Что такое смысловое чтение и чем оно полезно?

Особенности смыслового чтения

Чтение помогает развиваться и узнавать много нового. Но важно не только то, что мы читаем, но и то, как мы это делаем. Чтобы понимать текст, следует освоить смысловое чтение. А что это такое? И как этому научиться?

Это чтение, которое подразумевает вникание в смысл текста, извлечение главных мыслей и максимально рациональное и эффективное использование информации.

Зачем это нужно?

Особенно полезным смысловое чтение будет во время обучения в школе и в институте. Освоив технику, учащийся сможет сократить временные затраты на изучение материала, так как будет быстро понимать смысл прочитанного и извлекать всё самое нужное. Но пригодится такое чтение и на работе, особенно связанной с необходимостью изучения больших объёмов информации.

В чём заключается смысл?

Основные навыки смыслового чтения:

  • Осмысление целей чтения. Важно выяснить, что именно даст прочтение текста. Так, это могут быть освоение новой информации, выделение конкретных фактов, повторение изученного или же ознакомление с неизвестными ранее данными.
  • Умение выбирать определённый вид чтения с учётом его целей. Существует несколько основных видов: ознакомительное чтение, просмотровое (поисковое) и изучающее. Ознакомительное предполагает выявление основой идеи, поиск ключевых мыслей. Поисковое или просмотровое чтение – это поиск каких-то конкретных фактов и оценка важности и значимости текста. Изучающее чтение самое сложное. Читатель должен вникнуть в текст, освоить и понять его полностью, запомнить точные данные, чтобы впоследствии использовать их.
  • Извлечение нужной информации, причём из текстов самых разных жанров: художественных, публицистических, научных и так далее.
  • Умение определять важную и основную информацию в тексте и второстепенную, то есть бесполезную и ненужную.
  • Умение одинаково хорошо воспринимать тексты всех жанров и ориентироваться в них. Это непросто, ведь могут встречаться сложные термины, обороты, непонятные слова.
  • Умение не только принимать языковые средства массовой информации, но и давать им адекватную и объективную оценку.

Также по мере изучения материалов может потребоваться делать записи или пометки, выделять темы и подтемы, использовать разные источники информации и точки зрения, изучать новые термины и неизвестные слова, использовать иллюстрации и сопоставлять их с написанным, выделять и запоминать отдельные мысли и факты, акцентировать внимание только лишь на полезной информации, понимать содержание, используя только лишь подзаголовки, по ходу прочтения пытаться прогнозировать дальнейшие события и даже анализировать свои мысли и эмоции.

Описание процесса

Возможные этапы смыслового чтения:

  1. Внимательное прочтение предлагаемого текста. Стоит максимально вникать в него и не отвлекаться.
  2. Выделение основных мыслей текста, то есть того, что пытался донести до читателей автор.
  3. Сопоставить выделенные главные мысли между собой, оценить их соотношение, выяснить связь.
  4. Разделить текст на смысловые части, взяв за основу главную мысль.
  5. Сформулировать все главные мысли в виде вопросов. Записать эти вопросы как пункты плана текста.
  6. Воспроизведение текста по составленному плану.
  7. Быстро прочитать текст ещё раз, чтобы проверить, не было ли упущено что-то важное.

Как научиться?

Обучение смысловому чтению – это непростой и довольно длительный процесс. Вообще, желательно иметь наставника, который будет помогать и вносить поправки. Сегодня смысловому чтению учат в некоторых школах, что позволяет более эффективно и быстро усваивать программу.

Если наставника нет, то можно попробовать самостоятельно освоить следующие приёмы:

  1. Вопросы. Очень важно научиться задавать вопросы по тексту. Если они составлены правильно, это значит, что информация усвоена.
  2. Составление так называемых «толстых» и «тонких» вопросов. «Толстые» более сложные, потому что требуют развёрнутого и подробного ответа или даже частичного воспроизведения текста, а также анализа данных. К таковым относятся: «Что будет, если …?», «По каким причинам так произошло?», «В чём различие между …?». «Тонкие» же вопросы предполагают предельно простой односложный ответ. Вот примеры: «Кто?», «Когда?», «Что?», «Где?», «Верно ли?», «Было ли?» и так далее.
  3. Задания. Можно попробовать придумать задание к тексту, например, составить кроссворд или ребус. Но это потребует немало времени.
  4. Воспроизведение текста. Прочитав его, попробуйте сделать подробный пересказ, причём соблюдая последовательность и не забывая о мелких деталях.
  5. Пометки. Если текст сложный, то в местах, требующих дополнительного разъяснения (термины, диалекты, сложные обороты) можно делать пометки. После изучения полного объёма информации вспомните о сделанных пометках и выясните всё, что вас интересует.
  6. Остановки или изучение по частям. Если вам сложно сразу запомнить весь объём данных и изучить весь текст полностью, попробуйте делать передышки. Прочтите часть, задайте вопросы, воспроизведите информацию, выясните, всё ли вам было понятно. Продолжайте читать дальше, снова сделав паузу через определённое время.
  7. Конспектирование. Можно записывать основные мысли, чтобы не забыть их.

Что такое смысловое чтение и чем оно полезно?

Дата публикации: 13.11.2019

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МАОУ СОШ №82

Населенный пункт: Пермский край

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №82 г.Перми

«Приемы смыслового чтения»

Автор Гашева ГН

1. Прием «Минута 20»

Класс делится на группы равные по силе. От каждой группы выходят по одному представителю и садятся на стулья, на которых лежат тексты новых произведений (может быть учебник, может быть просто набранный текст. Если вдруг кто-то из ребят читал произведения в учебнике, опережая всех, тоже нет ничего плохого, главное, что они читают – это уже хорошо!)

Учитель дает ребятам установку: читать текст, стараться его понять и запомнить!

По команде учителя эти ребята начинают читать текст. Через одну минуту и 20 секунд опять дается сигнал, дети останавливают чтение и возвращаются на свои места. В своих группах чтецы пересказывают содержание прочитанного, группа слушает и запоминает услышанное. (могут попутно заполнять «Карту историй»).

Через одну минуту эти же чтецы возвращаются на свои места и по команде продолжают чтение текста. (с того места, где остановилась, его они ищут после сигнала).

И так в три подхода. (могут некоторые ребята успеть дочитать до конца, некоторые не успеют, вывод: учись читать быстрее!)

Потом выходят уже другие ребята по одному от группы и по очереди , по небольшим кусочкам пересказывают услышанный текст. (по сигналу поднятой руки можно добавлять упущенные детали).

Когда пересказ закончен, учитель обращается к ребятам в группах, чтобы те тоже дополнили сказанное, если что-то было упущено.

Надо предложить детям озаглавить текст, потом всем раздается текст. Ученики сравнивают свой вариант заголовка с оригиналом. Далее ребята читают его самостоятельно. Можно это задание дать на дом.

В конце приема обязательно подвести итог: сколько человек читало? Сколько пересказывало? Отметить тех ребят, кто очень хорошо донес содержание произведения или работал в течение урока.

2. Прием «Тонкие и толстые вопросы»

«Тонкими» условно называются вопросы, на которые можно дать однозначный ответ. «Толстые» — вопросы проблемного характера, требующие развёрнутого ответа, знания материала. Педагогический приём «тонких и толстых вопросов» направлен на формирование умения задавать корректные вопросы и грамотно отвечать. Уровень интеллектуального развития школьника определяется по вопросам, которые формулирует ребёнок по заданной теме. Учитель видит, изучен ли материал, доступен ли для понимания ученика, способен ли ученик устно изложить изученное. Обучая детей мыслить, педагог помогает им доказательно обосновывать ответ.

— Как называется произведение?

— Кто автор произведения?

— Кто главные герои?

— Где происходят события?

— Опишите главного героя (конкретно указывается кого).

— К какому литературному жанру относится произведение?

— Что было бы, если .

— Как автор относится .

— Что автор хотел .

— Какая пословица подходит .

— Какова главная мысль произведения?

Эти вопросы можно применять и на окружающем мире:

*Дайте три объяснения, почему… ?

*Почему вы думаете… ?

*Почему вы считаете… ?

*Предположите, что будет, если… ?

Работа с его применением строится в 3 этапа:

I этап. Дети учатся формулировать «тонкие» вопросы, потом «толстые». Причём в начальном звене малышам можно предлагать дополнять начало каждого вопроса, а вот в среднем и старшем ребятам следует учиться составлять их полностью.

II этап. На этой стадии школьники записывают формулировки.

III этап. В процессе работы с текстом дети вносят вопросы в таблицу, а затем задают их друг другу. От учителя требуется делать смысловые паузы, если материал представляется в устной форме

Задача преподавателя — показать разницу между «тонкими» (однозначными) вопросами и «толстыми», имеющими несколько аспектов рассмотрения. Для этого при введении техники в работу педагог сначала формулирует вопросы сам, затем с помощью учеников, а через пару месяцев регулярного использования составление вопросов может быть отдано на откуп детям

3. Прием «Океан вопросов» (поверхностные, подводные и глубинные)

Работа над этим приемом ведется по аналогии с «Тонкими и толстыми вопросами».

4. Прием «Карта историй» (см.документ «Карта историй»)

Использовать эту карту можно на любом этапе урока литературного чтения. Вводить его надо с совместного заполнения карты. После того, как дети поняли, что именно надо вписывать в каждый сектор, работу с картой можно разнообразить. Заполнять индивидуально, дома, в группе, обмениваться заполненными картами между группа с оцениванием. И самый последний этап – это когда по какому-то произведению дети меняют содержание секторов (например: в сказке «Колобок» героями станут Маша и медведь). Карта заполняется на доске, а потом ребята составляет новую версию произведения.

2. Прием «Семь ПОЧЕМУ?»

Этот прием предполагает работу по сюжетной картинке. Учитель должен составит не более семи вопросов по содержанию картинки, вопросы должны начинаться со слова ПОЧЕМУ и последовательно привести к главной мысли этой картинки. Далее этот прием можно переложить на литературное произведение.

— Почему убегает лиса? (Лиса убегает потому, что за ней гонится кот.)

— Почему за ней гонится кот? (За ней гонится кот потому, что она несет петуха.)

— Почему она несет петуха? (Она несет петуха потому, что схватила его, и хочет съесть.)

— Почему петух попал в беду? (Петух попал в беду потому, что он не послушал кота и открыл дверь лисе.)

— Почему нельзя открывать двери незнакомцам? (Нельзя открывать двери незнакомцам потому, что это очень опасно!)

Читать еще:  Что за ягода ирга и чем она полезна?

6. Прием «Шесть шляп»

Прием проводится в группах.

Шесть шляп мышления — простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная «шляпа». Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

Шесть шляп мышления

Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.

Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.

Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа — это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.

Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа — это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.

Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

Наглядность, простота освоения и применения.

Умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения.

Позволяет отстранить свое эго от мышления.

Для эффективного применения требуется развитое воображение и тщательная тренировка.

Большая психологическая нагрузка.

Более эффективное использование процесса мышления при решении проблем.

Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь менять различные типы мышления с такой же легкостью, как и цветные шляпы.

Текст «Спасение бельков»

В середине марта, когда среди льдов появляются на свет белоснежные детеныши тюленей, мир отмечает День белька. Это праздник с долгой и тревожной историей.

Еще пару десятилетий назад беспомощных новорожденных тюленей убивали сотнями тысяч ради дорогого меха. Десятки общественных организаций, тысячи человек, в том числе ученые, знаменитые актеры, музыканты объединились, чтобы потребовать запрета жестокого бизнеса, но все было безуспешно.

Гринпис выступал против промышленной заготовки меха бельков с 1970-х. В Канаде активисты по спасению бельков старались опередить браконьеров, приезжали на места обитания зверей и метили бельков несмываемой ярко-зеленой краской, что делало их убийство бессмысленным. Так люди спасли детёнышей тюленей от гибели.

Современный подход к формированию навыка смыслового чтения

«Люди перестают мыслить,
когда перестают читать»
(Д. Дидро).

Трудно не согласиться со словами Д. Дидро, жившего более 200 лет назад. Но за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему в российском обществе, как и во многих странах мира, сильно изменилось. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, 2003 — 2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности, а в нашей стране разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения в России». Программа ставит перед собой цель развития грамотности и культуры чтения в России, повышения интеллектуального уровня граждан страны, а, следовательно, и ее конкурентоспособности на мировой арене. Сроки реализации Программы – 2007 -2020 годы.

Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.

Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.

  • понимание содержания и смысла читаемого.
  • способ чтения,
  • темп чтения,
  • правильность чтения,
  • выразительность.

Многолетний опыт работы в школе показывает, что учитель начальных классов, обучая детей чтению, большее внимание уделял технической стороне чтения. И для оценки навыка чтения в школах применялся контрольный срез, который так и называется «Проверка техники чтения» (о самом факте его проведения всегда было много споров). При этом многие годы при оценке навыка уделялось первостепенное внимание параметрам «способ чтения», «темп чтения», «правильность чтения», «выразительность», а параметр «осознанность чтения» рассматривали на самом последнем месте, т.е. первостепенной считалась техническая сторона чтения.

В современном обществе умение школьников читать, не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само определение значение слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчинённую первой (смысловой), обслуживающей её.

Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента:

— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; [1, с. 9].

Что такое «смысловое чтение»? В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально — делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [2, с. 98].

Исходя из этого определения, можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:

  • умение осмысливать цели чтения;
  • умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
  • умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
  • умение определять основную и второстепенную информацию;
  • умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально — делового стилей;
  • умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Зная и понимая это, учитель должен создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения.

К основным типам чтения относятся: коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное и самостоятельное.

Основными видами чтения являются: ознакомительное, поисковое или просмотровое, изучающее и вдумчивое.

Ознакомительное чтение направлено на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста.

Поисковое или просмотровое чтение предполагает нахождение конкретной информации, конкретного факта.

Изучающее чтение имеет цель извлечь полную и точную информацию с последующей интерпретацией содержания текста. Такое чтение требует от читателя умений:

  • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;
  • выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
  • сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией;
  • переносить информацию текста в виде кратких записей;
  • различать темы и подтемы научного текста;
  • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.

Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как

наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений:

  • предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
  • понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения;
  • анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения и др.

Как видно из классификации типов и видов чтения, смысловое чтение нельзя рассматривать как отдельный вид чтения. Смысловое чтение характеризует уровень чтения. Оно нацелено на постижение читателем ценностно-смыслового содержания текста, на вычитывание того смысла текста, который задан целью чтения. Чтение не должно быть бесцельным.

Когда следует учителю начинать работать над формированием навыка смыслового чтения?

Как только школьник начал овладевать технической стороной чтения. Уже в период обучения грамоте следует уделять внимание и совершенствованию технической стороны чтения и параллельно работать над смысловой стороной чтения. Ребёнок должен понимать, зачем он читает. На данном этапе учитель озвучивает ребёнку цель чтения. Читаю, чтобы узнать новое слово, понять его смысл, построить с ним словосочетание. Понять смысл одного предложения, небольшого текста – это первые шаги по выработке навыка смыслового чтения. Как правило, в этот период в основном учитель использует на уроках коммуникативное чтение вслух, учебный и самостоятельный тип чтения. Проверить понятийную сторону чтения на данном этапе можно через алгоритм: вопрос учителя — ответ ученика.

Данные типы чтения используются и в последующие годы обучения, но к ним добавляется и чтение про себя. Выбор вида чтения, безусловно, зависит от цели чтения, а от этого в свою очередь зависит и выбор механизма чтения. Нельзя одинаково читать художественный текс и научно-популярный. Жанровое и стилевое разнообразие текстов, с которым сегодня встречаются обучающиеся, требуют от нас, учителей, продуманной организации детского чтения, прежде всего на уроке. Поэтому на уроке окружающего мира или математики следует использовать механизм чтения отличный от механизма, который используется на уроке литературного чтения, где в основном читаются тексты художественные.

С какими проблемами сталкивается учитель при формировании навыков смыслового чтения?

Какие можно предпринять шаги для ликвидации этих проблем?

Проблема 1. Многолетняя практика показывает, что при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. Проще говоря « дети не вчитываюся в задание».

Шаги: Систематическая работа по анализу учебных заданий, инструкций, которые имеются в современных учебниках. Работа должна быть направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в формулировке задания, на развитие понимания смысла задания. Нужно показывать и учить детей переводить задание или инструкцию в алгоритм действий, схематично изображая порядок выполнения задания или инструкции с использованием разных знаков и символов, которые могут быть предложены учителем или детьми.

Читать еще:  Чай пуэр черный польза и вред

Проблема 2. Работа по формированию навыков смыслового чтения не должна ограничиваться только уроком и многократным обращение к одному и тому же тексту.

Шаги: Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом, а далее сопоставить свою работу с работой других обучающихся. Многие УМК для обучающихся начальной школы имеют тетради для самостоятельной работы на печатной основе (например, УМК «Перспективная начальная школа»). Их активное использование так же способствует формированию навыков смыслового чтения. Ребёнок имеет возможность самостоятельно работать с незнакомым текстом дома или в классе индивидуально, в паре, в малой группе, а разнообразие видов заданий к текстам способствуют выбору соответствующего вида и механизма чтения. Например, дать ответ на поставленный вопрос кратко или полно; выбрать правильный ответ и подтвердить свой выбор фрагментом текста (цитатой), используя цветные карандаши; высказывание своей точки зрения и краткое её изложение; приведение доводов, как в поддержку высказывания, так и его опровержения; объяснение различных ситуаций с помощью текста и пр. При этом происходит речевое развитие ребёнка.

Проблема 3. Использование в процессе обучения лишь традиционных технологий и методов обучения.

Шаги: Изучение и использование учителем инновационных педагогических технологий. Например, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Её приёмы (INSERT, тонкие — толстые вопросы, чтение с остановками, волшебный мешочек, зигзаг, приём ЗХУ, двучастный дневник и др.) как нельзя лучше работают на формирование навыков смыслового чтения.

Проблема 4. Узкий круг самостоятельного детского чтения. Преимущественно школьники для самостоятельного чтения выбирают художественные тексты: сказки, весёлые шуточные стихи, юмористические рассказы, детские детективы и мало читают научно-познавательной литературы, произведения русских классиков.

Шаги: Использовать возможности урока развития речи для знакомства детей с текстами разных стилей, раскрыть особенности их построения, черты отличия от художественных текстов, показать приёмы работы с такими текстами. Предлагать школьникам читать не только «сплошные тексты», но и «несплошные». Содержание учебников (например, математика, автор А. Л.Чекин) требует, чтобы школьники уже в начальной школе умели вычитывать и обобщать информацию из таблиц, графиков, диаграмм, рекламных материалов и т.п., т.е. смысловую сторону чтения можно и нужно развивать не только на уроке чтения, но и на любом другом.

Коллективное посещение библиотеки, библиотечные уроки, совместные внеклассные мероприятия так же способствуют расширению читательского кругозора, формированию читательской культуры.

Проблема 5. Низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся.

Шаги: Анкетирование родителей, тематические родительские собрания, открытые уроки с приглашением родителей, индивидуальная работа с родителями.

Проблема 6. Незнание или непонимание психологических составляющих навыков смыслового чтения. В каждом классе найдутся дети, испытывающие большие трудности при самостоятельной работе с текстом учебника, задачи по математике, слайда и т.д. Они с большим трудом или совсем не воспринимают информацию, которую несёт текст. Дети испытывают трудности в понимании текста, в выделении смысловых единиц, в установлении причинно-следственной связи между смысловыми единицами, в формулировании основной мысли текста, в формулировании вопросов к тексту, в поиске ответов на вопросы к тексту.

Шаги: Для оказания помощи в преодолении перечисленных трудностей учитель должен понимать психологические составляющие смыслового чтения. Это зрительное восприятие, произвольное внимание, смысловая память, логическое мышление, мотивация. Для выявления детей, испытывающих подобные затруднения, необходима совместная работа учителя, педагога – психолога, логопеда и своевременная диагностика.

Государственный федеральный образовательный стандарт предполагает по завершении каждого года обучения выполнение обучающимися итоговой контрольной работы. Данную работу, на мой взгляд, можно рассматривать, как показатель сформированности умения работать с текстом, т.е. проверить уровень сформированности навыков смыслового чтения.

Важно уже в первом классе не упустить тех детей, которые показали низкий уровень выполнения работы, организовать совместно с педагогом-психологом работу по ликвидации трудностей.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования также предполагает обеспечение преемственности всех ступеней общего образования.

Следовательно, работа по формированию навыка смыслового чтения не должна прерываться при переходе обучающихся начальной школы на следующую ступень обучения. Учитель – предметник в рамках своего предмета должен проводить работу по развитию и совершенствованию навыков смыслового чтения.

Смысловое чтение

Установленные новыми ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности. Один из метапредметных результатов начального образования звучит так: «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах», а в стандарте основного образования один из метапредметных результатов сформулирован как «смысловое чтение».

Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. В 21 веке проблема чтения привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире.

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.

С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя. Поэтому одна из основных психологических задач обучения смысловому чтению – активизация психических процессов ученика при работе с текстом. А.А. Леонтьев пришел к выводу, что содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и опыта.

Процесс чтения состоит из трех фаз. Первая фаза (предчтение) — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ. Вторая фаза (чтение) — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами. Третья фаза (постчтение) — это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

  • осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • определением основной и второстепенной информации;
  • формулированием проблемы и главной идеи текста.

Типы текстов

Валгина Н.С. выделяет художественные и нехудожественные тексты. Нехудожественные тексты характеризуются установкой на однозначность восприятия; художественные — на неоднозначность.

В качестве признаков художественной и нехудожественной коммуникации чаще всего называют:

  1. присутствие/отсутствие непосредственной связи между коммуникацией и жизнедеятельностью человека;
  2. отсутствие/наличие эстетической функции;
  3. отсутствие/наличие подтекста;
  4. установка на однозначность/неоднозначность восприятия;
  5. установка на отражение реальной/нереальной действительности.

Художественный текст строится по законам ассоциативно-образного мышления.

Нехудожественный – по законам логического мышления. В художественном тексте жизненный материал преобразуется в своего рода «маленькую вселенную», увиденную глазами данного автора. Поэтому в художественном тексте за изображенными картинами жизни всегда присутствует подтекстный, интерпретационный функциональный план, «вторичная действительность».

В материалах PISA дана классификация текстов по структуре (сплошные и несплошные) и по по ситуации (контексту) использования (для личных целей, для общественных целей,для рабочих целей, для получения образования).

К сплошным относятся:

  • описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и.т.д.);
  • повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов);
  • рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения

К несплошным текстам относятся:

  • графики;
  • диаграммы;
  • схемы (кластеры);
  • таблицы;
  • географические карты и карты местности;
  • план помещения, местности, сооружения и т.д.

Стратегии чтения

Путь и программа действий чтеца называются стратегией чтения. Обучение стратегиям чтения включает не только умение раскрывать иерархию информационных уровней (факты, мнения, суждения), иерархию смыслов текста (основная мысль, тема, подтема, микротема и т. д.), но и собственно процесс понимания (рефлексивная информация), т. е. процедуру обучения пониманию при чтении.Развитие способностей смыслового чтения помогут овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения. Владение навыками смыслового чтения позволяет продуктивно учиться по книгам всегда.

В настоящее время известно около ста стратегий, добрая половина из которых активно применяется в учебном процессе. Уже существуют списки «любимых» стратегий (создаются в ходе семинаров или тренингов)для учащихся и студентов, преподавателей и учителей.

Примеры наиболее распространенных стратегий.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ

Автор: Худова Марина Евгеньевна

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

КАК ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ

В данной статье представляется опыт работы трёх лет учителя русского языка литературы по смысловому чтению. Как помочь ребёнку научиться не просто читать, а читать осмысленно и понимать тексты разных типов.

Данный опыт формирования навыков смыслового чтения как основы интеллектуальных умений может быть применим и при работе по различным УМК по русскому языку и литературе.

В наше время в стране произошло много перемен в политике, в экономике, в искусстве, в образовании. Сильно изменилось отношение к обучению и получению знаний. Это заметно в школе. Если раньше книга и чтение находились на особом положении, то сейчас они уходят на второй план. Мириться с этим трудно и не хочется, потому что в истории человечества чтение всегда играло важную роль: чтение — один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.

Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) , 34% взрослых россиян уже не читает. Идет процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах детей и подростков, особенно у тех, кто живет в неблагоприятных условиях.

Читать еще:  Что полезнее пить на ночь кефир или молоко?

Перед учителем ставится очень важная задача — привить интерес учащихся к чтению, научить их «читать». Большой вклад в решение этой проблемы внесли работы А.В. Брушлиского, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской и многих других ученых.

Процесс чтения рассматривали и такие учёные, как Ф.Смит, Н.Н. Светловская, В.М.Филатов, З.И.Клычникова, И.А.Зимняя.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования, предъявляя требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, в качестве обязательного компонента выделяет «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. По словам В. А. Сухомлинского, «кто не умеет читать – тот не умеет мыслить». Поэтому важно научить ребёнка читать осмысленно. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь, а в дальнейшем и письменная.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части есть в структуре всех универсальных учебных действий:

Ø в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

Ø в регулятивные УУД — принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

Ø в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения.

1 .Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учётом общей готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение — слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста . Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем . Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями . Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. Творческие задания , опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Для более полного восприятия и понимания текста серьезное внимание уделяется рассмотрению основных элементов текста, таким, как заголовок и ключевые понятия. Заголовок концентрирует основную идею, тему произведения, является ключом к его пониманию. Он позволяет осознать первоначальную перспективу, на которую нацеливается читательское понимание, и переосмыслить текст в соответствии с закодированной в нем идеей.

Рассмотрим некоторые этапы работы с текстом согласно технологии развивающего обучения (Л.В. Занкова), которая предполагает вовлечение учащихся в различные виды деятельности, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи [6].

Перед чтением любого произведения применяется приём «прогнозирования», то есть ученикам предлагаются сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Заголовок предвосхищает, обобщает, концентрирует основное содержание текста, выражает его суть, является своеобразным кодом, расшифровка которого открывает возможности «осмысленной» работы читателя с произведением.

Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.).

В качестве примера формирования навыков смыслового чтения

на уроках русского языка и литературы как основы интеллектуальных умений представлю опыт работы по учебнику русского языка под редакцией Г.Г. Граник. Возьмём тему «Словообразование, или Строительная работа морфем» в 6 классе (§ 11 (стр. 33) «Лексическое значение слова, или О строительной работе суффиксов, префиксов, постфиксов»). В начале статьи учебника предлагается задание: «Попробуйте догадаться, о чём пойдёт речь в этом параграфе» [1]. Каждое слово в названии темы активизирует мыслительную деятельность учащихся, предвосхищает предстоящее чтение и получение новых знаний с опорой на ранее полученные знания. Выдвинув гипотезу о возможном смысле, читатель подтверждает её или отклоняет следующей информацией.

На уроке литературы такой приём можно использовать перед чтением каждого нового произведения. Предтекстовая работа нацелена на постановку задач чтения, на выбор чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста, понятий и словаря текста, на создание мотивации к чтению.

Наиболее распространённые стратегии предтекстовой деятельности: «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», «Вопросы для припоминания», «Рассечение вопроса», «Предваряющие вопросы», «Иллюстрации содержания» и др. Они хорошо представлены в пособии для учителя Н.Н. Сметанниковой «Обучение стратегиям чтения» [3] и статье «Описание стратегий смыслового чтения» [5].

Технология проведения проста. На начальном этапе учитель говорит о том, какую тему будут обсуждать или какой текст читать (в общих чертах). Затем, обсуждая вместе с учениками, составляется кластер – схему или предлагается список слов, с которыми ассоциируется данный текст или вопрос. В конце урока возвращаемся к кластеру, схеме или списку. Очень интересна стратегия «Ориентиры предвосхищения». В табличке к тексту дети знакомятся с суждениями и отмечают те, с которыми согласны. Возвращаются к ней в конце урока, после прочтения текста. Потом объясняют, почему ответ изменился, если это произошло.

В учебнике «Русский язык» по программе Г.Г. Граник такая работа прослеживается постоянно: создаётся впечатление, что учебник ведёт беседу с учеником. Откроем тему «Текст» в 7 классе. § 1 «В Стране воспоминаний. Тексты и не тексты» сразу даёт вопросы для припоминания: «Что такое текст? Кажется, ответить на этот вопрос легко. Рассказы, романы и другие литературные произведения – это тексты. Газетные статьи – тоже. И письма – тексты. А справки, заявления, приказы? Конечно, тексты. Деловые тексты». Такая беседа вызывает интерес, даёт возможность сначала припомнить, ответить на вопрос, а потом посмотреть, что говорит учебник [1].

В 9 классе § 17 (стр. 67) – тема «Эпиграф»: «Помните ли вы, что такое эпиграф?», § 25 (стр. 115) – тема «Литературный язык. Наречия русского языка»: «Что такое литературный язык?», § 27 (стр. 127) – тема «В стране воспоминаний. Типы речи»: «Вспомните, какие вам известны типы речи», § 32 (стр. 150) – тема «Культура речи и речевой этикет»: «Одно древнее изречение гласит: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Каким синонимом в этом высказывании можно заменить слово увидел? Объясните смысл афоризма» [1].

Работая в этом учебном году в 7 классе по учебнику литературы по программе Г.С. Меркина, перед чтением стихотворения А.С. Пушкина «Анчар» дала ученикам такое задание: «Восстановите данные фразы, вставив нужные слова. Какая тема их объединяет?»

1) Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но ____ вершится без труда,

_______ творить трудней (восточная мудрость)

2) Пусть слаб ты,

И со злом вступить не можешь в бой,

Но сам не делай ____

Стоящим пред тобой (восточная мудрость)

3) Следовать ______ — взбираться на гору,

Следовать ____ — скользить в пропасть (русская пословица)

4) ______ человеку – смерть, а __________ — воскресение.

5) Кто злым попускает, тот сам ____ творит (русская пословица)

С этим заданием ученики справились легко и быстро. Оно стало мостиком к этапу целеполагания.

Стратегии текстовой деятельности – «Чтение в кружок» или «Чтение вслух», «Попеременное чтение», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение про себя с остановками» (методика работы со слабочитающими), «Чтение про себя с пометками». Понятно, что на уроке литературы даже в пятом классе невозможно прочитать всё произведение на уроке («Кладовая солнца», «Снежная королева» и другие большие произведения), но поработать с эпизодами можно.

Все методики хороши для осмысленного чтения. Например, целью стратегии «Чтение в кружок» является проверка понимания читаемого вслух текста. Имеющийся в одном экземпляре текст даётся ученику, который читает абзац, остальные ученики слушают его и задают вопросы чтецу, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют. Первым всегда читает учитель, он передаёт первому ученику, затем второму и т.д.

Мне нравится стратегия «Чтение с остановками». Она применяется при чтении текстов различных типов речи. Её цель – управление процессом осмысления текста во время его чтения. Обучающиеся читают отрывок и отвечают на вопросы к нему до перехода к чтению следующего. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания следующего.

Два года (5 и 6 классы) я работала по учебнику литературы под редакцией В. Ю. Свиридовой, который полностью построен по такому принципу (чтение с остановками). Следующие два года — по учебнику автора-составителя А.В. Гулина. Этот учебник построен по-другому: такого разделения нет. Поэтому учитель уже сам думает над остановками, обращает внимание на наиболее важные отрывки или эпизоды.

Послетекстовые стратегии – «Отношения между вопросом и ответом», «Вопросы после текста», «Тайм-аут», «Проверочный лист».

Цель стратегии «Отношения между вопросом и ответом» — обучение пониманию текста. При ответе на вопрос необходимо найти место нахождения ответа.

Можно провести такую работу по выявлению уровня понимания текста после чтения сказки «Шабарша». Ученикам выдаются листочки с заданиями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector