Что полезного я почерпнул для себя на практике?

Письменные практики: помоги себе сам

Письменные практики это один из самых мощных и действенных инструментов помощи и самопомощи.

Их применение широко и разнообразно: от написания писем и мемуаров до написания художественных произведений

Думаю нет смысла объяснять силу влияния литературы на человека.

Они помогают навести порядок во внутреннем мире, переработать сложную тему, придать форму, работать с бессознательным материалом и многое другое.

Писать можно произвольно, так называемое — свободное письмо и на заданную тему.

В этом гайде я расскажу как это делать правильно, дам советы и рекомендации как сделать вашу работу над собой максимально эффективной.

Организуйте себе пространство и время, для того чтобы заниматься письмом.

Вам потребуется место, где никто не будет вас отвлекать в течение 5 — 30 минут.

Лучше писать на чистой бумаге формата А4 и от руки.

Когда вы пишите от руки, вы работаете телом больше чем при письме пальцами на ноутбуке.
Вы находитесь в большем контакте со своими чувствами и дыханием.

Иногда вы будете писать по таймеру, иногда без него.

Выбирайте такое время — чтобы у вас были силы на эти упражнения. Не надо писать рано утром, еще не проснувшись или поздно вечером, когда нет сил и вы совсем устали.

Многие практики — энергозатратны. Подберите такое время чтобы у вас была энергия.

Идеальным вариантом будет если время работы будет одинаковым во все дни.

Вы будете знать что это время — для упражнений.

Закладывайте 10-15 минут после на то чтобы просто переключиться, выдохнуть, попить чай и так далее.

Если у вас сейчас тяжелый период жизни, в котором уровень стресса больше обычного — вы будете работать с меньшим числом тем и делать их более структурными и более глобальными.

Если у вас обычный период жизни — берите большее число предложенных тем, работайте прицельное и тщательно.

Вам понадобится много бумаги А4 и блокнот — для того чтобы вы записывали текущие мысли и осознавания, которые к вам могут приходить когда угодно.

Блокнот привыкайте носить с собой.

На крайний случай — пусть это будет телефон и заметки в нем.

Часть упражнений будет на бумаге, и вы никогда не будете к ним возвращаться — просто выбрасывать.

Часть упражнений будет на бумаге А4, которую вы потом скрепите, поставите дату и отложите на время.

Чтобы извлечь максимум пользы писать таки придется. Если вы начнете вы убедитесь что это работает и работает очень хорошо. Вам нужно просто начать.

Иногда вам будет очень не хотеться заниматься, это так же нормально, как и во всех других сферах жизни. Если это просто лень, нежелание или вы замечаете сопротивление — пишите все равно. Если вы хотите стабильный результат — работайте системно. Если вы ждете чуда от того что сели один раз за бумагу — то продолжайте ждать чуда. Оно обязательно наступит. В другом месте. С тем кто работает.

Когда нас переполняют эмоции и чувства и путаются мысли — мы буквально становимся захвачены этим состоянием.

Если это «большой и неоформленный клубок эмоций» — то с ним сложно внутри.

Это огромное количество напряжения, которое влияет на человека в разных аспектах.

Чистый лист бумаги играет важную роль.

Во-первых, чистый лист — своеобразный «проекционный экран», на который мы можем вынести свое внутренне состояние.

Во-вторых — когда вы пишите — вы выносите состояние изнутри наружу.
Вы выражаете, а не подавляете. Вы перестаете избегать того что с вами.
Переживание должно быть выражено во вне.

В-третьих — лист это граница. Посмотрите на рисунок. Вы выносите внутренние бессистемные переживания и помещаете их границы.

В-четвертых — текст это структура. Абзацы состоят из предложений, а предложения из слов. Есть знаки препинания. Есть разные литературные формы, которые имеют свою структуру и свои правила.

Когда вы занимаетесь письменными практиками — вы превращаете бессистемное, непонятное и неуправляемое состояние в переживание имеющее границы, форму и структуру.

При этом вы находитесь в контакте с этим переживанием.

Поэтому сам факт того что вы пишите — положительно сказывается.

В-пятых, вы пишите по таймеру и желательно в одно и то же время.

Это временная граница. Вы не размазываете свое состояние и не ходите вокруг одного и того же 10 кругов подряд.

Определяемся с методом

Если вы хотите слить переживания — вам подойдет размышления на свободную тему, описание актуального состояния, и просто описать поток сознания, настроения, самочувствия.

Пишите все что приходит к вам в голову — что идет.

Не фильтруйте слова. Как звучит внутри так и пишите.

Заведите таймер на 5 -7 минут.

В данной методике важен выплеск эмоций на бумагу и ничего другого.

Написали? Хорошо! Скомкайте, разорвите или просто выбросите.

Если вы хотите переосмыслить и навести порядок — вам необходимо будет писать на заданную тему.

Это работа направлена на структурирование осознавания и переосмысление.

Вы будете писать в течение 2-3х недель по времени, в среднем 20-30 минут.

Если получилось так что вы начали работать над какой-то темой, но прервались по тем или иным причинам и спустя перерыв вы вернулись — то вам придется начать с самого начала.

Вам захочется потом поделиться частью ваших работ с кем-то, или опубликовать на личных страницах и блогах. Пожалуйста, делайте это после того как основная часть работы будет завершена.

Важно не только подобрать правильную тему, но и правильно ее назвать.

Лучше чтобы в названии темы фигурировала какая-нибудь активность или действие.

Например, вместо абстрактных названий — «творчество», «работа» или «агрессия» звучали — «мои занятия творчеством», «мои действия на работе» или «как я выражаю агрессию»

Это важно с точки зрения психики, потому что пропадает абстракция и появляется движение. А где есть движение, там меняется состояние.

1. Как мама повлияла на мою жизнь.

2. Как папа повлиял на мою жизнь.

3. Мое общение с окружающими.

4. Мое взаимодействие с моим партнером в отношениях.

5. Поиск своего жизненного пути.

7. Мое взаимоотношение с деньгами, поиск финансового благополучия.

8. Чему я бы хотел научиться.

9. Распределение моего времени, наведение порядка в моих делах.

10. Мое взаимодействие с социумом, волонтерство, мой долг обществу.

11. Мои хобби — как сделать их более интересными, содержательными, ресурсными или прибыльными.

12. Как я забочусь о своем здоровье. Мое отношение к своему телу и духу.

13. Моя работа — что важного для меня в ней. Почему я работаю именно ее и чего я хочу. Профессиональный рост и развитие навыков.

14 Важные для меня традиции и ритуалы.

15. Моя вера, мои отношения с богом и высшими силами.

16. Мои маски и субличности. Где, как, с кем и зачем они проявляются.

17. Что я делаю, чтобы приносить радость в свою жизнь.

18. Что я больше всего ценю в других людях и в себе.

19. Как я организую свое личное пространство.

20. Что бы я хотел привнести в свою жизнь в ближайшее время.

21. Мои отношения с детьми. Как мое детство повлияло на отношения с моими детьми. Чего я точно не хочу воспроизвести.

22. Творчество в моей жизни. Что мне хотелось бы попробовать.

23 Моя красота, имидж и стиль.

24. Моя зона комфорта и выход из нее. Как я это делаю и не делаю.

25. Любая другая тема по вашему желанию

Выберите одну-две темы в которых вы хотели бы продвинуться в ближайшее время.

Работайте над ними больше и тщательнее чем надо другими.

Все важные осознавания и мысли записывайте в специальный блокнот или телефон.

Выберите еще 5 тем, чтобы тоже с ними работать.

Не выбирайте больше 10 тем одновременно, это будет тяжело.

То что вы написали сегодня, вы откладываете на неделю, через 7 дней вы возвращаетесь к написанному и прочитав отвечаете себе на вопросы:

1. Что я чувствую, о чем я думаю, какие ощущения в теле испытываю когда читаю этот текст?

2. Что для меня самое сложное и самое простое?

3. Что вызывает наиболее сильные чувства?

4. Как мне получить то что хочется? Кто может мне помочь?

5. Чего я больше всего боюсь? Почему?

6. Испытывал ли я такие чувства раньше? В каких ситуациях? Что общего в этих ситуациях?

7. За что я себя обвиняю или чувствую стыд?

8. Что меня радует в этом и почему?

9. Зачем я сделал то или иное действие? Какие обстоятельства на это влияли? Внешние и внутренние?

10. Какими намерениями мог быть продиктован мой поступок или поступок других людей?

11. Что для меня наиболее важно? Чем это важно?
Какие мои ценности или убеждения скрываются под этим?

12. Откуда у меня такие ценности и убеждения?

13. Как мне перейти от слов к действиям? Какой у меня план?

14. Что я сделаю в ближайшие дни? Что я могу сделать уже сегодня?

15. Что поможет мне помнить о желании реализовать свои планы?

Еще через 7 дней вы вновь возвращаетесь ко всем записям.
Представьте, что вы впервые читаете эти строки. Что вы не знаете человека который их написал.Представьте, что вы их просто нечаянно обнаружили и начали с интересом изучать.

Вам нужно заметить и описать:

1. Что повторяется из темы в тему?

2. Какой этот человек, который пишет?

3. Как выглядит его детская часть?

4. Какая у него взрослая часть?

5. Если бы вы могли дать ему совет — то какой?

6. Какие у этого человека сильные стороны и ресурсы?

7. В чем этот человек слишком категоричен?

Все важные осознавания, которые у вас появятся вы так же выписываете к себе в мини блокнот или телефон.
Если какая-то тема вызывает у вас тревогу — воспользуйтесь другим методом
Слейте тревогу за 5-7 минут на бумагу, а потом вернитесь к изучению.

Заключительная часть. Шаг 3.

Вы уже проделали огромную работу! Впереди заключительная ее часть.

Я не в праве настаивать, просто по опыту знаю насколько это важно.

Обратитесь к темам над которыми вы работали все это время.

Читать еще:  Хранение хлеба в холодильнике вред или польза

Возьмите листок и ручку и заполните троеточия:

1. Я больше не считаю что. скорее я считаю что.

2. Я больше не считаю что я должен. я ориентируюсь на.

3. Прежние убеждения, правила пришли ко мне от. а я теперь знаю что. а это значит. и с этого момента я буду руководствоваться .

4. Теперь я хорошо вижу, что прошлая ситуация была вызвана. а нынешняя ситуация отличается от нее. а это значит что у меня есть возможность.

О чем еще можно писать?

Писать можно, как видно, почти на любую волнующую вас тему. Можно организовать из этого очень мощную помогающую практику.

Помните о том, что вопрос «почему?» — не очень полезный сам по себе.

Попытка им задаваться приводит к росту уровня напряжения.

Этот вопрос направлен на поиск причины, а не выхода.

А причина далеко не всегда ясна и очевидна.

И даже если она обнаружена — часто на нее нельзя повлиять.

Если уж задаетесь таким вопросом — то пусть он звучит «почему важно именно так»

Задавайте себе правильные вопросы:

Как мне изменить себя в лучшую сторону?
Какие оптимальные условия для реализации желаемого?
Где найти ресурс для?
Как создать отношения в которых?
Как лучше научиться ощущать свои желания?
Как поддерживать себя?
Как воплощать мои идеи?
Как отказываться от ненужного?
Как отличать важное от хлама?

Те, кого я люблю
Люди, которые повлияли на мою жизнь
Самые близкие мне люди
Любимые занятия вместе с друзьями
Любимые занятия с членами семьи
Люди, которые ушли из моей жизни
Люди, которые меня вдохновляют
Люди, которым ты бы мог выразить благодарность
Идеи для взаимодействия в друзьями

Чем я горжусь в этой жизни
Мои самые сложные решения
Как я люблю праздновать мои победы и достижения
То, что мне удается лучше всего
Мои мечты, которые я реализовал

Мои жизненные цели и как я их достигаю
Занятия, которыми я хочу заниматься
Страны, которые я хочу посетить
Предметы, которые мне нравятся и которые я хочу
Работа, которая мне нравится
Как я вижу себя через 10 лет
Письмо себе из будущего

Любимые песни
Любимые фильмы
Любимые книги, которые на меня повлияли
Любимые места в моем городе и на этой планете
Любимые цитаты
Мои сильные стороны
Самые яркие события в моей жизни
Моя любимая одежда
Как я отдыхаю когда я дома и вне дома
Как я наполняюсь когда один и с другими людьми
Как характеризуют меня другие люди

Самое тяжелое событие в моей жизни
Отношения с невыносимыми людьми
Отношения с людьми, которые меня предали
Мои отношения с неудачами
Как мои поражения повлияли на то кем я стал
Боль моего внутреннего ребенка
Моя отношения с фигурой смерти
Ужас, который мне довелось выдержать
Мои потери
Самый тяжелый поступок, который я совершил
Моя ежедневная головная боль
Груз моего прошлого, который я несу до сих пор
Кого бы я хотел видеть на своих похоронах

Работа с этими или похожими темами имеет свои особенности.

Если вам в какой-то момент становится плохо — останавливайтесь.

Крайне рекомендую работать с этим блоком при поддержке специалиста.

Если вы решаете работать над этими темами самостоятельно, то постройте работу таким образом, чтобы до и после каждой практики у вас была возможность получить ресурс и восстановить самочувствие.

10 отличных письменных практик для самопознания и не только

Экология познания. Психология: Знали ли вы, что утренние страницы — это лишь одна из множества письменных практик? Что существует целый Институт письменной терапии (Therapeutic Writing Institute)? Если у вас есть желание работать над собой, разбираться в себе, а времени на это катастрофически не хватает

Вы наверняка слышали о нашумевших утренних страницах, изобретённых американской писательницей Джулией Кэмерон. Вставать пораньше и писать три страницы полноценного текста, добираясь до засевших глубоко-глубоко мыслей — это очень интересно и полезно для понимания себя, определения целей и талантов, для очищения мозга от лишней информации. Но далеко не у всех найдётся 40-50 минут утром, чтобы безотрывно сидеть и записывать всё, что приходит в голову.

Знали ли вы, что утренние страницы — это лишь одна из множества письменных практик? Что существует целый Институт письменной терапии (Therapeutic Writing Institute)? Если у вас есть желание работать над собой, разбираться в себе, а времени на это катастрофически не хватает, практики-пятиминутки будут идеальным решением.

В этой статье я подобрала для примера десять письменных практик. Но прежде чем углубляться в их описание, обязательно стоит сказать про технику безопасности.

Письменное слово — это всегда очень мощный инструмент. Если вы переживаете тяжёлую депрессию, когда всё валится из рук, находитесь в стадии посттравматического расстройства, если не можете переключиться с начатого процесса, не слыша даже звонка таймера — с письменными практиками лучше подождать.

В любом случае, до момента, когда вы положите перед собой лист бумаги и возьмёте в руки карандаш, ознакомьтесь с подробным описанием техники безопасности. И, конечно, одно из непременных условий: всё, что будет вами написано, не должно быть доступно никому, кроме вас самих. Гарантия, что никто не прочтёт результат, даёт раскрыться и признаться самому себе в том, в чём никогда не признаешься другим. И в чём, собственно, никому, кроме себя и Бога, и не нужно признаваться.

В пост мы все так или иначе стремимся углубиться в самопознание. Открыть для себя какие-то новые грани души, откопать данные Господом таланты. Письменные практики — один из инструментов, который может очень помочь в этом нелёгком деле.

Утренние настройки

Если утренние страницы себе позволить может далеко не каждый, то утренние настройки — идеальный вариант для занятых с самого пробуждения людей.

Хорошо, если на прикроватной тумбочке будет лежать блокнот и карандаш (или ручка), чтобы сразу после пробуждения не нужно было идти и доставать их, теряя время. Заводим таймер на 5 минут и кратко формулируем, как бы мы хотели провести грядущий день. Планируем в свободной форме, практически мечтаем. Для простоты можно взять за основу одну из следующих фраз:

«Сегодня я хочу…»
«Я буду особенно внимательна к…»
«Я знаю, что мне может помешать сегодня, и я…»
«И ещё я хочу сегодня подумать/помечтать/прояснить для себя…»

Списки

Мы все, так или иначе, пишем списки. Что купить, что сделать, куда сходить. Но списки применять можно намного шире! Например, почему бы не написать список способов позаботиться о себе? Список занятий, которые приносят бурную радость? Список видов деятельности, от которой уже очень устал и хотел бы прекратить (например, тратить по несколько часов в день на соцсети)? А чтобы не уйти в бесконечное перечисление, можно ограничить себя таймером по времени. Знаете, сколько интересного можно узнать о себе за 5 минут?

Кластеры

Модная методика схематического изображения информации с помощью кластеров может оказаться очень полезной в самопознании.

Изобретаете понятие, которое хотели бы изучить применительно к себе. Например, слово «радость». Обводите его в рамочку. А затем пишете первую ассоциацию со словом «радость», которая пришла вам в голову. Обводите в рамочку и соединяете с первым словом. Дальше ловите ассоциации со вторым словом, после чего можно вернуться к первому (или продолжить цепочку). В результате получается довольно ветвистая структура, позволяющая оценить вашу личную «карту» отношения к начальному понятию. Какие открытия вы можете сделать, глядя на эту карту?

Составлять кластеры можно также по таймеру, а можно — пока не почувствуете исчерпанность темы, её завершённость.

«Затравки»

Эта техника хороша только в том случае, когда в жизни отсутствуют острые стрессы. Если оценивать уровень стресса по 10-балльной шкале, то уровень не должен превышать 6-7.

По форме «затравки» могут быть любыми, от слова или фразы до стихотворения. Но наиболее практичны и просты «затравки» в форме вопроса. Задайте себе вопрос о чём-то важном для вас. Например: «Какие проблемы, волновавшие меня год назад, быстро потеряли актуальность?». Или: «Какую роль сыграл в моей жизни Х до того, как мы перестали общаться?». Вопросы могут быть любыми.

Колесо жизни

Возможно, вам доводилось видеть эти красивые схемы, похожие то ли на графики развития погоды, то ли на мандалы. Пространство расчерчено на восемь секторов: быт, дело, финансы, здоровье, общение с родными и друзьями, отношения с любимым человеком, религия/саморазвитие, отдых и развлечения. Следующим шагом отмечаем, насколько мы довольны той или иной областью. Чем мы довольнее, тем дальше от точки пересечения осей ставим точку.

Предлагаем обратить внимание на три самые развитые и удовлетворяющие области. Через три точки можно провести плоскость! Это ваши опоры, то, что помогает держаться.

2-3 самые слабые области хорошо бы не запускать, но и сильно развить их не получится. Это своего рода «чёрные дыры», которые могут «съесть» много сил и не дать никакого результата. Значит, сосредоточиться нужно на решении тех вопросов, которые лежат в области: «прикладываем усилия, получаем впечатляющий результат».

Четыре линии, восемь точек — и столько определённости!

Опросник для себя

С этой методики можно начать знакомство с письменными практиками. Оценить, ваше это или нет.

Настроившись на то, о чём бы хотелось написать, завершите предложение:

«Мне бы хотелось сегодня исследовать…»

После определения темы можно приступать к размышлениям (на каждое — не более двух фраз):

«Первое, что приходит в голову — …»
«Под поверхностью я обнаруживаю…»
«Меня в этом раздражает, беспокоит, напрягает…»
«Меня в этом обнадёживает и вдохновляет…»
«Мне было бы полезно…»
«Мой следующий шаг…»

А потом перечитайте написанное и отметьте (можно тоже письменно), какие новые мысли вас посетили.

Автобиография за пять минут

Поставив таймер на 5 минут, попробуйте написать свою биографию. А потом внимательно перечитайте получившееся. Что оказалось в фокусе за эти пять минут? Чего, как видно из написанного, не хватает в вашей жизни?

Поставив таймер снова, попробуйте ещё раз.

Дневник личностного и профессионального роста

Предположим, вы счастливый человек, у которого есть время, но чего-то другого не хватает. Тогда вам может быть интересна практика, предложенная студентам-психологам университета Массей в Новой Зеландии. Они вели записи в течение семестра и примерно раз в три месяца предоставляли своему супервизору рефлексивное эссе по результатам этих записей.

На внутренней стороне тетрадной обложки рекомендовалось записать вопросы:

1. Что я сделал хорошо?
2. Что это говорит о том, что для меня важно? Какие у меня есть умения?
3. Что бы я в следующий раз стал делать по-другому?
4. Чему мне для этого необходимо научиться?

Каждый раз, обращаясь к этому списку вопросов, вы невольно оцениваете проделанную работу и с практической точки зрения смотрите на самосовершенствование.

Чтобы зафиксировать полученные выводы (и написать то самое рефлексивное эссе на 2-3 страницы), можно письменно ответить на следующие вопросы:

Читать еще:  Цветы в детскую комнату для самых маленьких полезные свойства

1. Какие темы повторяются?
2. Чего не хватает из того, что должно бы быть?
3. Какие изменения произошли в записях?
4. Что стало более важным?
5. Что стало менее важным?
6. Как изменилось с тех пор ваше восприятие и понимание ситуаций?
7. Как изменилось ваше представление о том, что значит «быть профессионалом»?
8. В чём вы стали более уверены?
9. С какими ситуациями вы стали справляться лучше?

Работать лучше всего по таймеру, поставив его на комфортное вам время (можно начать с пяти минут).

Количество тем для исследования с помощью этой письменной практики огромно! Особенно для тех людей, которые ведут научную деятельность или участвуют в долговременных проектах.

Дескриптивное письмо о хорошем

У каждого из нас есть воспоминания о событиях, занявших очень мало времени — считанные секунды! — но отпечатавшихся в сердце счастьем. И, может быть, мы даже не можем сейчас понять, откуда столько радости в тех минутах, может, мы даже думаем: «Я не имела права так чувствовать», — но эти минуты были. И они могут стать мощной «зарядкой» и импульсом для движения вперёд.

Возьмите лист бумаги (или откройте новый текстовый файл). Поставьте таймер на 20 минут.

Вспомните тот самый миг. И запишите — всё-всё, каждую мелочь. Начать можно с общего описания, как если бы вы хотели дать читателю кинематографическое представление о происходящем. Расскажите про всё, что в тот момент можно было увидеть, услышать, почувствовать. Запахи, игру света, дрожь в коленках и ёжиков в желудке. Вспомните и опишите.

Рефлексивный отклик

После каждой письменной практики предлагаем написать рефлексивный отклик. Сделать шаг в сторону и ответить для себя на вопросы: как это было? Каково мне было писать на эту тему? Что нового я узнала за эти 5-10-20 минут? Какие выводы я могу сделать.

Рефлексивный отклик и сам по себе может стать хорошей письменной практикой. После рабочего дня. После совещания. После литургии. После любого события, происходящего регулярно. Отстранитесь, взгляните на то, как это было, поставьте таймер на 10-15 минут — и запишите.

Гарантировано: вы откроете для себя много нового!

Эссе Кадыровой Жанны: Что полезного для себя я почерпнула на занятиях «Режиссура урока»

Букатову Вячеславу Михайловичу

Факультет Педаг. Образования. МГУ — 2019

То, что без актёрского мастерства не обойтись, я поняла, когда у меня появился ребёнок. Как сделать так чтобы рутина перестала таковой быть и превратилась бы в интересное или хотя бы спокойно воспринимающееся действие? Если самой ещё возможно пересмотреть своё отношение к «обязанностям», то, как обучение ребёнка, а в особенности целого класса, проводить «бескровными» методами? Ответ на эти вопросы я получила именно на занятиях «Режиссуры урока» Букатова Вячеслава Михайловича.

Первые минут 15 занятия с использованием социо-игровых технологий вызвали недоверие и немного досады, так как не были привычными и шаблонными. Лень было вставать, передвигать парты и даже думать. Но потом всё больше и больше «затягивало». Особенно интересна работа в случайным образом сформированных командах. Для меня лично было откровением то, что некоторые люди не воспринимают социо-игровые методы взаимодействия с людьми, не потому что стесняются или не понимают как работать, а потому что у них чего-то недостает в характере. В командах реально были люди то без чувства юмора, то без энтузиазма. Но даже «царевны Несмеяны» неплохо работали в очередной команде, хоть и не испытывали кураж. И в интеллектуальный итог командной работы их вклад был существенен. Подобный эффект командных игр я наблюдала и среди третьеклассников. Видимо есть определенный % людей, невоспринимающих эмоциональность такого стиля проведения урока, они не видят в нём особого смысла. Но их меньшинство.

За курс удалось понять, как мне кажется, сакральный смысл подобной режиссуры урока: действительно сблизить и объединить людей, проводящих вместе достаточно времени, будь то уроки или пары. В целом нигде и никто не учит, как приятно и продуктивно людям общаться друг с другом, не бояться осуждения, как не ломать себе голову над тем, чтобы понять, как попроще подойти к незнакомому человеку с рабочем вопросом. Несмотря на то, что проблем с общением у меня в целом меньше, чем у большинства (если мне нужно, я могу начать продуктивно коммуницировать с любым человеком), теперь со всеми, кто ходил на занятия к Вячеславу Михайловичу, общение идет как с родными. Даже с «буками», которые возможно не прониклись подобным методом ведения урока. Теперь у нас в группе стало какое-то «ламповое» общение, как будто мы пять лет вместе отучились в дружном коллективе.

«Жалкие мысли» , которые мне особенно хотелось выделить:

  • Не бояться быть идиотом
  • Не учить
  • 133 зайца
  • Разбивать коллектив на команды и работать через посыльных
  • Учитель в стороне, оценивают друг друга команды
  • У греков понимание, если знаешь историю вопроса или знаешь его теорию
  • Если лиц не видят – бьют в морду. Поэтому лучше если в клас се парты будут стоять т ак, чтоб все др др видели
  • Под любым предлогом поддерживать общение в коллективе
  • Движение
  • Постоянная смена (ролей, тем, заданий, месторасположения)
  • Работа малыми группами (3-8 человек, в идеале по 6)
  • Давать на задание max 3 минуты, если надо будет ещё 3 минуты
  • Игра только в удовольствие, а не в наказание
  • Если чувствуется неловкость и скука в классе, сделать всё наоборот (сесть, если стоял, уйти в др конец класса и пр)

В целом очень полезный и интересный с точки зрения практики курс. То, что мы «на своей шкуре» испытали методы социо-игровых технологий, помогло (лично мне) понять: во-первых, как чувствуют себя ученики во время подобного ведения урока; во-вторых, как же подобные технологии можно воплотить в жизнь с совершенно разными людьми. Ко всему прочему было весело, позитивно, легко и продуктивно. У меня плохая память на имена, но так как мы все периодически перемешивались и не напрямую знакомились несколько раз (узнавали определенные буквы имен и т д), запоминание имени оказалось не таким сложным делом.

В своей педагогической практике я уже пришла к тому, что нужно вести работу малыми группами и менять подачу материала. Теперь у меня есть инструмент, как правильно выстраивать технику ведения урока. Несмотря на то, что метод социо-игровых технологий неклассический и может вызвать вопросы администрации, у меня есть большое желание их применить в своей педагогической практике.

1 принцип метода Хейни (чешская методика обучения математике в начальных классах)

12 ключевых принципов

Методика Хейни основана на соблюдении 12 базовых принципов, которые он блестяще объединяет в единую концепцию, чтобы дети с удовольствием изучали математику. Он основан на 40-летних экспериментах и ​​практически использует исторические знания, появившиеся в истории математики от древнего Египта до наших дней. Применяется в Чешской начальной школе.

Двенадцать принципов методики Хейни

автор: Милан ХЕЙНИ
перевод с чешского: Светлана ФРИГА

Вы знаете, сколько окон в вашей квартире? Не наизусть … но если подумать, ответите через некоторое время. И правильно. Потому что у вас в голове есть схема вашей квартиры. У детей также есть схемы в их головах. Метод Хейни позволяет укрепить их, связывает друг с другом и выводит из них общие принципы. Это одна из причин, по которой дети поймут, что половина — это тоже число (0,5), или, например, у них нет проблем с очень «проблемными» дробями.

В повседневной жизни и в математике ментальные схемы являются основным инструментом принятия решений, пронизывают человеческое мышление и действия, участвуют в выборе целей и оценке. Многие законы, относящиеся к схемам повседневной жизни, также применимы к математическим схемам.

Что такое схема?

Проще говоря, схема представляет собой сводку взаимосвязанных знаний о знакомой среде. Основная идея схемы поясняется простой иллюстрацией.

Если кто-то спросит вас о количестве дверей или ковров в вашей квартире, вы вряд ли сможете ответить сразу. Но через некоторое время вы отвечаете достаточно правильно. В уме вы ходите по всем комнатам и подсчитываете предметы. Как необходимая информация, так и многие другие потенциально хранятся в вашем сознании как набор информации, которую мы называем вашей домашней схемой.

Схема квартиры строится в сознании постепенно в результате действий человека в квартире. Одна и та же среда воспринимается разными людьми по-разному, и, следовательно, соответствующие модели в головах разных людей различны, даже если среда одинакова. Действия происходят со временем, но схема меняется очень медленно. Деятельность, связанная с квартирой, на которую мы сосредоточим внимание (например, ремонтируем что-то в квартире), больше способствует построению схемы квартиры. Действия, в которых наше внимание сосредоточено на объекте, отличном от квартиры, например, на просмотре телевизора, меньше способствуют построению схемы квартиры.

Каждый из нас знает целый ряд схем: наше жилье, сообщество, в котором мы живем, здания, в которых мы работаем, торговый центр, в который мы идем, наша семья, друзья, библиотечные книги и т. д. Каждая из этих сред содержит много объектов, разные отношения или подсхемы. Каждая среда имеет свою специфику, но большинство обычных объектов, по их назначениях и взаимосвязях встречаются многократно в таких же средах и схемах. Например, отношения «любовь» появляются в схеме межличностных отношений, а также в схеме квартиры, потому что нам нравятся определенные места или вещи в ней.

В методике Хейни используются например схемы автобусов, ступени, семьи и т. д., Которые мы все сами создавали в детстве. Сами дети могут познавать мир с помощью этих схем и получать автономные знания. Только это имеет для них постоянную ценность.

Математическая схема

В качестве первой математической схемы мы рассматриваем первое более общее знание, которое возникло на основе нескольких конкретных переживаний и обычно сопровождается эффектом АГА.

Математические схемы также сильно взаимосвязаны. Например, схема понятия рационального числа представляет собой комбинацию схем с натуральным числом, дробью, десятичным числом и отрицательным числом.

Для создания более точного представления схемы решающими являются моменты открытия внутреннего противоречия. Например, когда ученик 1. класс обнаруживает, что половина является числом, или когда ученик 4. год обнаруживает, что четырехугольник может быть невыпуклым или что существует треугольник, описанная окружность которого произвольно велика, а вписанная окружность произвольно мала. На практике внутреннее противоречие чаще всего возникает в классе в результате обсуждения, в котором проявляется разнообразие взглядов учеников.

Общие свойства схемы

  1. Схемы обычно формируются спонтанно из-за потребностей человека. Там, где необходимость отсутствует, схема не создается.
  2. Схемы одного и того же различаются в сознании разных людей. Это может быть причиной недопонимания.
  3. Люди, которые вместе решают какие-либо задачи, могут взаимодействовать друг с другом, чтобы прийти к лучшему решению, чем каждый отдельно. Кроме того, человек, обладающий знаниями о схемах других людей, может использовать свои знания.
  4. То новое, что появляется на схеме в подходящий момент и многократно будет применена, на долго сохраняться. То, что кажется неподходящим на данный момент или используется редко, сама собой быстро исчезает.
  5. Части схемы, которые редко используются человеком, должны быть доступны во внешней памяти, для использования когда это необходимо. Внешняя память высвобождает интеллектуальную энергию для более сложных задач.
Читать еще:  Чем полезна маска из помидора для лица

Обучение сосредоточено на построении схем

Создание схем математических понятий, явлений, процессов и ситуаций в сознании каждого ученика, сущность методов обучения, которая стремится к максимально автономии познавательного процесса ученика. Этот метод обучения мы назвали, ориентированным на построение схем. В обиходе МЕТОД ХЕЙНИ

АВТОБУС (дидактический блок методики Хейни) — описание

Автобус — описание игры, в которой используются знакомые детям объекты и среда, чтобы наслаждаться и получать собственный опыт. На них можно опираться при обучении в школе. Мы делаем автобус из картонной коробки, а пассажиры могут использовать игрушки или пробки из ПЭТ-бутылок.

10 письменных практик для самопознания и не только

Вы наверняка слышали о нашумевших утренних страницах, изобретённых американской писательницей Джулией Кэмерон. Вставать пораньше и писать три страницы полноценного текста, добираясь до засевших глубоко-глубоко мыслей — это очень интересно и полезно для понимания себя, определения целей и талантов, для очищения мозга от лишней информации. Но далеко не у всех найдётся 40-50 минут утром, чтобы безотрывно сидеть и записывать всё, что приходит в голову.

Знали ли вы, что утренние страницы — это лишь одна из множества письменных практик? Что существует целый Институт письменной терапии (Therapeutic Writing Institute)? Психолог и нарративный консультант Дарья Кутузова, много лет изучающая письменные практики, не только собрала в одном месте огромное количество методик по работе с собой через письменное слово, но и создала собственные. Среди этих практик найдутся как подробные и длительные, так и практики-пятиминутки. Если у вас есть желание работать над собой, разбираться в себе, а времени на это катастрофически не хватает, такие пятиминутки будут идеальным решением.

В этой статье я подобрала для примера десять письменных практик. Но прежде чем углубляться в их описание, обязательно стоит сказать про технику безопасности.

Письменное слово — это всегда очень мощный инструмент. Если вы переживаете тяжёлую депрессию, когда всё валится из рук, находитесь в стадии посттравматического расстройства, если не можете переключиться с начатого процесса, не слыша даже звонка таймера — с письменными практиками лучше подождать. В любом случае, до момента, когда вы положите перед собой лист бумаги и возьмёте в руки карандаш, ознакомьтесь с подробным описанием техники безопасности. И, конечно, одно из непременных условий: всё, что будет вами написано, не должно быть доступно никому, кроме вас самих. Гарантия, что никто не прочтёт результат, даёт раскрыться и признаться самому себе в том, в чём никогда не признаешься другим. И в чём, собственно, никому, кроме себя и Бога, и не нужно признаваться.

В пост мы все так или иначе стремимся углубиться в самопознание. Открыть для себя какие-то новые грани души, откопать данные Господом таланты. Письменные практики — один из инструментов, который может очень помочь в этом нелёгком деле.

Утренние настройки

Если утренние страницы себе позволить может далеко не каждый, то утренние настройки — идеальный вариант для занятых с самого пробуждения людей.

Хорошо, если на прикроватной тумбочке будет лежать блокнот и карандаш (или ручка), чтобы сразу после пробуждения не нужно было идти и доставать их, теряя время. Заводим таймер на 5 минут и кратко формулируем, как бы мы хотели провести грядущий день. Планируем в свободной форме, практически мечтаем. Для простоты можно взять за основу одну из следующих фраз:

«Сегодня я хочу…»
«Я буду особенно внимательна к…»
«Я знаю, что мне может помешать сегодня, и я…»
«И ещё я хочу сегодня подумать/помечтать/прояснить для себя…»

Мы все, так или иначе, пишем списки. Что купить, что сделать, куда сходить. Но списки применять можно намного шире! Например, почему бы не написать список способов позаботиться о себе? Список занятий, которые приносят бурную радость? Список видов деятельности, от которой уже очень устал и хотел бы прекратить (например, тратить по несколько часов в день на соцсети)? А чтобы не уйти в бесконечное перечисление, можно ограничить себя таймером по времени. Знаете, сколько интересного можно узнать о себе за 5 минут?

Модная методика схематического изображения информации с помощью кластеров может оказаться очень полезной в самопознании.

Изобретаете понятие, которое хотели бы изучить применительно к себе. Например, слово «радость». Обводите его в рамочку. А затем пишете первую ассоциацию со словом «радость», которая пришла вам в голову. Обводите в рамочку и соединяете с первым словом. Дальше ловите ассоциации со вторым словом, после чего можно вернуться к первому (или продолжить цепочку). В результате получается довольно ветвистая структура, позволяющая оценить вашу личную «карту» отношения к начальному понятию. Какие открытия вы можете сделать, глядя на эту карту?

Составлять кластеры можно также по таймеру, а можно — пока не почувствуете исчерпанность темы, её завершённость.

Эта техника хороша только в том случае, когда в жизни отсутствуют острые стрессы. Если оценивать уровень стресса по 10-балльной шкале, то уровень не должен превышать 6-7.

По форме «затравки» могут быть любыми, от слова или фразы до стихотворения. Но наиболее практичны и просты «затравки» в форме вопроса. Задайте себе вопрос о чём-то важном для вас. Например: «Какие проблемы, волновавшие меня год назад, быстро потеряли актуальность?». Или: «Какую роль сыграл в моей жизни Х до того, как мы перестали общаться?». Вопросы могут быть любыми. Если свои вопросы пока не приходят, можно воспользоваться «домашними заготовками» Дарьи Кутузовой.

Колесо жизни

Возможно, вам доводилось видеть эти красивые схемы, похожие то ли на графики развития погоды, то ли на мандалы. Пространство расчерчено на восемь секторов: быт, Дело, финансы, здоровье, общение с родными и друзьями, отношения с любимым человеком, религия/саморазвитие, отдых и развлечения. Следующим шагом отмечаем, насколько мы довольны той или иной областью. Чем мы довольнее, тем дальше от точки пересечения осей ставим точку.

Дарья предлагает обратить внимание на три самые развитые и удовлетворяющие области. Через три точки можно провести плоскость! Это ваши опоры, то, что помогает держаться.

2-3 самые слабые области хорошо бы не запускать, но и сильно развить их не получится. Это своего рода «чёрные дыры», которые могут «съесть» много сил и не дать никакого результата. Значит, сосредоточиться нужно на решении тех вопросов, которые лежат в области: «прикладываем усилия, получаем впечатляющий результат».

Четыре линии, восемь точек — и столько определённости!

Опросник для себя

С этой методики можно начать знакомство с письменными практиками. Оценить, ваше это или нет.

Настроившись на то, о чём бы хотелось написать, завершите предложение:

«Мне бы хотелось сегодня исследовать…»

После определения темы можно приступать к размышлениям (на каждое — не более двух фраз):

«Первое, что приходит в голову — …»
«Под поверхностью я обнаруживаю…»
«Меня в этом раздражает, беспокоит, напрягает…»
«Меня в этом обнадёживает и вдохновляет…»
«Мне было бы полезно…»
«Мой следующий шаг…»

А потом перечитайте написанное и отметьте (можно тоже письменно), какие новые мысли вас посетили.

Автобиография за пять минут

Эта практика была найдена Дарьей в книге Дины Мецгер «Пишем, чтобы жить».

Поставив таймер на 5 минут, попробуйте написать свою биографию. А потом внимательно перечитайте получившееся. Что оказалось в фокусе за эти пять минут? Чего, как видно из написанного, не хватает в вашей жизни?

Поставив таймер снова, попробуйте ещё раз.

Дневник личностного и профессионального роста

Предположим, вы счастливый человек, у которого есть время, но чего-то другого не хватает. Тогда вам может быть интересна практика, предложенная студентам-психологам университета Массей в Новой Зеландии. Они вели записи в течение семестра и примерно раз в три месяца предоставляли своему супервизору рефлексивное эссе по результатам этих записей.

На внутренней стороне тетрадной обложки рекомендовалось записать вопросы:

1. Что я сделал хорошо?
2. Что это говорит о том, что для меня важно? Какие у меня есть умения?
3. Что бы я в следующий раз стал делать по-другому?
4. Чему мне для этого необходимо научиться?

Каждый раз, обращаясь к этому списку вопросов, вы невольно оцениваете проделанную работу и с практической точки зрения смотрите на самосовершенствование.

Чтобы зафиксировать полученные выводы (и написать то самое рефлексивное эссе на 2-3 страницы), можно письменно ответить на следующие вопросы:

1. Какие темы повторяются?
2. Чего не хватает из того, что должно бы быть?
3. Какие изменения произошли в записях?
4. Что стало более важным?
5. Что стало менее важным?
6. Как изменилось с тех пор ваше восприятие и понимание ситуаций?
7. Как изменилось ваше представление о том, что значит «быть профессионалом»?
8. В чём вы стали более уверены?
9. С какими ситуациями вы стали справляться лучше?

Работать лучше всего по таймеру, поставив его на комфортное вам время (можно начать с пяти минут).

Количество тем для исследования с помощью этой письменной практики огромно! Особенно для тех людей, которые ведут научную деятельность или участвуют в долговременных проектах.

Дескриптивное письмо о хорошем

У каждого из нас есть воспоминания о событиях, занявших очень мало времени — считанные секунды! — но отпечатавшихся в сердце счастьем. И, может быть, мы даже не можем сейчас понять, откуда столько радости в тех минутах, может, мы даже думаем: «Я не имела права так чувствовать», — но эти минуты были. И они могут стать мощной «зарядкой» и импульсом для движения вперёд.

Возьмите лист бумаги (или откройте новый текстовый файл). Поставьте таймер на 20 минут.

Вспомните тот самый миг. И запишите — всё-всё, каждую мелочь. Начать можно с общего описания, как если бы вы хотели дать читателю кинематографическое представление о происходящем. Расскажите про всё, что в тот момент можно было увидеть, услышать, почувствовать. Запахи, игру света, дрожь в коленках и ёжиков в желудке. Вспомните и опишите.

Дарья Кутузова свидетельствует: если заниматься этой письменной практикой ежедневно в течение двух недель, жизнь меняется чудесным образом!

Рефлексивный отклик

После каждой письменной практики Дарья предлагает написать рефлексивный отклик. Сделать шаг в сторону и ответить для себя на вопросы: как это было? Каково мне было писать на эту тему? Что нового я узнала за эти 5-10-20 минут? Какие выводы я могу сделать.

Рефлексивный отклик и сам по себе может стать хорошей письменной практикой. После рабочего дня. После совещания. После литургии. После любого события, происходящего регулярно. Отстранитесь, взгляните на то, как это было, поставьте таймер на 10-15 минут — и запишите.

Гарантировано: вы откроете для себя много нового.

Удачи и захватывающих открытий!

Подробное описание этих и многих других письменных практик вы можете найти на сайте Дарьи Кутузовой «Письменные практики в помощь себе и другим».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector