Что такое общественно полезный труд в школе?

Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей»

ирина огурцова
Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей»

Все мы знаем, насколько важен труд в жизни человека. В труде происходит нравственное развитие человека. Трудовая деятельность существенно влияет на формирование нравственных качеств личности, системы её взглядов на природу и общество.

Труд развивает умственные способности человека, именно в трудовой деятельности личность проявляет свою творческую активность, развивает и совершенствует творческие задатки. В процессе труда человек крепнет физически, развиваются умения и навыки.

Трудовое воспитание является составной частью воспитания личности и находится в тесной взаимосвязи со всем его содержанием, так как, формируя добросовестное отношение к труду у школьников, мы прививаем им нравственные качества.

Трудовое воспитание не теряет своей актуальности на протяжении столетий, многие мыслители, педагоги интересовались проблемами данного направления воспитания.

К. Д. Ушинский писал: «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда…»

Трудовому воспитанию в школе большое внимание уделяли А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. Они считали, что труд должен быть не только физическим, но и умственным; результат труда они должны понимать; надо, чтобы дети трудились не только в школе, но и за её пределами; труд для ребят должен быть посильным, творческим.

В нашей школе, как и в других российских школах, сложилась определённая система трудового воспитания, которая реализуется через непосредственно учебный, производственный и общественно полезный труд.

По мнению К. Д. Ушинского, учебный труд едва ли не самый тяжелый для ребёнка, ведь он требует большого умственного напряжения, длителен и кропотлив. Но именно в процессе учебного труда воспитывается отношение к трудовой деятельности в целом.

Другой вид детского труда – производительный. Это уроки труда, СБО. Такой труд содействует формированию личности школьника в целом, поскольку его результаты идут на пользу всему обществу.

И третий вид детского труда – общественно полезный труд, который является основой всей системы трудового воспитания учащихся. Общественно полезный труд — это целенаправленная, планомерная, сознательная, добровольная деятельность, имеющая четко выраженную общественную значимость. В него вовлекаются все учащиеся. В процессе систематического общественно полезного труда формируются такие нравственные качества, как ответственность, бережное отношение к общественной собственности, дисциплинированность, творческая активность и самостоятельность.

Участие в физическом труде положительно отражается и на общем физическом развитии ученика. А это тоже очень важная коррекционная задача, так как в физическом отношении ребенок с нарушением зрения часто отстает от своих сверстников.

Вот они, наши трудяги, усталые, но довольные. Это мы в 6 классе.

С первых же дней поступления ребенка в школу наши дети вовлекаются в жизнь и дела нового коллектива, приучаются к труду, с согласия родителей, разумеется. Так как наши дети особенные, с нарушением зрения, труд для них должен быть посильным, ведь некоторые перенесли операции на глазах, а у некоторых детей искусственный хрусталик, что значительно сокращает физические нагрузки, наклоны, резкие движения и т. д.

Труд начинается с самообслуживания.

Самообслуживание — первая трудовая обязанность ребенка. Уборка кровати, уход за платьем, обувью, уборка игрового и рабочего места — это те элементарные бытовые обязанности, с которыми уже в семье встречается дошкольник. Часто в семье детей не приучают к выполнению трудовых обязанностей, и в связи с этим у многих из них воспиталось иждивенчество. В школе, особенно в школе-интернате, самообслуживание является частью общественно полезного труда учащихся. Оно имеет важное значение для развития у школьников наиболее распространенных трудовых навыков, необходимых в жизни. Ребята с 1 класса учатся заправлять постели, так как в нашей школе предусмотрен дневной сон для 1 и 2 классов, следить за порядком в тумбочках и шкафах. В столовой дети относят за собой на мойку грязную посуду и вытирают столы.

Простейшей формой включения ребят в коллективную деятельность является дежурство.

Дежурство рассматривается в педагогической литературе как составная часть общественно полезного труда по самообслуживанию, но в связи с тем, что школьники при этом выступают в качестве организаторов порядка в классе, в школе, дежурство можно считать и элементом школьного и классного самоуправления.

Перед началом работы ребята получают четкий инструктаж, где и как они будут работать, в чем состоит содержание их деятельности. Необходимой составной частью методики организации и проведения детского труда является подведение итогов, учет выполненной работы.

Вот так мы ухаживаем за цветами в классе, ребята знают, что поливать цветы часто и помногу нельзя, они могут погибнуть.

А также мы учимся мыть парты.

Вечером дежурные готовят доску к завтрашнему учебному дню.

Чтобы трудовое воспитание в школе было полноценным, оно должно отвечать ряду условий:

1. Чем раньше ребёнок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание;

2. Трудовая деятельность детей должна иметь общественную значимость;

3. Радость доставляет только тот труд, который вызывает чувство усталости и утомления. Легкий труд не оказывает положительного воспитательного эффекта;

4. Контроль со стороны взрослых за трудом детей должен быть тактичным, поддерживающим уверенность ребёнка в своих силах;

5. Каждое трудовое задание должно заканчиваться полезным и по возможности видимым результатом;

6. В процессе трудовой деятельности учащиеся должны не только выполнять порученную им работу, но и учиться самостоятельно организовывать свой труд.

Начиная с 5 класса, ребята начинают дежурить по школе. В учебное время – это дежурство на этажах, дежурные записывают нарушителей порядка, затем на линейке отмечают особо отличившихся. В столовой дежурный класс накрывает столы в обед и на ужин, расставляет приборы, затем следит за тем, чтобы столы после еды оставляли чистыми. Ребята очень любят дежурство по школе, они чувствуют свою значимость, становятся более ответственными. А также свои классы дети моют самостоятельно. Назначены двое дежурных, один – подметает, другой моет пол. Учимся отжимать и полоскать тряпку, собирать мусор в совок.

Общественно полезная направленность всей трудовой деятельности помогает воспитанию высоких моральных качеств человека.

Ценным в общественно полезном труде является и то, что он направлен на развитие инициативы школьников.

Для того чтобы стимулировать у детей положительное отношение к труду, в нашей школе разработана система поощрения: объявление благодарностей на линейке, вручение грамот и т. д. Поощрения возможны и в том случае, если не все еще удалось хорошо, но проявлено много стараний и трудолюбия. При оценке результатов важно учитывать формирование новых отношений и мотивов труда, причем эту оценку должны давать сами обучающиеся воспитанники.

С 1 класса наши учащиеся принимают участие в субботниках по уборке пришкольной территории, часто вместе с родителями. За каждым классом закрепляется часть территории, которую класс убирает и сдает свою работу. Каждый год участок меняется, он становится больше и сложнее.

Вот наш первый небольшой участок, который ребята убирали с огромным энтузиазмом.

Вдоль аллеи, ведущей к главному входу, мы высадили цветы — разного вида хосты, и каждую осень подстригаем пожелтевшие листья, чтобы и осенью все выглядело красиво и эстетично.

А вот в 7 классе нам достался участок побольше, с пожухлой травой и листьями, убирать его оказалось не так просто, но все мы дружно справились и получили на линейке благодарность.

Вот так дружно выходим на субботник, часто по инициативе самих ребят.

Наш Гоша на масленицу в этом году сам напек блины и угощал всех одноклассников.

Это является предметом гордости всего нашего классного коллектива.

Ну а после уборки территории можно заняться творчеством. Вот такая красотка наша Саша!

Трудовое воспитание школьником может осуществляться в следующих формах:

индивидуальная форма (выполнение посильных трудовых поручений);

коллективная (общественно полезный и производительный труд во внеклассное время через практические занятия, необходимые воспитанникам для дальнейшей правильной адаптации в социуме);

групповая (утренники, праздники на тему труда).

Наиболее характерные методы трудового воспитания.

Объяснение. Этот метод используется для сообщения воспитанникам, например, правил поведения и последовательности выполнения различных трудовых приёмов и операций.

Инструктаж – применяется для сообщения правил техники безопасности перед практических занятиями, например, с лопатой, граблями. Инструктаж необходимо проводить с воспитанниками непосредственно перед началом работы.

Читать еще:  Экстракт виноградных косточек полезные свойства и вред

Профориентационная беседа – наиболее распространённый метод трудового воспитания и профессионального самоопределения. Изучение детьми сведений о профессиях способствует глубокому осмыслению учащимися знаний о мире труда.

Индивидуальные поручения учащимся предлагаются с целью повышения знаний и умений, расширения представлений о возможностях использования своих способностей.

Кружки также способны оказать значительную помощь учащимся в трудовом развитии. В процессе ознакомления учащихся с определёнными профессиями в кружках создаётся возможность ориентировки их на овладение навыками, развитие трудовой и познавательной активности, самостоятельности.

Трудовое воспитание – это воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, а также таких черт характера, обеспечивающих успех в труде, как трудолюбие, старательность, добросовестность. Трудовое воспитание призвано готовить учащихся к активной трудовой деятельности, сознательному выбору профессии, развивать творческое отношение к труду.

И конечно же, трудовое воспитание школьников осуществляется в единстве усилий семьи и школы.

Желаю всем педагогам успеха в труде, удачи!

Спасибо всем за внимание!

Представление опыта работы по раннему выявлению способностей детей в условиях ДОУ «Одарённый ребёнок» Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе вызывают потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих,.

Презентация «Психологическое сопровождение детей на пороге школы» из опыта работы “Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит, быть готовым всему этому научиться” /Л.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы) В настоящее время, анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, ученый пришли к выводу о том, что в современных.

Опыт работы в школе-интернате 4 вида «Патриотическое воспитание в условиях коррекционной школы» Конспект доклада на ШМО воспитателей в школе-интернате 4 вида «Патриотическое воспитание в условиях коррекционной школы» Подготовила: воспитатель.

Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС (из опыта работы) Казаковцева С. Л. ,воспитатель ГБОУ школа№93 дошкольного отделения Пушкинского района г. Санкт-Петербурга»Нравственно-патриотическое воспитание.

Описание опыта работы «Экологическое воспитание и образование детей» Описание опыта работы воспитателя МБДОУ детский сад № 10 «Мишутка» г. Карачев Пегаевой Елены Васильевны Тема: «Экологического воспитания.

Об организации общественно полезного труда

Методические рекомендации по обеспечению системной организации общественно полезного труда

учащихся 5‑11 классов учреждений общего среднего образования

Общественно полезный труд учащихся учреждений общего среднего образования является важнейшим средством трудового воспитания, способствует реализации профессионального выбора, осознанию социальной значимости профессиональной деятельности.

Общественно полезный труд организуется в учреждениях общего среднего образования с целью формирования:

культуры трудовой и профессиональной деятельности, уважения к людям труда;

интереса к рабочим профессиям, закрепления знаний, умений и навыков, получаемых в процессе трудового обучения;

трудолюбия, бережливости, стремления к созданию общественно полезных продуктов.

Необходимыми условиями организации общественно полезной деятельности учащихся являются:

взаимодействие учреждений общего среднего образования с семьей, учреждениями производственной и социокультурной сферы по развитию трудовой активности учащихся;

оптимальный выбор и сочетание различных форм организации трудовой деятельности;

использование разнообразных видов общественно полезного труда.

Основные виды общественно полезной деятельности учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования:

самообслуживание (уборка рабочего места, сервировка обеденного стола, дежурство в обеденном зале, влажная уборка учебного помещения и др.);

изготовление и ремонт наглядных и учебных пособий (изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов и др.);

уход за растениями (работы на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), уход за садом и цветниками, выращивание продукции для школьных столовых и др.);

охрана окружающей среды;

благоустройство территории (озеленение, уход за газонами, поддержание чистоты дворов, улиц, скверов и парков, ремонт и благоустройство мест отдыха и др.), благоустройство помещений (ремонт мебели, спортивного и игрового инвентаря и др.);

уход за мемориальными комплексами, памятниками, воинскими захоронениями и другими исторически значимыми местами;

оказание посильной помощи ветеранам, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, детям-инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, взрослым, которые нуждаются во внимании и заботе.

В учреждении общего среднего образования используются следующие формы организации общественно полезной деятельности учащихся 5-11 классов: конкурсы, соревнования, акции, трудовые и экологические десанты, творческие проекты, субботники, смотры-конкурсы, «зеленые» и «голубые» патрули, концерты агитбригад, дежурства и др.

Общественно полезный труд организуется в соответствии с планом работы учреждения общего среднего образования и реализуется в течение учебного года во внеурочное время и каникулярный период.

Координация деятельности по организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов в учреждениях общего среднего образования возлагается на заместителя директора по воспитательной работе, в классе – на классного руководителя, на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), производственной (учебно-производственной) мастерской – на педагогического работника, ответственного за данный участок. Контроль за распределением и выполнением работ осуществляет заместитель директора по воспитательной работе и заместитель директора по административно-хозяйственной работе учреждения общего среднего образования.

Педагогические работники, при организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования, несет ответственность за:

подготовку оборудования (инструментов, приспособления, материалов);

инструктаж учащихся по охране труда с регистрацией (записью) в журнале;

выполнение учащимися правил техники безопасности, правил охраны труда и санитарно-гигиенических требований;

сохранение жизни и здоровья учащихся в период выполнения общественно полезных работ.

В соответствии с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬот 27 декабря 2012 г. № 206 Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов

(в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 N 63,

от 25.11.2014 N 78, от 17.05.2017 N 35)

П.121. ГЛАВА 9.

Учащиеся могут привлекаться к общественно полезному труду с учетом состояния здоровья и в пределах:

25 минут в учебную неделю в 1–2-х классах;

45 минут в учебную неделю в 3–4-х классах;

одного часа в школьную неделю в 5–8-х классах;

1 часа 30 минут в школьную неделю в 9–11-х классах.

В рамках общественно полезного труда могут выполняться работы по:

самообслуживанию: уборка своего рабочего места, сервировка обеденного стола и уборка посуды со стола – учащимися с 1–2-го классов; ухаживание за комнатными растениями, влажная уборка пыли в учебном помещении – с 3-го класса; уборка территории – с 5-го класса; дежурство в обеденном зале (сервировка обеденного стола, подача на столы порционных холодных блюд) – с 7-го класса; влажная уборка учебного помещения – с 8-го класса;

собиранию и изготовлению коллекций местного природного материала, гербариев учащимися 3–11-х классов;

ремонту наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке (проклейка, ремонт переплетов) учащимися 3–11-х классов;

благоустройству территории (озеленение, уход за цветниками и газонами) учащимися 5–11-х классов;

изготовлению изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов учащимися 5–11-х классов;

ремонту мебели, спортивного и игрового инвентаря учащимися 8–11-х классов.

Запрещается привлекать учащихся к работам, запрещенным законодательством Республики Беларусь, в том числе в соответствии:

со списком работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 2 февраля 1995 г. № 13 «Аб Спісе работ, на якіхзабараняеццапрымяненнепрацыасобмаладзейвасемнаццацігадоў»;

с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 263, 8/22875);

с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 274, 8/22916).

Также запрещается привлекать учащихся:

к работам, опасным в эпидемическом отношении: уборка санитарных узлов, надворных уборных, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот;

к работам, опасным для жизни: санитарная обработка чаши плавательного бассейна, мытье оконных и других стекол, электросветильников;

к мытью полов учащимися младше 14 лет;

к приготовлению блюд, порционированию блюд, кроме самообслуживания за своим столом.

Общественно полезный труд возвращается в школу

Министр образования и науки РФ Ольга Юрьевна Васильева выступила с предложением о возвращении в школу об­щес­твен­но по­лез­ного тру­да:

«Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника. Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет. Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями», — сказала Ольга Васильева на заседании комитета СовФеда по науке, образованию и культуре 26 сентября 2016 года.

Читать еще:  Чай с мятой и мелиссой польза и вред

Она считает, «что без трудолюбия, без навыков, которым прежде всего мы обязаны семье и школе, без навыков трудиться ежечасно, ежесекундно, получать успехи от труда, мы не можем жить».

Предполагается, что введение общественно полезной трудовой деятельности в российских школах начнется со следующего года и будет проводиться постепенно. Обращаясь к педагогам и руководителям образовательных организаций, Ольга Васильева отметила, что «нам никто не мешает заняться этим сейчас».

В комментарии Минобрнауки по поводу предложения главы ведомства отмечается, что «трудовое воспитание всегда присутствовало в советской системе образования и содержится в примерных образовательных программах современной России», и что «министерство планирует скорректировать содержание федеральных образовательных стандартов и разработать методические рекомендации по доступным формам трудового воспитания» с учетом недопустимости превышения нагрузки на учащихся разных возрастных групп.

Идея министра образования и науки Ольги Васильевой по введению в школах общественно полезной трудовой деятельности под­вер­глась кри­ти­ке в средс­твах мас­со­вой ин­форма­ции, вызвала оживленную дискуссию и в социальных сетях.

Противники идеи о введении общественно полезного труда в школах упрекают министра в возвращении к устаревшему советскому опыту, в отвлечении детей от изучения школьного материала и даже в намерении эксплуатировать детский труд. При этом обращается внимание на п.4 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором сказано, что «привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».

По словам Ольги Васильевой она была сильно удивлена, узнав, что прокуратура «на полном серьезе разбирается с обращением мамочки четвероклассника, которого заставили стереть с доски, и мама посчитала это использованием детского труда». «Так быть не должно», — считает министр.

Вместе с тем, следует заметить, что проблему трудового воспитания школьников подняли активисты ОНФ на «Форуме действий. Регионы», состоявшемся в Йошкар-Оле еще в апреле этого года. По их мнению, трудовая деятельность в процессе обучения создаст условия для успешного воспитания общественно активного, ответственного подрастающего поколения. По итогам форума Президент России Владимир Владимирович Путин дал поручение Минобрнауки определить виды трудовой деятельности, которые могут осуществляться обучающимися в рамках образовательного процесса.

Предложения о возвращении трудового воспитания школьников поступали также от муниципальных и региональных органов власти, общественности, педагогов.

Предмет «Общественно-полезный труд» (ОПТ) существовал в советской школе со второй половины 1980-х годов. В 1985 году приказом Министерства просвещения СССР от 11.05.1985 г. № 81 было утверждено Положение об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ, согласно которому обязательный общественно полезный труд предусматривался учебным планом: в II — IV классах — 1 час, в V — VII классах — 2 часа, в VIII — IX классах — 3 часа, X — XI(XII) классах — до 4 часов в неделю.

Направлениями труда школьников, главным образом учащихся младших и средних классов, являлись работы для своей школы, по охране природы, благоустройству, сбору вторичного сырья, учащихся средних и старших классов — работа в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Кроме того, предусматривалась ежегодная трудовая практика учащихся: в V — VII классах в течение 10 дней по 3 часа в день, в VIII — IX классах — 16 дней по 4 часа, в X(XI) классах — 20 дней по 6 часов. В период каникул школьники принимали участие в патриотическом движении учащейся молодежи «Мой труд вливается в труд моей республики» – работали на добровольных началах в составе различных трудовых объединений, в пионерских и других лагерях.

В 90-е годы это направление работы с детьми и молодежью отошло на второй план.

P.S. Кстати, «Ручной труд» как самостоятельный учебный предмет впервые был включен в учебные планы начальных школ и учительских семинарий Финляндии в 1866 году. В России «Ручной труд» начал преподаваться с 1884 г.

При подготовке использовались материалы источников:

Привлечение детей к труду в школе

Большинство современных школ активно используют детский труд в виде дежурства по классу и школе, летней трудовой практики и т.д. Что же такое детский труд в школе: атавизм советских времен или важный педагогический метод трудового воспитания современного подрастающего поколения? Каким образом действующее российское законодательство регулирует труд детей в школе? Кто и на каких условиях может быть привлечен к школьному труду?

В советский период школы приветствовали использование детского труда, поскольку он являлся одним из методов патриотического воспитания. В современном российском обществе взгляды на детский труд в школе изменились, что нашло свое отражение в законодательстве. На сегодняшний день использование детского труда регулируется Законом «Об образовании» (ч. 4 ст. 50), Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 (п. 50), постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет», постановлением Минтруда России от 07.04.1999 № 7 «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную», Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста, утвержденные постановлением Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. № 58 г.

Согласноч. 4 ст. 50 Закона об образовании и п. 50 Типового положения об общеобразовательном учреждении, привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

Таким образом, важнейшим условием привлечение ребенка к труду в школе является наличие добровольного согласия его и его родителей (законных представителей). Данное согласие может быть оформлено в форме отдельного документа (заявления, соглашения, либо условие об этом должно содержаться в договоре между образовательным учреждением и родителями).

Есть другой способ «узаконить» участие детей в дежурстве или летней трудовой практике: принять соответствующее решение на собрании представительного органа школы (например, совета общеобразовательного учреждения, если такой имеется) – органа управления школой, в который входят представители педагогического коллектива, учащихся и их родителей (законных представителей).
Если положение о дежурстве и летней практике есть в школьном Уставе или представительным органом школы, то об этом должны быть в обязательном порядке извещены учащиеся и их родители.

В случае, если добровольное согласие от ребенка и его родителей (законных представителей) не получено, а ребенок, тем не менее, привлекается к труду, это является принудительным трудом, который, согласно ст. 37 Конституции РФ и ст. 4 Трудового кодекса РФ, запрещен. И в этом случае совершенно не важно, оказывалось ли на ребенка психическое или физическое воздействие или нет.
В случае же, если будет доказано, что к ребенку применялись меры принуждения, виновные лица должны быть привлечены к дисциплинарной и (или) уголовной ответственности.

Таким образом, если ребенок и его законные представители не давали согласия на использование труда ребенка, его не могут принудить дежурить по школе, классу, или принимать участие в летней трудовой практике.

Если же сотрудники школы продолжают принуждать ребенка к так называемому «общественно-полезному» труду, либо способствуют созданию дискриминационных условий для лиц, не давших добровольное согласие на труд, можно обратиться с жалобой в районный отдел образования или прокуратуру.

Если же добровольное согласие на труд у школы имеется, то важно следить за тем, чтобы этот труд осуществлялся с соблюдением санитарных норм, норм охраны труда, перечня разрешенных видов работ и нагрузок для несовершеннолетних. В частности, недопустимо в рамках дежурства привлекать детей к мытью окон, подъему тяжелых предметов (например, перетаскивание парт, досок и пр.), к работе в непосредственной близости от автомобильных и железных дорог и т.д.

А как же уроки труда?

Обратим внимание на формулировку ч. 14 ст. 50 Закона «Об образовании». Запрещается привлечение обучающихся образовательных учреждений без их согласия к любому труду, не предусмотренному образовательной программой.

Читать еще:  Чем полезна скандинавская ходьба с палками для мужчин

Согласно п. 6 ст. 9 Закона «Об образовании» основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

Занятия по трудовому обучению необходимо проводить согласно учебной программе (плану), а учащиеся должны быть аттестованы в установленном законом порядке.

Если какие-то виды трудовой деятельности можно обосновать в рамках образовательной программы по труду, например, пошив спецодежды для технического персонала школы или ремонт школьной мебели или техники, то все, что находится за пределами учебной программы, выполняется исключительно на добровольных началах, опять же с соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда детей.

Практике известны случаи, когда руководство школы привлекалось к административной ответственности за то, что во время дежурства освобождало учеников от занятий на целый день. Прокуратура Архангельской области по заявлению одной из родительниц одной из школ города Новодвинска Архангельской области усмотрела в действиях директора школы нарушение Закона «Об образовании», поскольку привлечение конкретного ученика школы к дежурству во время уроков лишает его права на образование в объеме учебных занятий в тот день, когда он дежурит. С тех пор дежурства в школе были отменены.

Прокуратура Верх-Исетского района Екатеринбурга опротестовала правила школ, по которым учащиеся должны были убирать классы и ходить на субботники. Теперь ни один учитель не имеет права назначить дежурного против его воли. Впрочем, директора школ считают такое решение непедагогичным. По их мнению, если такие прокурорские решения станут массовыми, современные дети будут расти еще более избалованными.

Не следует путать дежурство или летнюю трудовую практику, являющуюся, по сути, добровольным трудом на безвозмездной основе с работой несовершеннолетнего на благо школы по трудовому договору.

Согласно ч. 3 ст. 63 ТК РФ с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет может быть заключен трудовой договор, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.

С 16 лет трудовой договор может быть заключен с несовершеннолетним и без согласия родителей (законных представителей) (ч. 1 ст. 63 ТК РФ). Однако следует помнить, что работа учащихся по трудовому договору имеет свои особенности. В частности: работа должна осуществляться в свободное от учебы время; труд должен быть легким; труд не должен быть противопоказан ребенку по состоянию здоровья и возрасту; работа не должны быть вредной или опасной; работа должна осуществляться с соблюдением норм нагрузок, СанПиН и правил охраны труда; работа не должна осуществляться сверхурочно, в ночное время, выходные, нерабочие праздничные дни.

Общественно полезный труд школьников

Некоторые родители и дети, услышав об усилении внимания к общественно полезному труду школьников, возмутятся: «Когда? Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия, помощь по дому. Времени на общественно полезный труд у них нет».

Но сами мамы и папы когда-то в школе убирали класс, ухаживали за пришкольным участком, разводили в классе цветы, собирали макулатуру, более того — металлолом, приводили в нормальное состояние книги и учебники в школьной библиотеке и многое другое. Разве не с теплыми чувствами вспоминаете эти моменты школьного периода жизни?

Почему же теперь дети не могут оказывать посильную помощь школе, а по сути — самим себе. И не только тем, что делают родной город, поселок, деревню, школу и пришкольный участок красивее, комфортнее для себя и других, но и тем, что ощущают свою нужность, причастность к делам всей страны. Они приобретают важный жизненный опыт. Причем результат виден сразу. Посадили в парке аллею лип — приятно и самим там погулять, и другим людям тоже. Собрали макулатуру, а на вырученные деньги усовершенствовали школьную спортивную площадку и т.д.

Можно работать в учебных мастерских, изготавливая предусмотренную учебной программой продукцию не только для себя, но и для школы. Ремонтные бригады могут производить мелкий ремонт, например, школьной мебели, садового инвентаря (грабли, лопаты и т.д.).

В начале учебного года было бы полезно руководству школы рассказать ученикам и родителям, какие именно виды общественно полезного труда планируются и что станет его результатом. Например, если собирают макулатуру, то для чего, с какой целью, а потом рассказать, сколько собрали, какую сумму получили и как ее расходовали.

И не общими словами отчитаться о расходе общественных денег, например, на ремонт школы (что это такое — никто не знает, но каждый год на эту статью уходят большие суммы), а конкретно: в кабинете номер 2 заменили старые стулья на новые и на это ушла такая-то сумма, также оборудовали баскетбольную площадку около школы, на что было потрачено столько-то денег. Осталось столько-то, их можно потратить на закупку новых интересных книг в школьную библиотеку. Тогда мотивация участия в таких делах будет более высокая.

Можно объявить конкурс на предложения добрых дел или повесить специальный почтовый ящик в школе для подобных предложений. Что еще могут ученики сделать? Помочь немощным людям с уборкой и покупкой продуктов, сделать игрушки для детского сада, показать им интересный спектакль и т.д. Это развивает в школьниках инициативность, чувство ответственности не только за себя, но и за все, что происходит вокруг. Такие ребята никогда не станут равнодушными, безучастными.

Тема трудовых лагерей более проблемная. И вовсе не потому, что дети должны будут во время летних каникул работать на школьных участках, оказывать посильную помощь библиотекам, благоустраивать родную школу, класс. Летом многие родители берут отпуск, и не всегда заранее могут определить, как будут его проводить. Отказываться от долгожданной поездки, путешествия, переезда на месяц на дачу из-за необходимости отработки в летнем трудовом лагере никому не хочется. Скажете, что нужно просто записаться на месяц, когда у родителей точно не предусматривается отпуск. Но почему-то получается так, что равномерно распределить учеников на выполнение общественно полезного труда по летним месяцам не получается: либо всем нужно в начале лета, либо в середине, либо в конце августа.

Некоторые родители на все лето отправляют любимое чадо к дедушкам и бабушкам или другим родственникам в пригород или деревню, чтобы ребенок мог отдохнуть на свежем воздухе, набраться сил к новому учебному году. Что делать с ними? Ведь они могут отработать либо в начале июня, либо в конце августа. А если таких половина школы? Где взять столько работы на это время и кто будет работать в остальные месяцы?

Родителей беспокоит также, не принесет ли выполняемая работа вред здоровью их ребенку? Рассказывают ли детям про технику безопасности? Как обстоит дело с медицинской помощью? Будут ли мамы и папы в курсе, к каким конкретно работам будет привлекаться их ребенок? Не придется ли пропускать дополнительные занятия?

При привлечении детей к общественно полезному труду, естественно, необходимо учитывать посильность нагрузки, а также состояние здоровья. Если выявились ученики, которым по медицинским показаниям нельзя заниматься физическим трудом, они могут принести пользу, занимаясь облегченным или интеллектуальным трудом: помощь в библиотеке, составление графиков и т.д.

Ясный, понятный инструктаж по технике безопасности должен проводиться с учащимися при выполнении любых видов работ. Они должны понимать, как правильно выполняется то или иное действие, что может случиться, если нарушить данные инструкции и какие должны быть эффективные действия в этом случае.

Выполнение любых работ школьниками должно быть обеспечено доступной медицинской помощью, которая в случае необходимости сразу же должна быть оказана.

К общественно-полезному труду привлекать школьников можно только с письменного согласия его родителей или законных представителей.

Родители понимают необходимость общественно полезного труда. Однако опасаются, что эти работы пойдут в разрез с графиком школьных и дополнительных занятий ребенка, установленным с огромными усилиями к октябрю. В наше время необходимо учитывать тот факт, что многие учащиеся, если не все, активно посещают курсы, факультативы, спортивные секции, кружки, тренинги, музыкальные или художественные школы. Дополнительные занятия стали полноправной важной частью качественного образования. Это нужно обязательно учитывать при привлечении школьников к общественно полезному труду.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector