выдают объекты розыгрыша. Интересно, что оскал в более широком смысле — это сигнал подчинения. Поэтому аналогами оскала в мире людей нужно признать не только фразу «Ха-ха, ну конечно!», но и «Вы такой остряк, Пал Палыч!»

█ Игровое лицо (рот открыт, губы вытянуты, дыхание становится частым) — прообраз смеха. Животные используют его, чтобы различать игру и реальность. В детстве, когда детеныши обучаются, они часто затевают драки, возню и погони. Если взрослый бежит за тобой и смеется — это игра. Если сосредоточен — видимо, на горизонте хищник и драпать надо по-настоящему. Панксепп, кстати, выяснил, что звери «без юмора», выращенные серьезными особями (не умеющими показать игровое лицо из-за травм или намордника), менее приспособлены к жизни, хуже решают задачи и справляются со стрессом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector