Что понимается под полезным объемом хозяйственной работы ржд?

ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА

Общие положения

Наиболее общим измерителем объемов производства в целом по ОАО «РЖД», а также дочерним и зависимым акционерным обществам, считается выручка от продаж (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей). Динамика выручки может быть отслежена в целом по организации и по видам ее деятельности (табл. 11.1).

Нужно иметь в виду, что выделение в отчетном периоде из материнской компании дочерних и зависимых обществ приводит к несопоставимости с предотчетным периодом данных о выручке, себестоимости и прибыли материнской компании. Например, образованному в 2010 г. ОАО «Вторая грузовая компания» (ВГК) вместе с парком грузовых вагонов и другим имуществом были переданы ранее выполняемые ОАО «РЖД» работы, связанные с содержанием этого имущества, и выручка от услуг по предоставлению вагонов под перевозки грузов. Аналогично, создание в 2010 г. ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК) обусловило не только формирование финансовых результатов от пассажирских перевозок дальнего следования в ФПК, но и прекращение перекрестного финансирования убытков от пассажирских перевозок за счет доходов от грузовых перевозок. Разрабатывается порядок компенсации из федерального бюджета выпадающих доходов от пассажирских перевозок дальнего следования.

В пригородном сообщении к концу 2011 г. завершился процесс создания 26 пригородных пассажирских компаний (ППК) с участием ОАО «РЖД», субъектов РФ и частных инвесторов. Здесь предТаблица 11.1

Структура и динамика выручки организации от продаж (цифры условные)

Выручка, млн руб.

Выручка, млн руб.

1. Грузовые перевозки

2. Предоставление услуг инфраструктуры

3. Предоставление услуг локомотивной тяги

4. Ремонт подвижного состава

5. Строительство объектов инфраструктуры

6. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

7. Предоставление услуг социальной сферы

8. Прочие виды деятельности

полагается использование механизма государственного заказа на перевозки пассажиров, согласованного между ОАО «РЖД», ППК и регионами по объемам перевозок и суммам финансирования, необходимых для удержания тарифов на доступном уровне.

Очевидно, что выручка, состав расходов и себестоимость продукции материнской компании будут меняться после выделения каждого очередного дочернего общества. Поэтому важно, наряду с отчетностью каждого ОАО, разрабатывать и анализировать консолидированную отчетность холдинга с оценкой роли его важнейших составляющих в итогах хозяйственной деятельности холдинга в целом.

Широкомасштабное внедрение в ОАО «РЖД» вертикально ориентированных систем управления [1] и функционирование железных дорог (региональных филиалов ОАО «РЖД») в качестве региональных центров корпоративного управления [2] приводят, в том числе, к необходимости перестройки организации оценки, планирования и экономического анализа итогов хозяйственной деятельности новых управленческих структур.

В примере выручка организации от продаж возросла на 6,882 % (см. табл. 11.1). Более чем на 83,0 % она складывается из доходов от грузовых перевозок. Эта часть выручки в сравнении с базисным периодом увеличилась на 2,772 %. Отмечается существенное изменение структуры выручки по видам деятельности: снижение доли выручки от грузовых перевозок на 3,4 % сопровождалось ростом удельного веса выручки от предоставления услуг инфраструктуры на 0,9 % , от прочих видов деятельности — на 2,1 %, ремонта подвижного состава — на 0,4 %. Это признак активизации перечисленных видов деятельности. Он проявился в более высоких темпах роста выручки по этим видам деятельности в сравнении со средними по организации.

Вместе с тем, особое внимание нужно уделить видам деятельности, непосредственно связанным с перевозками. По перевозкам для измерения объемов производства применяются натуральные и условно натуральные показатели объемов работ. Они могут характеризовать объемы работ по перевозкам в целом, по их видам и по отдельным этапам перевозочного процесса. Выделяются три основных этапа: начальный, связанный с отправлением грузов или пассажиров, их перемещение по железнодорожным путям от станции отправления до станции назначения, и конечный этап — прибытие пассажиров и выдача груза получателям.

Для характеристики объема работ по выполнению операций начального этапа перевозочного процесса используются показатели «Отправлено грузов» в тоннах и «Погружено грузов» в тоннах и вагонах.

Отправленными считаются грузы, принятые к перевозке от грузоотправителей на подъездных путях или грузовых дворах станций и на которые составлена дорожная ведомость. Кроме того, в состав отправленных включаются также грузы, принятые для продолжения перевозок по единым перевозочным документам: от других видов транспорта (прямое железнодорожно-водное или автомобильное сообщение); с перегрузом от иностранных железных дорог (прямое международное сообщение); от новостроящихся железных дорог; с перегрузом от линий российских железных дорог другой ширины колеи. Этот показатель исчисляется в тоннах, нарастающим итогом за месяц, квартал, полугодие, девять месяцев, год.

К погруженным относятся грузы, принятые к перевозке от грузоотправителей, фактически погруженные в вагоны, на которые составлены дорожные ведомости и вагонные листы

Главное различие в формировании этих показателей — разные моменты учета: отправление — по моменту составления дорожной ведомости; погрузка — по завершении погрузки и оформлении вагонного листа. В число погруженных не включаются вагоны, занятые при перегрузе по технической или коммерческой неисправности, при сортировке грузов в сборных вагонах, переадресованные по указанию грузовладельца и т.п. Как правило, различие в величинах показателей «Отправлено грузов» и «Погружено грузов» не превышает одного процента.

Объемы грузовых перевозок измеряются количеством перевезенных тонн груза в целом и по родам грузов. Этот показатель определяется по ОАО «РЖД» и территориальным филиалам — железным дорогам (соответственно Центральной и региональными дирекциями управления движением) с выделением видов сообщений (рис. 11.1). С учетом тарифного расстояния перевозок по каждо-

Рис. 11.1. Схема взаимосвязи составляющих показателя «Перевезено грузов» по видам сообщений: количество перевезенных тонн груза = сумме перевезенных тонн груза по видам сообщений (ввоз + транзит + вывоз + местное сообщение) = прибыло + отправлено = принято + сдано му роду груза определяются показатели грузооборота в тарифных тонно-километрах.

Объемы пассажирских перевозок измеряются количеством отправленных пассажиров и величиной пассажирооборота в дальнем следовании (с детализацией — по видам сообщений: прямое и местное — для структурных подразделений Федеральной пассажирской компании; внутригосударственное и международное — в целом по Федеральной пассажирской компании) и в пригородном сообщении — в разрезе пригородных пассажирских компаний.

Исчисляются и обобщающие показатели объемов перевозок в приведенных тонно-километрах как сумма грузооборота и пассажирооборота. Они применяются при общей характеристике объемов работ по перевозкам.

  • [1] В 2010—2011 гг. на правах функциональных филиалов созданы Центральная дирекция управления движением, Центральная дирекция тяги, Центральная дирекция по ремонту пути, Дирекция по ремонту тягового подвижного состава, Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом и ряд других. В это же время формируется инфраструктурный комплекс (Центральная дирекция инфраструктуры и региональные дирекции).
  • [2] Железные дороги в статусе региональных центров корпоративного управления (РЦКУ) работают с 1 октября 2012 г.

Показатели работы железнодорожного транспорта

Основные показатели работы железнодорожного транспорта можно разделить на общие для всех видов транспорта и специфические. К общим показателям относятся: объем перевозок (отправление) грузов и пассажиров, грузооборот и пассажирооборот, средняя дальность перевозки 1 т груза и 1 пассажира, приведенные тонно-километры, густота перевозок в тонно-километрах на 1 км пути.

К специфическим количественным и качественным показателям работы железных дорог относятся, в частности, показатели объема перевозок грузов железной дорогой по всем видам сообщений: ввоз, вывоз, транзит и местное сообщение. Ввоз – это объем прибытия грузов с других дорог для выгрузки на данной дороге. Вывоз – это объем отправления грузов, погруженных на данной дороге назначением на другие дороги. Транзитом называются перевозки грузов, станции отправления и назначения которых расположены за пределами рассматриваемой дороги и которые следуют через станции этой дороги. Местное сообщение включает в себя объем перевозок грузов, погруженных и отправленных назначением на станции одной и той же дороги.

Читать еще:  Чем полезна маска для лица из свежей клубники

Кроме этих объемных показателей, на железных дорогах определяют и обобщенные показатели приема, сдачи, отправления и прибытия грузов. Прием грузов с других дорог равен сумме ввоза и транзита, а сдача грузов на другие дороги равна сумме вывоза и транзита. Отправление грузов по дороге равно сумме вывоза и местного сообщения, а прибытие (выгрузка) – сумме ввоза и местного сообщения.

Среднесуточная погрузка грузов в вагонах определяется делением общего годового объема отправления грузов на среднюю статическую нагрузку вагона :

Динамическая нагрузка груженого или рабочего вагона определяется делением тонно-километров нетто на пробег груженого вагона или общий рабочий пробег груженого и порожнего вагонов :

Коэффициент порожнего пробега вагонов определяется как отношение пробега порожних вагонов в вагоно-километрах к пробегу груженых вагонов или пробега порожних вагонов к общему пробегу:

или

Также важными качественными показателями работы железных дорог являются оборот вагона, среднесуточный пробег вагона, производительность вагона и локомотива, использование пассажировместимости вагона и др.

Среднее время оборота грузового вагона, т.е. время от начала его погрузки до следующей погрузки:

,

где lп – полный рейс вагона, км; vт, vу – техническая и участковая (эксплуатационные) скорости поезда, км/ч; Lм – маршрутное плечо, или среднее расстояние, которое проходит вагон между переработками на технических( сортировочных) станциях (с переработкой), км; Lв – вагонное плечо, или среднее расстояние, которое вагон проходит между техническими станциями без переработки, км; tпер, tтр – время простоя на одной технической станции с переработкой и без переработки соответственно, ч; — среднее время простоя вагона под одной грузовой операцией, ч; kм – коэффициент местной работы, учитывающий сдвоенные операции погрузки и выгрузки вагона без дополнительной его подачи к местам грузовой работы.

Среднесуточным пробегом вагона Sв называют расстояние, которое проходит вагон рабочего парка в груженом и порожнем состоянии в среднем за сутки:

или ,

где — вагоно-сутки работы рабочего парка вагонов.

Среднесуточная производительность вагона рабочего парка ПВ определяется различными формулами в зависимости от исходной информации:

Среднесуточная производительность локомотива эксплуатируемого (рабочего) парка Пл определяется делением выполненных тонно-километров брутто на затраченные локомотиво-сутки или произведением массы поезда брутто Qбр на среднесуточный пробег локомотива Sл и долю вспомогательного пробега локомотива βл в общем пробеге, включая пробег во главе поезда:

Среднюю фактическую массу грузового поезда определяют с учетом массы тары вагонов Qбр и без учета тары Qнт:

и ,

где — пробег, поездо-километры.

Нормативная, или предельная масса поезда в зависимости от длины приемо-отправочных путей станции lст, через которые он следует,

,

где lл – часть станционного пути, занимаемая локомотивом (50 м); Рпог – погонная нагрузка поезда, приходящаяся на 1 м длины вагонов, считая по осям автосцепки (определяется делением суммы фактической грузоподъемности и тары на их длину).

Коэффициент использования вместимости пассажирских вагонов () определяют делением пассажиро-километров на пассажиро-место-километры :

Средняя населенность вагона устанавливается делением выполненных пассажиро-километров на вагонно-километры в пассажирском движении.

Потребный парк вагонов

,

где — планируемый или выполненный грузооборот нетто по сети или дороге за период t; Дt – число дней периода t, на который определяется парк вагонов.

Этот показатель может быть определен и другими способами для разных периодов времени (например, делением общего пробега вагонов на среднесуточный и число дней работы).

Потребный парк локомотивов также рассматривают делением объема работы на производительность локомотива.

93.79.221.197 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Рационализаторская деятельность и бережливое производство в ОАО «РЖД»

ЧТО ЖЕ такое рационализация, что включают в себя проекты бережливого производства, что объединяет эти направления деятельности компании и в чем их различия?

Термин «рационализация» происходит от латинского слова rationalis — разумный и означает усовершенствование, более целесообразную организацию чего-либо. Рационализация (рационализаторская деятельность) призвана стимулировать творческие усилия работников по усовершенствованию уже известных технических решений, модернизации действующего оборудования и его приспособлению к конкретным условиям производства и эксплуатации.

Активизация рационализаторской деятельности является одним из важнейших условий научно-технического развития ОАО «РЖД». На сегодняшний день положительный эффект от рационализации выражается в устойчивости развития компании, увеличении прибыли, достижении социальной гармонии в коллективе. Свыше 30 тысяч работников ОАО «РЖД» каждый год оформляют порядка 40 тысяч рационализаторских предложений. Правоотношения по поводу рационализации регламентируются с помощью Положения о рационализаторской деятельности в ОАО «РЖД» и Порядка рассмотрения, использования, определения эффективности рационализаторского предложения и определения размера вознаграждения и премий за содействие авторам рационализаторского предложения, утвержденных распоряжением от 3 марта 2014 г. № 552р. Указанные документы устанавливают единые методические подходы к осуществлению рационализаторской деятельности в ОАО «РЖД», отбору подлинно новых и полезных для компании предложений, организации и координации технического творчества.

Упомянутым распоряжением введено понятие «рационализаторское предложение», под которым понимается техническое или технологическое решение, являющееся новым и полезным для компании, несущественно изменяющее конструкцию техники, используемую технологию или состав материала. При этом сущность рационализаторского предложения может быть выражена:

  • в особенностях конструктивного выполнения объектов;
  • во взаиморасположении деталей и узлов объектов;
  • в изменении последовательности и порядка выполнения приемов производственного цикла;
  • во введении новых операций и исключении операций, условий и режимов их выполнения;
  • в изменении количественного соотношения компонентов;
  • во введении или исключении некоторых ингредиентов, входящих в состав материалов.

Многие рационализаторские предложения ориентированы на использование в рамках конкретных участков или структурных подразделений ОАО «РЖД». Предложения, которые могут быть использованы в рамках нескольких структурных подразделений или на различных полигонах железных дорог, рекомендуются для широкого тиражирования.

В ОАО «РЖД» реализуется комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию производственных процессов, получивший название «Бережливое производство». Под этим термином в компании понимается концепция менеджмента, предусматривающая максимизацию ценности производимой продукции и оказываемых услуг для потребителей (как внутренних, так и внешних) при минимизации потерь на осуществление соответствующих процессов. При этом под потерями понимается любая деятельность, которая потребляет ресурсы, но не создает реальной ценности конечной продукции для потребителя. В рамках методологии проектов «Бережливое производство» выделяют потери восьми видов:

  1. перепроизводство — вид потерь, связанных с выпуском продукции в избыточном количестве;
  2. излишние запасы — вид потерь, связанных с наличием сверхнормативного количества продукции, непосредственно хранящейся на предприятии или за его пределами (к запасам относятся сырье и материалы, незавершенное производство, запасные детали и готовые изделия);
  3. транспортировка — вид потерь, связанных с перемещением продукции, материалов, запасных частей, деталей и готовых изделий;
  4. потери из-за дефектов — вид потерь, связанных с возникновением дефектов, затратами на их выявление и устранение;
  5. потери при излишней обработке — вид потерь, возникающих при выполнении операций и процессов, без которых можно обойтись;
  6. потери при излишних перемещениях — вид потерь, возникающих в связи с движениями персонала, которые не являются необходимыми;
  7. простои — вид потерь, связанных с задержками и ожиданием готовности оборудования, персонала, слишком быстрым или слишком медленным темпом работы отдельных подразделений предприятия;
  8. интеллектуальные потери — невостребованность направленных на улучшение деятельности компании идей и предложений работника, а также его потенциала.
Читать еще:  Шунгит в аквариуме польза или вред

Внедрение проектов «Бережливое производство» позволяет прежде всего выявить и существенно сократить потери в перевозочном процессе, процессах ремонта и эксплуатации инфраструктуры, подвижного состава, материально-технического обеспечения и ряде других. Конечной целью данного комплекса мероприятий является предоставление потребителю продукта и услуги, обладающих максимальной ценностью и созданных с помощью оптимального производственного процесса, содержащего наименьшее число не создающих ценности операций и технологических процессов.

В целях выявления потерь при проведении операций в рамках проектов «Бережливое производство» используется картирование (составление карты) потока создания ценности — построение достаточно простой и наглядной графической схемы, которая отображает материальные и информационные потоки, необходимые для предоставления продукта или услуги конечному потребителю. Карта потока создания ценности дает возможность сразу выявить проблемные места и на основе их анализа исключить все непроизводительные процессы и затраты.

Приоритетными для проектов «Бережливое производство» являются технологические процессы, выполняемые в линейных структурных подразделениях, однако некоторые проекты могут быть рекомендованы к внедрению в региональных и центральных дирекциях, а также филиалах компании. Межфункциональные проекты «Бережливое производство» позволяют усовершенствовать сквозные производственные процессы, включающие в себя деятельность нескольких функциональных подразделений и филиалов.

И внедрение рационализаторских предложений, и реализация проектов «Бережливое производство» проводятся в целях повышения эффективности деятельности компании. Однако необходимо видеть различия между этими мероприятиями. Так, внедрение рационализаторских предложений позволяет вносить конкретные технические и технологические усовершенствования в используемую технику или производственные процессы в целях оптимизации создающих ценность операций. При реализации же проектов «Бережливое производство» происходит планомерное выявление и исключение из производственных процессов не создающих ценности операций в целях минимизации потерь.

Нормативными документами ОАО «РЖД» в области рационализаторской деятельности установлен перечень требований, при соответствии которым предложение работника может быть признано рационализаторским. В частности, заявленное техническое или технологическое решение должно быть новым и полезным для структурного подразделения ОАО «РЖД». Предложение признается новым, если до подачи заявления

размер вознаграждения за рационализаторское предложение, используемое в ОАО «РЖД»

Что понимается под полезным объемом хозяйственной работы ржд?

Система стратегического управления на предприятии

Область стратегических решений обширна: выбор направлений деятельности, приоритета ресурсов, главных долговременных партнеров, организационной формы партнерства, способов развития потенциала, возможностей использования сильных сторон предприятия, снижения отрицательных последствий слабых и угроз внешней среды, конкурентной и инновационной антикризисной политики.

Стратегический характер приобретают применение ресурсов, их логистика (потоки, распределение, хранение, доставка), функции структурных звеньев, деловые процессы и продуктовые проекты. Важно видеть долговременное развитие как самой производственно-хозяйственной системы предприятия в целом, так и каждого её элемента. Поэтому должна быть разработана и внедрена система стратегического управления. Салун В.Г. Стратегическое планирование — цель или средство. М.: Маркетинг. — 2011 — № 1 — 7 с.

Система стратегического управления является частью системы управления организацией. Внедрение системы стратегического управления в Петрозаводском центре организации движения железнодорожных станций обеспечивает возможность управления организацией на постоянной, регламентированной основе за счет постановки стратегических целей, доведения целей до уровня бизнес-процессов (подразделений) и создания системы измеряемых показателей, на основе которых осуществляется оперативное управление бизнес-процессами.

Система стратегического управления должна быть интегрирована с другими системами, обеспечивающими управление в рамках организации, в частности системой управления бизнес-процессами (СУБП). Система управления бизнес процессами основывается на процессном подходе и обеспечивает непрерывное улучшение удовлетворения потребностей клиентов организации и повышения эффективности ее деятельности. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник, М.: ИНФРА — М, 2008. — 67 с.

Стратегические решения на предприятии принимаются и реализуются в несколько этапов: постановка задачи, формирование альтернативных решений, выбор (принятие) решения, его реализация.

Порядок разработки и проектирования системы стратегического управления осуществляется с помощью структуры управления организацией.

Под структурой управления Петрозаводского центра организации работы железнодорожных станций понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления (АУР).

В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно — права и ответственность за их выполнение. С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей.

Прежде всего, структура должна отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. При этом полномочия руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, но и факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями общества, принятыми в нем традициями и нормами. Другими словами, структура управления должна соответствовать социально-культурной среде, и при ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать.

В задачи стратегического управления входят обеспечение целевой направленности всей деятельности предприятия; учет влияния внешней среды; выявление новых возможностей развития и факторов угрожающего характера; оценка альтернативных вариантов решений, связанных с распределением имеющихся ресурсов в стратегически обоснованные и высокоэффективные проекты; формирование внутренней среды, благоприятствующей инициативному реагированию руководства на изменение ситуации. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник, М.: ИНФРА — М, 2008. — 111 с.

Глубокая проработка и детализация базовых элементов стратегии позволяет провести диагностику системы управления компании, а также выработать рекомендации по совершенствованию отдельных подсистем.

Из года в год руководство Петрозаводского центра организации работы железнодорожных станций — структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением — структурного подразделения Центральной дирекции управления движением — филиала ОАО «РЖД» берет на себя обязательства перед потребителями, поставщиками, персоналом по созданию условий для реализации целей в области улучшения качества дороги.

Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию в стране и острую необходимость повышения производительности, конкурентоспособности и общей эффективности деятельности предприятия, на 2011 год были установлены следующие цели в области качества на полигоне ДЦС-4:

— снизить коэффициент нарушений безопасности движения поездов;

— снизить коэффициент производственного травматизма;

— обеспечить долю выручки по высокодоходным грузам в общей выручке по грузовым перевозкам;

— снизить себестоимость перевозок;

— повысить производительность труда по перевозкам.

Для эффективного управления достижением целей в области качества в Петрозаводском центре организации работы железнодорожных станций разработана система ключевых показателей эффективности, которая позволяет отслеживать процесс достижения целей в течение года. На уровне дороги ключевые показатели эффективности закрепляются за конкретными руководителями, курирующими определенный набор направлений деятельности дорог.

На следующем этапе необходимо произвести декомпозицию целей и ключевых показателей эффективности на уровень служб, отделений дороги, дирекций, работающих на территории деятельности Октябрьской железной дороги.

Таким образом, система целеполагания распространяется на всех участников перевозочного процесса, отделения дороги, на все дирекции, работающие на территории деятельности ОЖД.

Эффективное взаимодействие в процессе установления, декомпозиции и достижения целевых показателей обеспечивает единство действий всех участников и достижение целей Петрозаводского центра организации работы железнодорожных станций, направлено на реализацию стратегии и миссии компании.

экономика жд транспорта

Глава 14. ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ И РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ

14.1. Понятие себестоимости и эксплуатационных расходов

Проблема управления затратами всегда являлась достаточно важной для железнодорожного транспорта. В последнее время в условиях ограниченности финансовых ресурсов отрасли она приобретает особую актуальность.

В современных условиях возрастает значение себестоимости продукции как основного фактора, определяющего размеры прибыли железнодорожных компаний. Возникает острая необходимость максимального уточнения калькуляций себестоимости по видам работ и услуг с целью обоснования уровня тарифов, а также размера компенсации убытков от пассажирских перевозок из бюджетов различных уровней.

Читать еще:  Чай с клевером польза и вред

Управлять затратами невозможно без знания основных методов калькуляции, расчета себестоимости в различных условиях перевозок, способов анализа изменения затрат под влиянием различ-

Под полной себестоимостью продукции (работ, услуг) понимается стоимостная оценка всех материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов, затраченных на ее производство и реализа-

цию. Обычно для анализа и планирования используется показатель

себестоимости единицы продукции — стоимостная оценка всех затрат, приходящихся на единицу определенного ее вида.

Для железнодорожных компаний одним из основных видов деятельности является перевозка. С целью управления затратами и себестоимостью перевозок выделяют грузовые и пассажирские перевозки, перевозки по видам тяги, видам сообщения, категориям поездов, операциям перевозочного процесса, типам вагонов, родам грузов и т.д. Себестоимость (С) по видам перевозок существенно различается. Рассчитывается она делением расходов ( E ), относя-

щихся к определенному виду перевозок, на объем перевозок соответствующего вида ( V ):

Себестоимость перевозок в ОАО «Российские железные дороги» рассчитывается официально на трех уровнях: в отделениях дорог, на железных дорогах и по сети в рублях на 10 единиц продукции: для грузовых перевозок — на 10 ткм; для пассажирских — на 10 пас.-км и на 10 приведенных ткм — для приведенной продукции.

В отделениях железных дорог при расчете себестоимости грузовых перевозок и приведенной продукции грузооборот учитывается в эксплуатационных тонно-километрах, а на дорогах — в тарифных.

Расчет себестоимости перевозок и ее анализ производятся на основании управленческой отчетности о расходах по видам деятельности ОАО «РЖД» (форма 7-у).

Себестоимость перевозок имеет значительные колебания по отдельным железным дорогам, полигонам с разными видами тяги, видам сообщения, категориям поездов и родам грузов, типам вагонов и направлениям перевозок, участкам железных дорог и операциям перевозочного процесса. В среднем себестоимость пассажирских перевозок в 2,7 раза выше, чем грузовых.

Для расчета расходов по перевозкам в конкретных условиях необходимо применять специальные расчетные методы.

Большое влияние на себестоимость перевозок оказывают размер грузооборота, дальность перевозки, величина качественных показателей использования подвижного состава, внедрение ресурсосберегающих технологий, качество нормирования затрат, рост производительности труда и другие факторы.

Текущие затраты на железнодорожном транспорте принято называть эксплуатационными расходами .

Основным документом, определяющим состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), является Налоговый кодекс РФ (глава 25). Однако этот документ, являясь обязательным к применению всеми субъектами хозяйственной деятельности Российской Федерации, содержит общие положения и не может учитывать специфику работы и особенности учета и планирования затрат в каждой отрасли народного хозяйства. В связи с этим в та382

ких отраслях, как железнодорожный транспорт, возникает необходимость в разработке документа, который, отражая требования государственных законодательных и нормативных актов, регламентирует учет и планирование с учетом специфических особенностей отрасли. Таким документом в компании ОАО «РЖД» является Номенклатура доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД» (далее — Номенклатура).

Номенклатура представляет собой строго обоснованную классификацию доходов и затрат железных дорог по видам деятельности (рис. 14.1).

Рис. 14.1. Группировка расходов в Номенклатуре доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД»

Расходы планируются и учитываются в соответствии с Номенклатурой по отдельным статьям . Каждая статья объединяет рас-

ходы, вызванные одной или несколькими однородными операциями или видами работ, видами обслуживания технических средств. Для большинства статей расходов в Номенклатуре указаны измерители, которыми пользуются при планировании, учете и анализе затрат. Измерителями могут являться объемы работы подразделений, пробеги и время работы подвижного состава, размеры постоянных устройств и т.д. Если отдельные элементы затрат, относящиеся к одному и тому же виду работ, зависят от различных измерителей, в Номенклатуре приводятся два измерителя и более.

Все расходы группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам :

• затраты на оплату труда;

• отчисления на социальные нужды;

• материальные затраты, в том числе:

По элементу «Затраты на оплату труда» отражаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Материальные затраты включают расходы на приобретение со стороны различного рода материалов и топливно-энергетических ресурсов, расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или подсобновспомогательными производствами и хозяйствами предприятия.

По элементу «Суммы начисленной амортизации» отражается сумма амортизационных отчислений по амортизируемому имуществу, исчисленная в порядке, установленном законодательством.

По элементу «Прочие затраты» отражаются суммы расходов, не учитываемые в составе указанных выше элементов затрат.

В Номенклатуре приняты также следующие виды группировки расходов.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией ( расходы по обычным

видам деятельности ), и прочие расходы .

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Ими также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ и оказанием услуг.

К расходам по обычным видам деятельности в ОАО «РЖД» относятся:

• затраты по оказанию услуг и выполнению работ;

• себестоимость готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства, реализованных в отчетном периоде;

• затраты по предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды (в соответствии с учетной политикой ОАО «РЖД»);

• себестоимость товаров, приобретенных для последующей реализации.

Расходы учитываются в филиалах и их структурных подразделениях в разрезе статей и элементов затрат.

В зависимости от отношения к производственному процессу

расходы от обычных видов деятельности делятся на непосредственно вызываемые этим процессом (производственные) и общехозяйственные, т.е. расходы по обслуживанию производства и управлению. В свою очередь расходы, непосредственно вызванные процессом производства, подразделяются на специфические (прямые производственные) и общепроизводственные расходы . Специфические (прямые производственные) расходы в классификаторе группируются по видам деятельности, отраслевым хозяйствам, укрупненным видам работ, которые представляют собой группы статей, объединенных по функциональному признаку.

Общехозяйственные расходы подразделяются на две группы:

1. Общехозяйственные расходы без расходов по содержанию аппарата управления.

2. Расходы по содержанию аппарата управления.

Вся совокупность статей-ресурсов и статей-функций специфи-

ческих (прямых производственных) расходов в Номенклатуре разделена по укрупненным видам работ (УВР) , которые представляют

собой группы статей, объединенных по функциональному признаку.

Выделяют следующие укрупненные виды работ :

1. Обслуживание клиентов в части перевозок грузов, операции

с грузами, подготовки и содержания грузовых вагонов и контейнеров.

2. Содержание и эксплуатация инфраструктуры железнодорожного транспорта.

3. Локомотивная тяга.

4. Обслуживание пассажиров и перевозчиков в части пассажирских перевозок в дальнем следовании, содержание вагонов пассажирского парка в дальнем следовании.

5. Обслуживание пассажиров и перевозчиков в части пассажирских перевозок в пригородном сообщении, содержание вагонов пассажирского парка в пригородном сообщении.

6. Ремонт подвижного состава.

7. Строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.

8. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские рабо-

9. Содержание объектов социальной сферы.

10. Прочие виды работ.

Для каждого УВР в классификаторе осуществляется подразделение статей по отраслевым хозяйствам. Целью группировки расходов по отраслевым хозяйствам является распределение ответственности за расходы между функциональными департаментами и службами.

В Номенклатуре расходы группируются по следующим отраслевым хозяйствам:

1. Пассажирское хозяйство.

2. Хозяйство коммерческой работы в сфере грузовых перевозок.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector